Первая вышла в прокат не когда-нибудь, а в 1937 году. Она была поставлена известным режиссёром и сценаристом Владимиром Вайнштоком. Тем самым, который на год раньше осуществил экранизацию романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», сразу ставшую культовой на десятилетия вперёд. В 1972-м Вайншток снял ещё одну подобную вещь — «Всадника без головы» по роману Т. Майн Рида. Ради неё мальчишки сбегали с уроков, чтобы попасть на несколько сеансов подряд. В этом временном промежутке у Вайнштока были сценарии и постановки игровых и документальных лент, детективных, приключенческих и на темы борьбы с западными разведками. Самая известная его работа как сценариста — «Мёртвый сезон» режиссёра Саввы Кулиша.
Итак, в 1937 году, в разгар сталинских репрессий, выходит приключенческая «фильма» про пиратов по роману Стивенсона. Могут возникнуть вопросы: как это вообще стало возможным и почему постановщик после неё остался на свободе ?
Постараемся предположительно ответить на эти вопросы. Во-первых, Вайншток как режиссёр стал всесоюзной «звездой» первой величины после неимоверно оглушительного успеха «Детей капитана Гранта» с Николаем Черкасовым в роли Паганеля и музыкой Исаака Дунаевского. Не исключено, что тогда же он попал в разряд любимцев Сталина, который, как известно, лично отсматривал почти каждую ленту и принимал решение о её судьбе. Кроме того, ходили упорные слухи, что Вайншток сотрудничал со спецслужбами, косвенным подтверждением чего являлись его последующие работы вроде упомянутого «Мёртвого сезона» и др.
И всё же рискну сказать, что главной причиной его «безнаказанности», вероятно, было именно идейное содержание. Дело в том, что в вайнштокском «Острове» от стивенсонской книги почти ничего не осталось. Нет, конечно, там имелись и Джим Хокинс, и Джон Сильвер, и капитан Смоллетт, и прочие персонажи, придуманные великим романистом. Но… Хокинс на поверку оказывался юной пламенной революционеркой, а Смоллетт — вождём ирландских повстанцев, сражавшихся против английской тирании. Скорее всего, именно эта «р-р-революционная составляющая» вкупе с пиратскими мотивами (вспомним симпатию «отца народов» к блатным песням Леонида Утёсова) и помогла тогда режиссёру избежать репрессий.
Вайнштоку удалось выйти «сухим из воды», даже несмотря на коллективный донос от своих же коллег-кинематографистов, направленный в январе 1938 года — в самый разгар репрессий! — в газету «Кино» и председателю Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР Платону Керженцеву. Коллеги требовали запретить «Остров сокровищ», поскольку он-де страдал в политическом и художественном отношении «большими пороками» и показывал в «искажённом виде» историю ирландской революции. Однако режиссёру всё сошло с рук. И сие является свидетельством того, что картина понравилась самому главному зрителю идейным содержанием — в том смысле, в каком он его понимал.
Третья экранизация вышла на телеэкраны в самом конце 1982 года в постановке Владимира Воробьёва, вначале в виде трёх, а затем — четырёх серий. Это было уже сугубо приключенческое зрелище, причём, несмотря на прекрасных актёров, довольно слабое по режиссуре, порой напоминающее пародию на первоисточник. Сериал напичкан цитатами из других произведений писателя, погонями, перестрелками, драками, за коими не проглядывается ничего, кроме стремления увлечь зрелищностью молодёжную аудиторию. Джима Хокинса играл 9-летний Федя Стуков, ставший знаменитостью после исполнения роли внучки героини Нонны Мордюковой в фильме Никиты Михалкова «Родня». Его возраст противоречил замыслу Стивенсона: Джиму в романе 12-13 лет, он находится в периоде становления личности, мужания. А маленький Фёдор в силу своего возраста не мог справиться с воплощением этих задач. Впрочем, они перед ним и не ставились.
Четвёртый вариант (1986–1988), снятый замечательным киевским аниматором Давидом Черкасским, — это просто сказочная мультипликационная «хохма», обсуждение которой выходит за рамки нашего повествования.
Посему перейдём, наконец, ко второй и, на мой взгляд, самой главной и глубокой экранизации великого романа, причём не только в советском, но и мировом кино. И к актёру, сыгравшему в ней главному роль, — Ааре Лаанеметсу.
Но сначала зададимся вопросом: а почему «Остров сокровищ» — великий роман? Почему его с неиссякаемым интересом читают всё новые и новые поколения людей?
