КВН с ажиотажем прошагал по Америке: псевдо-Буш, игры с Одессой и «горячие эстонские парни»

Продолжаем рассказывать историю КВН — на этот раз в американском варианте. Наш собеседник хорошо был знаком любителям КВН в Эстонии по концертным выступлениям "Клуба одесских джентльменов" и по телепередачам "Джентльмен-шоу".

Итак, Евгений Каминский — уже больше 20 лет президент Американской лиги КВН, в составе «Одесских джентльменов» — чемпион первого сезона возрождённого КВН 1986–87 гг., спикер «Клуба одесских джентльменов», первый ведущий телепередачи «Джентльмен-шоу». В 1992 году переехал в США. Совместно с Семёном Лившиным издавал первую русско-американскую юмористическую газету «Окей». Шоумен, автор, продюсер.

Евгений Каминской. Фото из личного архива

 

— Начнём, пожалуй с самого простого вопроса, на который вы наверняка отвечали множество раз: «Что для вас КВН»?

— Да, действительно часто приходилось отвечать на него. И всегда первая реакция — почему они об этом спрашивают? Неужели непонятно? Это ж настолько естественно… Как-то и формулировать неловко…

Смотрите, в детстве КВН был счастьем не идти спать и получить у родителей разрешение вглядываться в маленький чёрно-белый экран, чтоб видеть и слышать там что-то фантастически эксклюзивное. Практически подсознательно начинаешь улавливать, что такое «остроумно и смешно», в основном по реакции взрослых — родителей и соседей, которые обязательно приходили к нам смотреть КВН, особенно тех, у кого в 60-е годы прошлого века не было своего телевизора. И это всё происходило в Одессе, где «на остроумное и смешное понимали давно и серьёзно». И тут появился этот феномен КВН, который стал для одесситов национальным видом спорта.

В школе, как только появлялась возможность участвовать в играх КВН, я включался в него практически инстинктивно. Да, именно так, это был естественный, можно сказать, основной инстинкт. Когда в 1972 году КВН на ТВ закрыли, продолжать играть в него было чуть ли не долгом каждого приличного человека. Разумеется, и в университете я тоже включался в КВН разных форматов, особенно в очень популярные у нас на физическом факультете Одесского университета игры между студентами и преподавателями. Проходили они каждый год в программе Дней Физика в канун 1 апреля. Тем, кто учился тогда на физфаке и был, скажем так, склонен к КВН, очень повезло. Атмосфера была очень располагающая. Нас прямо с первого курса приглашали и очень дружески принимали старшекурсники. Давали роли, слушали наши первые сочинения, помогали расти и чувствовать себя на равных. Чуть ли не идеальный пример вовлечения молодёжи в налаженный процесс.

Вот заметьте, я когда говорю о КВН, то чаще всего звучит слово «естественно». Именно так. Он для меня и многих моих друзей оказался абсолютно естественным делом, без которого ну никак нельзя. Важно, что даже уже не играя в него непосредственно, навыки, привычки, отношения и ещё много чего неуловимого, но очень важного осталось в сознании и в интуиции… А ещё КВН — это почти подсознательный настрой на победу, чем бы ты ни занимался… Это чутьё на близких по духу людей, это тяга к команде, это, в конце концов, вкус. Разумеется, я говорю о КВН, который мне близок по возрасту, по биографии. Это всё очень субъективно и лично.

И, конечно, тот круг кумиров и друзей, которых дал мне КВН, самый лучший на свете. Я бы сказал, КВН — это такая невыводимая татуировка, которая даёт пропуск в компании самых близких по духу людей.

Те, кто по-серьёзному занимался КВН, уже никогда от него никуда не денутся. Он многим либо напрямую поменял род деятельности, либо косвенно добавил в их жизнь много диковинного. Часто вспоминаю выражение кавээнщиков первой волны, которое нам цитировал Валерий Хаит: «КВН ураганом пронёсся над нашими судьбами…»

— Юмор англоязычный существенно отличается от юмора русскоязычного. Как это влияет на качество игры?

