Лёгкая промышленность Ревеля (историческое название Таллинна — Ред.) вплоть до конца XVIII века была представлена цеховым укладом производства. Именно на его основе работали мастерские по производству одежды, отделке тканей и в другие проявлениях того, что в дальнейшем стало называться «лёгкой промышленностью».
Первой мануфактурой города считается основанное в 1653 году предприятие по переработке шёлка, которое со вступлением в 1721 году Эстонии в состав Российской империи, получив доступ к её сырью, постепенно выросло до шёлковой мануфактуры. Затем, в 1786 году, С. Енсен запустил в районе Юлемисте прядильно-чулочную мануфактуру, а в 1793 году К. Фрезе основал первую мануфактуру по отделке суровых тканей, на которой в разное время работали уже до 150 человек.
Однако это были предприятия, основанные на частном капитале, которые в основном работали на местный рынок. Государственных же вложений в лёгкую промышленность города долгое время не было: развитие экономики Ревеля тормозилось тем, что он считался городом-крепостью и руководство его жизнью было отдано военному ведомству. Когда же в середине XIX века император России своим указом вывел город из числа крепостей государственного значения, началась быстрая индустриализация главного города Эстляндии.
Лёгкую промышленность Эстонии наладил технический прогресс
Дополнительный толчок экономике города дала и открытая в 1870 году железная дорога, связавшая его с Санкт-Петербургом. Из-за этого резко ускорились темпы развития городского порта, через который стало поступать больше сырья, как из других регионов России (прежде всего — Средней Азии), так и из-за границы. Кроме того, в конце XIX века место строительства фабрик уже не было так привязано к реке как транспортной артерии и источнику энергии, поскольку теперь можно было использовать силу пара, а в скором времени — и электрическую энергию.
Устав акционерного общества Балтийской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры был утверждён императором Николаем II осенью 1898 года. В феврале следующего года у властей города был выкуплен участок в самом начале полуострова Копли, считавшегося городской окраиной и служившего местом для выпаса скота. Вскоре начались предварительные работы, а в июле была произведена торжественная закладка фабричных корпусов Балтийской мануфактуры.
Основателями Балтийской мануфактуры считаются учредитель Балтийского торгово-промышленного банка, австро-венгерский консул Джон Эльфенбайн и купец первой гильдии Эуген Блок. Техническим директором предприятия стал чистокровный англичанин Джона, которого в Российской империи называли Иван Ричардович Карр. До этого он на протяжении 22 лет возглавлял в Нарве комплекс текстильных мануфактур Кренгольма, считаясь одним из ведущих специалистов в своей области. Архитектором же здания фабрики выступил Рудольф Кнюпфер. Большая часть оборудования — веретена и ткацкие станки, а также основная паровая установка, насосы и компрессоры были закуплены в Англии. Часть электрооборудования была приобретена в Германии.
Одно из зданий стало самым большим в городе
Здания фабрики, были построены вдоль дороги Теллископли за период с февраля 1899 года по март 1900 года. На момент окончания строительства главное строение предприятия стало самым большим зданием города. При его возведении была использована полурамная конструкция, характерная для промышленных зданий конца XIX — начала XX веков. Стальные балки деревянных потолков опирались на круглые стойки чугунных потолков, а снаружи были кирпичные стены.
Общая длина главного здания достигала 235 метров. В нём располагались трёхэтажная трикотажная фабрика и четырёхэтажная прядильная фабрика. Кроме того, в центральной части строения находился отдел упаковки. К основному корпусу здания были присоединены четыре пятиэтажные башни с резервуарами для воды.
Рядом с фабрикой постепенно вырос целый посёлок для её работников, получивший название «улица Ситси». На ней первично располагались двухэтажные деревянные дома для мастеров с пятикомнатными квартирами и чиновников с двухкомнатными квартирами. В период с 1901 по 1905 годы здесь же было построено пять двухэтажных деревянных секционных домов для рабочих, по 20 квартир с комнатами и кухнями, а затем количество рабочих домов было увеличено дополнительными постройками 1917 и 1923 годов.
2 марта 1899 года Балтийская мануфактура начала работу. С первого дня здесь получили работу примерно 200 рабочих и служащих. В 1900 году были построены почти 2,5-километровая ширококолейная железнодорожная ветка и двухкилометровая узкоколейка, которая использовалась в основном для подвоза топлива к фабричной котельной.
