Игорь Круглов: Альфред Ребане — эстонский Жан Габен

Жан Габен, один из величайших актёров XX века (если не самый великий, как считают и многие киноведы, и простые зрители из разных стран мира и, уж конечно, из Франции), был, как известно, олицетворением мужского начала на экране. Он подарил поклонникам «десятой музы» не только множество замечательных ролей, вошедших в анналы киноискусства, но и свой великолепный типаж. Этот типаж затем, усилиями разного рода психологов и специалистов по соционике, был описан и внесён в разработанную ими систему в виде устойчивого психотипа, названного в его честь.

Несколько слов об этой самой соционике, созданной в 1970 годах литовским экономистом Аушрой Аугустинавичюте. Данная концепция систематизации личностных типов и взаимоотношений между ними в серьёзной научной среде считается чрезвычайно спорной и даже псевдонаучной, хотя и имеет большую популярность в околонаучных кругах.

В её основу положены т. н. «теория энергетически-информационного метаболизма» польского психиатра и философа Антона Кемпинского и «типология Юнга» швейцарского педагога и психиатра, основоположника направления аналитической психологии Карла Густава Юнга. Соционика утверждает, что существует 16 неизменяемых типов человеческой личности, хотя в науке общепринято считать, что личность в течение жизни изрядно изменяется.

По правде говоря, подобные теории не слишком по душе и автору этих строк, подозревающему, что на их основе в разного рода лабораториях «бихейвористических» (то бишь поведенческих) структур разрабатываются методики для манипуляций сознанием. Но это лишь личное мнение автора.

Тем не менее общие черты у людей определённых типов, несомненно, имеются.

«Габены», по утверждениям социоников, спокойны, неторопливы и стоически невозмутимы. Зачастую это борцы-одиночки, чей внутренний мир закрыт для посторонних. Они производят впечатление сдержанных, мужественных и очень волевых людей. Молчаливы и скупы на одобрения и улыбки. Но если уж улыбаются, то становятся неотразимо обаятельными.

Отличаются эстетическим вкусом. Элегантно, пусть и неброско, одеваются и даже в лохмотьях выглядят величественными лордами. Часто достигают успехов — и в бизнесе, и в войне, и в политике, — поскольку настойчиво стремятся к своей цели, рассчитывая на максимальный результат. Обычно выбирают одно узкое направление, после чего с железной настойчивостью и упрямством движутся по нему, порой упуская другие возможности. А ещё они ценят красоту, не любят крикливости, сплетен и выяснения отношений. Не поддаются панике, умеют стабилизировать ситуацию ледяным взглядом и жёсткой фразой, произнесённой металлическим голосом.

Все это было присуще Жану-Алексису Монкорже (настоящие имя и фамилия Жана Габена), и потому неудивительно, что человек, давший название целому разделу соционики, сделался одним из её символом на многие годы вперёд.

Жан Габен в роли комиссара Мегрэ во франко-итальянском художественном фильме «Мегрэ расставляет силки», 1958 год. Изображение: Wikimedia Commons

 

Что же касается его профессии, то нередко с ним сравнивали артистов, подпадавших под данный психотип (пишу в прошедшем времени, потому что сегодня сравнивают куда реже, да и сам великий мастер подзабыт). Свои «Габены» встречались во многих театрах и на многих съёмочных площадках. Из самых известных примеров можно привести Ефима Копеляна (его в Большом драматическом театре коллеги так и называли «наш Габен») и Александра Пороховщикова.

Были свои «Габены», конечно, и среди представителей эстонского актёрского цеха. Один из них — народный артист Эстонской ССР Альфред Ребане.

Он родился 9 июля 1902 в Феллинском уезде тогдашней Лифляндской губернии (ныне её территория поделена между Латвией и Эстонией) Российской империи.

В юности пытался совмещать сценическую карьеру с военной. Его дебют на театральных подмостках состоялся в 1922 году в любительском театре «Валга Сяде» в городе Валга. Тогда же, по окончании военного училища, юный артист поступил в бронетанковую бригаду эстонских вооружённых сил, где прослужил до 1934 года, после чего демобилизовался. Работал руководителем физкультурных секций в армейских учебных заведениях. В том же 1934-м поступил в тартуский театр «Ванемуйне», в 1935-м — в Таллиннский драмтеатр, а в 1936-м перешёл в Рабочий театр, также находившийся в Таллинне.