Да, в нём есть оригинальная приключенческая линия, интрига, путешествия, погони, флибустьеры, сокровища — короче, все составляющие произведения, способного увлечь читателя при первом прочтении. Но возвращаться к большинству таких опусов хочется редко кому. А «Остров сокровищ» читают и читают с момента его опубликования в 1881 году, смотрят и смотрят с 1934 года, когда вышла его первая экранизация в Голливуде.
Ответ таков: сей роман наполнен глубочайшей моралью и библейскими истинами, носителем которых является неоперившийся юноша Джим Хокинс.
Вспомним: его воспитывали отец и мать, небогатые простые верующие люди. Затем он оказывается втянутым в глубоко, по сути, чуждую его душе погоню за награбленными сокровищами пиратов. И здесь для него наступает пора громадных искушений, которые он, несмотря на свой юный возраст, пытается преодолевать с честью и благородством, пытается не испортить страстью к наживе — библейскому Мамоне, золотому тельцу — свою бессмертную душу.
Именно таким сыграл Хокинса молодой эстонский актёр (а впоследствии и театральный режиссёр) Ааре Лаанеметс. На момент выхода фильма ему было 17 лет (род. 6 февраля 1954 в Таллинне).
Партнёрами Ааре по съемочной площадке версии «Острова сокровищ», поставленной Евгением Фридманом, были самые знаменитые мэтры советского кино. Это Борис Андреев (Сильвер), Лаймонас Норейка (доктор Ливси), Альгимантас Масюлис (сквайр Трелони), Андрей Файт (слепой Пью), Витаутас Томкус (Джордж Мерри), Людмила Шагалова (миссис Хокинс, мать Джима).
Лаанеметс отнюдь не стушевался и не затерялся на их фоне. Наоборот: благодаря своей игре, точнее сказать, внутреннему осмыслению и без преувеличения проживанию роли всем сердцем он смог создать образ Джима, наиболее соответствующий авторскому замыслу Р. Л. Стивенсона.
Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно наблюдать за лицом и глазами Хокинса-Лаанеметса в разные драматические моменты повествования. Искренность и доверчивость, свидетельствующие о чистоте души, в них есть всегда. Например, когда он «покупается» на сладкоголосые посулы Сильвера-Андреева, а затем, будучи разочарованным, разоблачает его перед товарищами. И когда совершает «военную хитрость», чтобы их спасти, а самому, возможно, погибнуть. И когда втайне радуется, что Сильвер избежал наказания и, возможно, ещё сможет принести покаяние…
Джим в исполнении Ааре, которому чем дальше, тем больше становятся противными награбленные пиратами сокровища, на несколько голов нравственно выше не только охваченных страстью к наживе «джентльменов удачи», но и некоторых своих лощёных соратников вроде сквайра Трелони. И здесь просматривается глубочайшее соответствие игры актёра «идеологии» романа.
Ааре Лаанеметс начал свою кинокарьеру с роли Йоосепа Тоотса, озорника и проказника, любителя книжек про индейцев и путешествия из картины «Весна» (1969). Это была первая часть трилогии по повестям Оскара Лутса с участием Лаанеметса, посвящённым жизни лютеранского центра Паунвере на юго-востоке Эстонии. Эта сага в кино растянулась на более чем 20 лет. Вторая серия — «Лето» — вышла в прокат в 1976 году, а третья — «Осень» — в 1990-м (в 2019 году в Эстонии была отснята и «Зима» — Ред.). Лаанеметс убедительно показывает эволюцию своего героя и его взросление, нравственные достижения и потери.
Ещё одной заметной ролью артиста был образ Лаймониса в многосерийном телефильме «Долгая дорога в дюнах».
Уйдя из кинематографа в 1990 году, Лаанеметс продолжал играть на сцене. Получив актёрское образование в Таллинской консерватории у известного педагога Вольдемара Пансо , он сначала слежил в таллиннском Эстонском государственном академическом театре драмы им. В. Кингисеппа, в Таллине, а с 1983 — в театре «Эндла» в Пярну. На подмостках артист сыграл ролей гораздо больше, чем в кино — более сорока ролей.
В частности, в таких пьесах: «Сад» (1988) — Денси; «Зорба» (1988) — Никос; «Крысы» (1993) — Харро Хассепреитор; «Эдмунд Кин» (1995) — принц Уэльский.
За свой последний детский мюзикл «Потайной сад» замечательный артист был награждён высшей премией Эстонского театрального союза.
Умер Ааре Йоханнесович Лаанеметс 28 октября 2000 года в возрасте 46 лет от инфаркта.
Читайте по теме:
Игорь Круглов: Романтик Лембит Ульфсак
Игорь Круглов: Убедительность Леонхарда Мерзина
Игорь Круглов: Олев Эскола и его умение интересно играть отрицательных типов