— Разумеется, юмор на разных языках — разный. Хотя есть прекрасно конвертируемый юмор, который от перевода ничего не теряет, а иногда даже находит. Пример тому — переводы на русский язык рассказов О. Генри… Но к КВН эта тема пока не относится. КВН и у нас в Америке, и в других странах продолжает быть русскоязычной игрой. Да, есть американские аналоги — так называемые «импров»-театры, командные соревнования стендаперов, комедиантов. Я ходил на эти представления. Бывало и смешно, и остроумно, и креативно. Но их распространённость и популярность несравнимы с КВН.

— В своём начале КВН был своеобразной отдушиной, возможностью в ироничной форме изложить свою позицию, был во многом социальным явлением. А как с этим в Штатах — есть ли место сатире, над чем шутите?

— Место сатире есть везде, где есть кретинизм, абсурд, вероломство, т. е. везде, где живут люди. Поэтому сатира никогда не исчезнет. Конечно, КВН — это далеко не только сатира. И не только юмор. А ещё и ирония, а в идеале и самоирония. И много ещё чего, что перевести в термины и разложить по компонентам невозможно. К счастью. Иначе это было бы скучно и пресно.

— Кто играет в американский КВН: возраст, социальный уровень?

— Давайте представим, что я отвечаю на этот вопрос лет 8-10 тому назад, а то и раньше. Тогда КВН у нас был на суперподъёме. Несколько десятков команд по всей стране, особенно в Бостоне, Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско, Сиэтле. И в других городах, где есть хоть более или менее значительное по численности русскоязычное население. Возраст — от школьного до взрослого. В основном, конечно, 20—30-летние и старше. Студенты, молодые инженеры, адвокаты, врачи, бизнесмены…

Кстати, для некоторого количества самых молодых участников, особенно тех, кто был рождён уже в Америке, русский язык не является первым. Для них участие в КВН — это особая форма хобби, которая выделяет их среди американских сверстников. Это ж как престижно заниматься чем-то таким интересным, что собирает полные залы хохочущих зрителей, да ещё и на иностранном языке! Это ж какая репутация остроумного человека, у которого свой круг единомышленников и поклонников! А теперь внимание. Этот контингент наших кавээнщиков говорить, петь, шутить по-русски умеет, а вот писать-читать — далеко не всегда. И вот представьте, парень или девушка исполняют сценку по-русски, зал смеётся и аплодирует, а счастливый игрок возвращается за кулисы и свой восторг выражает уже по-английски. Громко и азартно: «Yesssssss, I did it!»

Перед началом одного из фестивалей Американской лиги КВН. Открытый Кубок Нью-Йорка. Фото из архива Е. Каминского

 

— А кто зритель?

— Ну, в большинстве своём, естественно, тоже русскоязычная публика. Хотя всё чаще среди болельщиков появляются и англоязычные бой- и гёрлфренды участников игры. И даже если они не понимают, что происходит на сцене, то суперпозитивный заряд команд и экстаз публики мгновенно передаются им. Кто знает, может, желание тоже сыграть в КВН побудит их выучить новый язык! Кстати, хорошо известно, что обучение чему-то новому гораздо лучше происходит на положительном эмоциональном фоне. Так что и здесь КВН может сыграть созидательную роль.

— За эти годы наверняка происходило много весёлых историй вокруг американского КВН. Расскажите пару из них.