Предприятие быстро развивалось. По состоянию на конец 1901 года на Балтийской мануфактуре было 51824 веретена и 1083 ткацких станка, а число её работников превышало тысячу человек. В 1905 году здесь работало уже более 1400 человек, а больше всего в дореволюционное время работников было зарегистрировано в 1908 году — 2085 человек. До 1905 года рабочий день на предприятии составлял десять часов, затем, под давлением профсоюзов, был сокращён на один час, а в 1917 году снизился уже до восьми часов.
Основной заказчик — город Петроград
Основная часть заказов для Балтийской мануфактуры шла из Петрограда (нынешнего Санкт-Петербурга — Ред.). Перерабатывая поступавший из Средней Азии хлопок, здесь производили суровые ткани для дальнейшей обработки на фабриках столицы. Перед начавшейся в 1914 году Первой мировой войной на мануфактуре работало около 70 000 веретён и 1775 станков, производивших за год около 20 миллионов метров тканей.
После Октябрьской революции 1917 года, когда в Эстонию вошли немецкие войска, были полностью утрачены экономические связи с Россией. Как следствие, предприятие практически остановилось, растеряв и заказы, и источники получения сырья. Когда Эстония получила независимость, постепенно начала восстанавливать обороты и Балтийская мануфактура, но на дореволюционные объёмы производства выйти ей уже не удавалось. В 1939 году здесь работало лишь 1352 человека.
После вступления Эстонии в состав СССР в 1940 году предприятие было национализировано и включено в отраслевые связи лёгкой промышленности большой страны. Балтийская мануфактура начала получать заказы из других регионов страны и, как следствие, быстро развиваться, но Великая Отечественная война остановила этот процесс до освобождения столицы Эстонской ССР от немецко-фашистских войск в 1944 году.
Поскольку на территории Балтийской мануфактуры были огромные разрушения, то, хотя первая тонна продукции была выпущена уже в 1945 году, её полное восстановление длилось до 1950 года, когда состоялся перезапуск предприятия. Оно было полностью заново отстроено и оснащено новейшим советским оборудованием того времени.
Первая советская реновация, которая позволила существенно увеличить довоенный уровень развития предприятия, длилась до 1952 года, а с 1972 по 1974 год на мануфактуре было осуществлено полное техническое перевооружение, после которого она стала одним из крупнейших предприятий лёгкой промышленности Таллинна.
По состоянию на 1978 год комбинат «Балтийская мануфактура», который двумя годами ранее был награждён орденом Октябрьской революции, располагал 51100 веретенами и 1569 ткацкими станками, производя за год 51,9 миллионов метров хлопчатобумажных тканей и 67,7 миллионов катушек ниток. Продукция предприятия не только поставлялась по всему Советскому Союзу, но и шла на экспорт (в основном в социалистические страны Европы).
Балтийская мануфактура пала вместе с Советским Союзом
Однако развал СССР разрушил и Балтийскую мануфактуру. Предприятие, которое в 1990 году произвело почти 170 тысяч квадратных метров ткани, потеряв отраслевые связи, резко снизило объёмы, неудачно попыталось выйти на западноевропейский рынок, а затем и вовсе закрылось.
В 1995 году владельцем торговой марки и территории «Балтийской мануфактуры» стала инвестиционная фирма из Сингапура. Производившее пряжу, вату и неотбеленную ткань в очень малых по сравнению с советскими временами объёмах, предприятие стало называться «Baltex2000». Тогда на нём ещё работало около 500 человек.
Осенью 2005 года работа фабрики «Baltex2000» была остановлена. Руководство обосновало это переоборудованием и переходом на производство текстиля лучшего качества, но оказалось, что это полный конец истории Балтийской мануфактуры.
В 2006 году эстонский текстиль окончательно проиграл своим азиатским соперникам. Великолепный образец промышленной архитектуры, построенный при царизме и увидевший расцвет в советское время, стал безжизненным остовом. Оборудование и всё, что было сделано из металла, ушло в металлолом, а всё бумажное — в макулатуру, в том числе и две библиотеки, одна из которых была основана ещё в 1903 году.
Новые планы: эстонский Голливуд и квартал для жилья и бизнеса
В 2009 году были озвучены проекты о создании здесь целого квартала с 200-метровым небоскрёбом, торговым центром и жилыми домами, а в 2016 году кинематографисты Эстонии озвучили идею о создании здесь крупнейшего для стран Балтии киногородка, в котором будет не менее трёх павильонов для съёмки.
И, наконец, в июне 2020 года было объявлено о скором появлении Мануфактурного квартала, в котором две фирмы построят 70 тысяч квадратных метров жилых и коммерческих площадей.