Сцена из постановки по пьесе Б. Лавренёва «Разлом» в Рабочем театре. Таня Берсенева — Лизл Ландау, Годун — Альфред Ребане. Начало 1940-х. Фото: Ajakirja Teater. Muusika. Kino toimetus (AIS)

 

Во время Великой Отечественной войны работал в Эстонском художественном ансамбле, который в числе других эстонских трупп и творческих коллективов был эвакуирован в город Ярославль, о чём мы уже однажды писали. В 1944 году, по освобождении Эстонии от гитлеровских захватчиков, снова стал режиссёром и актёром Таллиннского театра драмы, вскоре получившего имя Виктора Кингисеппа (сейчас — Эстонский драматический театр). С 1946 года Ребане также преподавал театральное мастерство в Государственном театральном институте Эстонской ССР, а в 1950-1952 гг. был главным режиссёром упомянутого театра им. Кингисеппа.

В роли Михаила Ярового, «Любовь Яровая» К. Тренёва (1952). Фото: Karl Oras (AIS)

 

В числе его лучших сценических работ — Капрал («На задворках» О. Лутса), Егор Булычов («Егор Булычов и другие» М. Горького), Рыбаков («Кремлёвские куранты» Н. Погодина) и др. Среди постановок — «На грани ночи и дня» А. Якобсона, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Глубокая разведка» А. Крона, «Недоросль» Д. Фонвизина.

Александра — Эллен Лийгер, Егор — Альфред Ребане. «Егор Булычов и другие» Горького (Драматический театр, 1958). Фото: Eesti Teatri- ja Muusikamuuseum

 

Альфред Ребане снялся в 14 фильмах. Среди них — «Секретная миссия» (1950), «Михайло Ломоносов» (1955), «300 лет тому» (1956), «Ракеты не должны взлететь» (1964), «Война и мир» (1965), «Венская почтовая марка» (1967), «Разведчики» (1968), «Гладиатор» (1969), «Украденный поезд» (1970).

В роли Ивана Даниловича Шумахера («Михайло Ломоносов», 1955). Источник: kino-teatr.ru

 

Отметим, что его «габеновская» харизма (они, кстати, с великим французом имели и изрядное внешнее сходство) привлекала внимание самых выдающихся режиссёров тех лет — например, Михаила Ромма («Секретная миссия», американский разведчик Гаусс), Владимира Петрова («300 лет тому…», гетман Потоцкий) и Сергея Бондарчука («Война и мир», австрийский генерал). Правда, большей частью ему поручались отрицательные персонажи, наподобие вышеперечисленных, — всякие там шпионы, гестаповцы, властолюбивые политиканы и жестокие «сильные мира сего». Но Ребане скупыми актёрскими средствами — в первую очередь глазами, голосом и очень сдержанной мимикой, — передавал нешуточные страсти, коими те были одержимы. (Кстати, и сам Габен тоже нередко играл отрицательных типов, всякого рода «крутых» гангстеров и «крёстных отцов» мафии. А в картине «Сильные мира сего» по одноимённому роману Мориса Дрюона» исполнил роль олигарха, не пожалевшего даже собственного сына.)

В роли гетмана Стефана Потоцкого. Фото: kino-teatr.ru

 

К сожалению, артист и режиссёр Альфред Ребане сегодня практически забыт, как, впрочем, и многие представители старой творческой плеяды. Хотя мастером он был блистательным, и не зря в 1950 году его наградили республиканской премией, а спустя десять лет присвоили звание народного артиста Эстонии.

Умер Альфред Артурович Ребане 29 декабря 1986 года. Похоронен на Метсакальмисту в Таллинне.

Читайте по теме:

Игорь Круглов: Прийт Пыльдроос — первый сценический Ленин Эстонии

Игорь Круглов: Иван Рассомахин — таллиннско-петербургский кузнец знаменитостей

Игорь Круглов: Эстонский драматический театр — более чем 100-летняя летопись успеха

Альфред РебанеЖан ГабенкиноСССРтеатртопЭстония