— Да, таких много. Не все, правда, для печати. И лучше их рассказывать за столом в тёплой компании…

Однажды команда «Олимпик-Брайтон» вывела на сцену КВН человека, предельно похожего на тогдашнего президента Америки Джорджа Буша-младшего. Они нашли где-то профессионального имперсонатора Буша. Он был настолько похож и видом, и речью, что даже когда ты понимал, что это розыгрыш, всё равно приходилось себе об этом напоминать… А теперь представьте, после выступления «Буш» выходит на улицу в сопровождении кавээнщиков. И вдруг к нему бросается пожилая, но при этом энергичная и шумная женщина. Она говорит приятельнице: «Я же говорила, что это Буш!» Оказывается, она заметила, когда он заходил, и ждала у выхода. Она продолжала: «Ребята, переведите ему. Я плохо по-английски… Переведите, пусть разберётся, почему моим племянникам уже два года не дают американскую визу. Они такие хорошие, институт с красным дипломом. Ну пусть разберётся. Он же к нам на Брайтон пришёл людям помочь?» Ребята смеялись, но перевели. «Буш» пообещал разобраться… Через несколько месяцев капитан команды случайно столкнулся возле того же зала, где был КВН, с этой женщиной. Она его узнала и стала благодарить… Племянники визы получили!

Или вот ещё. Одна из команд летела на игру КВН, кажется, из Чикаго в Бостон. Среди реквизита было бутафорное ружьё. Конечно, оно просветилось, и пассажиру грозили неприятности. Кавээновская находчивость пришла на помощь. Он быстро сказал, что это не ружьё, а уникальный русский народный духовой инструмент. И стал очень артистично дуть в дуло ружья. Уж не знаю как, но ему удалось извлечь или издать какие-то звуки, действительно похожие на звучание какой-то дурашливой дудочки… В общем, инцидент был улажен, команда благополучно села в самолет. Игра была спасена…

Евгений Каминский на сцене в Лос-Анджелесе. Фото из архива Е. Каминского

 

— А как удалось запустить процесс? С чего всё началось?

— Процесс запустил не я. Появление КВН в Америке — как и по большому счёту сам КВН, — дело коллективное. В начале 90-х в Штатах уже поселилось немало кавээнщиков разных поколений. Просто так осваиваться в новой стране им, похоже, было скучно. И вот результат — в 1993 году состоялась первая на американском континенте игра КВН. Серия из трёх игр КВН «Америка — Одесса» имела феерический успех. Нетрудно догадаться, что и в команде Америки большинство составляли одесситы. Капитан сборной США — бывший капитан команды КВН московского Физтеха одессит Ефим Аглицкий. Капитан сборной Одессы — в прошлом капитан команды КВН «Одесских трубочистов» Валерий Хаит. Бывший капитан одесской команды КВН «Деловые люди» Юрий Макаров — ведущий автор американской сборной, а его бывший одноклубник Игорь Кнеллер — ведущий актёр сборной Одессы. И так далее. Друзья, с удовольствием ставшие соперниками во имя открытия КВН Америки. Американская команда, в которой играли знаменитые одесские кавээнщики первого поколения Семён Лившин, Александр Дорфман и другие, была усилена лучшими игроками из других городов. Среди них — Игорь Цукров, один из основателей знаменитой команды «КВН ДГУ». Эстрадный коллектив «Клуб одесских джентльменов», состоящий из чемпионов первого сезона возрождённого КВН, почти в полном составе играл за команду Одессы. Меня, только несколько месяцев как переехавшего в Америку, коллеги-джентльмены «дарили» соперникам. Так что мне повезло в течение одной игры выступать сразу за обе команды. Несмотря на то, что на сцене встречались старые и давно близкие друзья, азарт был настоящий, особенно в любимых всеми импровизационных конкурсах.

Наше покорение Америки началось с Запада, видимо потому, что в Лос-Анджелесе жил организатор этого проекта — ставший к тому времени американским продюсером знаменитый артист Одесского театра оперетты Валерий Барда. Уже наутро после первой игры в Лос-Анджелесе слух о том, что КВН пришёл и в Штаты, разнёсся по всей необъятной стране. Заметьте, это без интернета и мобильных телефонов. Вторая игра была в Чикаго. Лишние билетики спрашивали на улице — вокруг большой чикагской школы, в тысячном зале которой проходила игра. Окрестные жители не могли понять, почему столько говорящих на непонятном языке людей явно не школьного возраста (пожалуй, даже и не «второгодники») с таким энтузиазмом спешат в школу в субботу вечером. Уже после игры мы узнали, что там в зале многие зрители встретили своих давних знакомых, бывших соседей, не имея представления, что они тоже в Чикаго. Ну как удержаться от того, чтоб не сказать: так КВН выполнил одну из своих главных миссий — объединять людей!

К моменту третьей игры — уже в Нью-Йорке — ажиотаж зрителей зашкаливал. Наш самолёт задержался из-за непогоды. Из-за неё же по дороге из аэропорта были пробки. Публика три часа прождала на холоде и встретила участников так, как, наверно, в своё время встречали космонавтов.

Главными победителями тех первых игр стали все иммигранты из бывшего СССР. Стало ясно, что всем им коллективными усилиями и игроков, и болельщиков удалось через все границы и таможни провезти в Америку не только собрания сочинений классиков, хрусталь и ковры, но и нечто гораздо более дорогое — уникальную ценность под названием КВН.

В том же 1993-м прошла серия уже из семи игр между сборной Америки и сборной СНГ. Мы победили во всех семи!

Но в этих турнирах в КВН в Америке играли только те, кто уже успел добиться признания на родине этой великой игры. Другими словами, ветераны КВН. Ждать появления принципиально новых — студенческих команд, состоящих из молодых людей, дебютировавших в КВН уже на американской земле, оставалось недолго. Весной 1994-го две только что собранные команды КВН Нью-Йоркского университета (NYU) вышли на сцену знаменитого «Тадж-Махала» в Атлантик-Сити с приветствиями своим старшим товарищам из команд Америки и Израиля. И началось. В 1995-м команда КВН появилась во всемирно известном университете MIT в Бостоне. Вскоре к этому списку стали добавляться другие бостонские университеты — Harvard, Brandeis, BU… Параллельно на Западном побережье стали играть Университет Беркли и сборная Сан-Франциско. Студенческие и молодёжные команды стали создаваться в разных городах уже по самым разным принципам и с самыми оригинальными названиями. «Чикагские Гангстеры», «Пираты из Сиэтла», «Стиляги из Чикаги», «Южный Темпарамент», «Пляжный Сезон», «Политех» (все три — Нью-Йорк), «Б-2» (Бостон), «Пале-Рояль» и «Ирония Судьбы» (обе — Сан-Франциско) и много других. На базе спортивного лагеря «Олимпик» появилась команда «Олимпик-Брайтон», в которой, пожалуй, впервые на сцену выходили школьники и даже дошкольники.

Вручение Кубка команде «Б-2» (Бостон). Фото из архива Е. Каминского

 

Но я немного забежал вперёд. В 1996-м была создана Американская лига КВН, первым президентом которой стал Игорь Цукров, о котором я вам уже сказал. Кстати, Игорь мне очень помогал, когда в 2000 году я принял у него эстафету президентства в американском КВН. Тогда как раз был непримиримый спор между Бушем и Гором на выборах президента США. А мы с Игорем показали всему миру пример мирной передачи «власти»

— Где, по-вашему, грань между КВН, стендапом, «камеди-клабом»?

— Строго говоря, стендап появился еще в XIX веке. Создатели КВН вряд ли на него ориентировались. Ну а комедийные клубы (Comedy club’ы) были помещениями в американских городах, в которых поначалу выступали не только комики, но и мастера разных эстрадных жанров. В русском же пространстве эти понятия относительно сблизились. КВН во многом — школа, так сказать, кузница кадров для стендапа. Впрочем, КВН по своей сути вещь принципиально коллективная, а стендап — наоборот. Границы дозволенного в стендапе если и существуют, то достаточно условно. КВН всё же придерживается определенных рамок приличия. У меня при этом нет претензии к стендапу за его распространение на территорию «ниже пояса», если только это делается остроумно, нетривиально, креативно. Что касается «камеди-клаба», то благодаря феноменальному успеху телепроекта Comedy Club, созданного бывшими кавээнщиками, возникла яркая форма, сочетающая в себе и традиционный стендап, и старый добрый СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр — Ред.), и, конечно, кавээновское мышление, да и чуть ли не всё, что может вызвать неконтролируемый смех живой аудитории.

