И всё же самой «звёздной» и, пожалуй, главной его ролью стал крестьянин Бронюс Локис из картины Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» (Литовская киностудия, 1965 год). За исполнение данной роли Бруно Оя в 1967 году получил Государственную премию СССР.
Тогда впервые на советском экране появилась лента, показавшая послевоенное противостояние литовских «лесных братьев» и простых земледельцев, многие из которых ещё вчера воевали в Красной армии. События, описываемые в картине, происходят в 1947 году, во время становления в Литве советской власти. Деревенские жители пытаются налаживать мирную жизнь, но им мешает банда, возглавляемая неким таинственным персонажем по кличке «Домовой».
За год «лесные братья» убивают пятерых председателей сельского совета. Пятым стал отец Бронюса и его родных братьев (их играли Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис и Альгимантас Масюлис). Они все Локисы, что означает «медведи», они не страшатся и потому собираются в отряд, чтобы найти убийц и покарать их. А возглавляет эту операцию возмездия старший «медведь», Бронюс, который с тяжёлым фронтовым ранением долечивался в госпитале, но после гибели отца сбежал оттуда, несмотря на жестокие боли в спине.
Вообще, несмотря на внешнюю простоту картины, на её как бы сугубо «вестерновскую» стилистику, она ненавязчиво, но очень глубоко метафористична. Зритель наблюдает противостояние «братьев» из леса, которые помогали Гитлеру в установлении его господства, — и тружеников братьев Локисов, желающих строить мирную жизнь. Главаря «лесных» (Лаймонас Норейка) в деревне знают как внешне смиренного, тихого человека (ему даже прозвище дали «Святой Юозапас»), а в банде — как «Домового», то есть беса. И это тоже красноречивая характеристика Юозапаса как волка в овечьей шкуре. Наконец, в фильме красной нитью проходит тема боли — нравственной и физической. «Домовой» не испытывает моральной боли и мук совести, когда убивает одного из своих «братьев», решившего порвать с ним и сотрудничать с Советами (Вайткуса в исполнении Донатаса Баниониса). Локисы же дорожат своими близкими и односельчанами.
В финальной сцене в сарае Бронюс стреляет в главаря, и тот, мучительно умирая, спрашивает: «Не знаешь, какая боль?» — «Не знаю», — отвечает Локис (Оя).
А затем выходит из сарая и тут же оседает от боли в раненной на фронте, в боях с гитлеровцами и их пособниками, спине. Такой финал очень выразительно подчёркивает, какие разные «боли» за свою родину испытывали те и другие.
После этой ленты, потрясшей зрителей СССР и других стран, началось бурное продвижение к вершинам славы многих занятых в ней актёров и в первую очередь — Бруно Оя.
Бруно Вернерович Оя родился 12 февраля 1933 года в Таллинне. Бог даровал ему разнообразные таланты, которые начали проявляться с самых юных лет. В детстве родители обнаружили у него способности к музыке и отправили заниматься по классу фортепиано к известному композитору и педагогу Эугену Каппу. К семи годам мальчик уже отлично владел этим инструментом. Хорошо учился Бруно и в школе, решив по получении аттестата избрать стезю медика. Затем окончил медицинский факультет знаменитого Тартуского университета и мединститут в Москве.
Параллельно выступал на эстраде, играл в джазе (не только на пианино, но и на гитаре и контрабасе), увлекался пантомимой, был солистом-вокалистом в ансамбле Ивара Мазура, одного из пионеров американского джазового свинга в СССР. А ещё — активно занимался спортом. При своём более чем двухметровом росте Оя успешно играл в баскетбол. В первой половине 1950-х он стал капитаном эстонской команды «Калев» и даже попал в состав советской олимпийской сборной, выступавшей на XV летних Играх в Финляндии. Кроме того, переехав в 1956 году в Ригу, увлёкся водным поло и был принят в тамошнюю команду «Спартак». Получил звания мастера по этому виду спорта и кандидата в мастера — по баскетболу.
Высокий, с безукоризненной выправкой, с отличной пластикой, природно одарённый, Бруно вскоре привлёк к себе внимание кинорежиссёров. Даже несмотря на то, что специального актёрского образования он не имел.
Важным этапом в творческой карьере для двадцатисемилетнего эстонца стало его выступление как ведущего в развлекательной программе «Nativeland» на латышском республиканском телевидении. После неё Бруно начинают приглашать в кино. Дебютировал он как киноактёр в 1960 году — в небольшом эпизоде в ленте «Твоё счастье». Затем, после нескольких эпизодических ролей, попал в картину «Путь к причалу» (1962) — полнометражный дебют начинающего Георгия Данелии, — благодаря которому Оя стали узнавать на улицах.
За этой лентой последовали «49 дней» (1962), «Выстрел в тумане» и «Генерал и маргаритки» (оба — 1963). Критики обратили внимание на статного актёра и стали писать, что он напоминает Пола Ньюмана и Марлона Брандо.
Действительно, Бруно Оя блистал в самых разных амплуа. К примеру, в фильме «Выстрел в тумане» он сыграл американского атташе, а в «Генерале…» — польского лётчика.
В конце 1960-х Оя стал жить и работать в польском городе Вроцлаве. Самая заметная его работа польского периода — карпатский вестерн «Вольчье эхо», который на студии Rytm в 1968 году снял режиссёр Александр Сцибор-Рыльский. Действие разворачивается после войны в одном из сёл горного района, граничащего с Западной Украиной. В местности прячутся и совершают нападения бандеровцы и польские националисты из бывшей Армии Крайовой. Оя играет честного милиционера, разоблачающего банду.
В 1974 году артист снялся в ленте «Потоп» знаменитого режиссёра Ежи Гофмана, а в 1977 — снова в постановке В. Жалакявичюса «Кентавры».
В картине «Кентавры», детально раскрывающей схемы мировых революционных заговоров (материал сделан на основе событий в Чили в 1973 году), Оя исполняет роль шведского журналиста Нильсена, симпатизирующего левому правительству. Нильсен, который выглядит вначале довольно циничным «акробатом пера» и выпивохой, оказывается на поверку порядочным человеком, сочувствующим свергаемому путчистами президенту (Д. Банионис). Все тонкости психологического перехода Бруно Оя передал филигранно.
1991 году Бруно Вернерович вернулся на родину, в Эстонию. Здесь он пытался заниматься бизнесом, но, увы, безуспешно. В итоге стал трудиться педагогом в культурном центре в Тарту. В 1998 году перенёс инсульт.
Скончался Б. В. Оя 9 октября 2002 года в возрасте 69 лет.
Читайте другие материалы Игоря Круглова: