В резолюции, принятой польским Сеймом в среду, 14 сентября, содержится призыв к правительству Германии с требованием однозначно принять политическую, историческую, юридическую и финансовую ответственность за ущерб, причинённый Польше в результате военной агрессии гитлеровской Германии 1 сентября 1939 года и пятилетней оккупации страны, сообщает «Польское радио».
Варшава добивается от Германии выплаты 1,3 трлн долларов репараций, указывая на то, что Польша никогда не получала компенсацию за людские и материальные потери, причинённые ей в результате развязанной Германией Второй мировой войны.
Тема, касающаяся выплат в качестве компенсации за понесённые Польшей жертвы в 1939—1945 годах, поднималась ранее неоднократно. Канцлер Германии Олаф Шольц заявил в начале сентября, что этот вопрос закрыт.
«Как и все федеральные правительства до меня, я могу указать, что этот вопрос окончательно урегулирован международным правом», — сказал он тогда изданию FAZ.net. Теперь же Шольц намекнул на пересмотр границ в качестве ответной меры за требование репараций.
Президент Польши Анджей Дуда считает, что его стране следует потребовать репарации и от России, о чем он заявил в интервью Wprost.
«Германия начала Вторую мировую войну и напала на Польшу. Конечно, Россия присоединилась к этой войне позже, поэтому я считаю, что мы должны требовать репараций и от России. Я не вижу причин, по которым мы не должны заниматься этим», — подчеркнул польский лидер.
На это спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин заявил, что слова Дуды оскорбляют память тех, кто отдал свою жизнь во время Великой Отечественной войны.
«Заявление президента Польши реабилитирует фашизм, оскорбляет память наших дедов и прадедов, отдавших жизнь за свободу и независимость польского народа», — передают слова Володина «Известия».
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров оценивает высказывание польского президента как «полное безобразие».
«По-моему, берега уже попутали господин Дуда и премьер-министр [Матеуш] Моравецкий. Они не хотят рассчитаться за 477 тысяч погибших советских солдат, которые освобождали Польшу от фашизма? /…/ Они не хотят поблагодарить нас за спасение Кракова, который не взлетел на воздух? /…/ Я думаю, что, если счёт выставлять — ещё непонятно, кто кому должен», — сказал сенатор.