— Вернёмся к истокам. Как вы вспоминаете университетский КВН? Что он Вам дал?

— Из моего ответа на первый вопрос, по идее, понятно, что университетский КВН вспоминается с бережными нежностью и благодарностью. Именно тогда укрепилось понимание того, что КВН — это интеллектуальная игра, в которой интеллектуальность — это противоположность скуке, прямолинейности и тривиальности. Это принципиально коллективное творчество, нацеленное на конкретный, а не абстрактный результат, — на победу в глазах жюри и болельщиков, причём не только своих. И ещё это пробуждает инстинкт противостоять банальности и безысходности.

КВН очень многих изменил. Уверен, что к лучшему. Как я уже говорил, многие кавээнщики стали заниматься творческими профессиями. Я, хоть и продолжаю работать в software industry (индустрии программного обеспечения — Ред.), но очень много посвящаю, так сказать, производным от КВН делам: помимо выступления в роли шоумена, ведущего, уже некоторое время занимаюсь написанием и продюсированием театральных проектов. Делаю это совместно с Владиславом Царёвым — моим другом с первого класса одесской школы номер 25, с которым мы потом учились вместе на физфаке ОГУ (Одесского государственного университета — Ред.), потом вместе играли в телевизионный КВН, потом «джентльменили» с гастролями по всему бывшему Советскому Союзу… Пять лет назад вышел наш первый полнометражный моноспектакль «Мужчина перед зеркалом». В нём с триумфами и аншлагами на обоих полушариях Земли играл великолепный Ян Левинзон — звезда команды «Одесские джентльмены», комик высочайшего класса и вообще, на мой взгляд, один из самых одарённых комиков мира. Я не оговорился, мира. При необходимости могу привести аргументы… даже если ничего мне не нальёте. Сейчас мы готовим к выпуску новый моноспектакль — музыкально-комедийную фантазию «Утёсов. 21-й век», в которой роль Леонида Осиповича Утёсова сыграет звезда ТВ и кино Юрий Стоянов.

Команда ОГУ — чемпион первого сезона возрождённого КВН (Евгений Каминский держит медали). Фото из архива Е. Каминского

 

— Вы бывали в Эстонии, в Таллинне? Какие впечатления? Есть ли эстонцы или выходцы из Эстонии среди кавээнщиков в Штатах?

— Конечно, бывал в Эстонии. Первый раз, когда приезжал на свадьбу к троюродной сестре, которая там жила. Мне тогда в молодости, как и многим советским гражданам, очень нравилось бывать в Прибалтике — почти загранице. Ну и Эстония в этом плане лидировала. Приезжать туда было реально очень увлекательно. Кроме того, в Эстонии несколько лет жил и работал один из моих самых любимых писателей Сергей Довлатов. Это тоже усиливает мою симпатию к Эстонии.

В Штатах есть выходцы из Эстонии, как, впрочем, и из всех стран мира. В одной из наших команд КВН участвовали двое эстонцев. Из их уст особенно обаятельно звучали шутки о широко разрекламированной эстонской неторопливости (неважно, реальной или мнимой, но точно популярной среди юмористов). И, естественно, шутки о «горячих эстонских парнях». Иногда даже думаю, что эти «горячие эстонские парни» — такой тонко продуманный PR-имидж, созданный туристскими агентствами. Хотя, конечно, и без этого самобытная Эстония весьма привлекательна. Надеюсь в недалёком будущем приехать и освежить свои впечатления молодости.

Читайте по теме:

От «Трубочистов» до «Джентльменов» — яркие страницы истории КВН по-одесски

Юмор, лирика, философия… Валерий Хаит — человек, которому удалось это объединить

Легенда «Масок-шоу» о гастролях в «сказочной Эстонии»: Люди смеются на одном языке, но по-разному

КВНОдессаСШАтопюмор