Вспоминая школьные познания, надо бы ответить, что причина — в диктаторских «замашках» корсиканца и его стремлении поработить сперва Европу, а потом и Россию. Но так ли всё просто?
Начнём тезисно, издалека…
Предыстория
Что представляла собой Европа в 1790-х годах?
10 августа 1792 г. в Париже произошло народное восстание: толпы парижан штурмовали дворец Тюильри, король Людовик XVI с семьёй был арестован, заключён в тюрьму, а через полгода казнён на гильотине. 21 сентября в стране была провозглашена республика.
Против неё объединились все августейшие европейские дворы. Провозглашённый французами принцип «мир — хижинам, война — дворцам» и остальным не предвещал ничего хорошего: каждому сюзерену в отрубленной голове Людовика XVI мерещилась и его возможная участь. Началась эпоха Революционных войн и антифранцузских коалиций.
Уже в первую кампанию французы отбили нападение, и вскоре сама Франция начала активные военные действия против коалиции нападавших (т.н. «война 1-й коалиции», 1792‒1797 гг.). В ходе начального этапа этой войны проявился военный гений молодого тогда полководца Наполеона Бонапарта.
Швейцарский поход
Самый яркий эпизод войны 2-й антифранцузской коалиции (Великобритания, Австрия, Россия, Османская империя, Королевство обеих Сицилий и др.) — переход русских войск под командованием генерал-фельдмаршала Александра Васильевича Суворова из Северной Италии через Альпы в Швейцарию в сентябре 1799 г.
Цель похода (переброска русских войск для поддержки союзников и продолжения военных действий против Франции) достигнута не была.
Причины:
– предательские действия австрийского командования (предоставили недостоверные карты, не выполнили свои обязательства по обеспечению похода вьючными мулами и продовольствием);
– поражение под Цюрихом русского корпуса генерала А. М. Римского-Корсакова;
– неудача англо-русской экспедиции в Голландии (русские корпуса были подставлены под удар союзниками);
– крайнее изнурение и большие потери войск Суворова (свыше 4 тыс. человек убитыми и ранеными).
России блестящие победы Суворова (на суше) и Ушакова (на море) ничего не дали. Зато помогли Австрийской империи вернуться в Италию.
За Швейцарский поход Александр Васильевич 28 октября [8 ноября] 1799 г. был возведён в звание генералиссимуса. Но Швейцарский поход окончательно подорвал его здоровье: великий полководец скончался 6 [18] мая 1800 г.
События в Швейцарии раскрыли российскому императору Павлу I, вступившему на престол в 1796 г. после смерти своей матери императрицы Екатерины Великой, двойственную политику «союзничков», и 11 [22] октября 1799 г. он расторг союз с Австрией, приказав Суворову возвратиться с армией в Россию.
Стало очевидно, что Россия и Франция от конфликта друг с другом ничего не выиграли. Прямого столкновения реальных интересов, как и общих границ, у этих держав не было ни до, ни после. В развернувшемся европейском конфликте в интересах обеих был бы союз или хотя бы благожелательный нейтралитет по отношению друг к другу.
И Павел, и Наполеон понимали общность своих интересов в европейской политике: Франции был необходим союзник в борьбе с окружавшими её державами, России — по меньшей мере прекратить воевать за чужие интересы. Франция и Англия были непримиримы. Но победить друг друга они не могли — слишком силён был английский флот и слишком сильны сухопутные силы Франции. Чаша весов могла склониться в пользу одной из сторон только при союзе с Россией.
В марте 1800 г. Павел приказал приостановить всякие военные действия против Франции. Сторонник принципа легитимизма, представитель большого европейского дома, он всё же решился на сближение с Республикой. Шаг смелый и рискованный, но он увидел в Бонапарте то, чего часто не хватало другим правителям, — готовность учитывать интересы партнёра: «Что касается сближения с Францией, то я бы ничего лучшего не желал, как видеть её, прибегающей ко мне, в особенности как противовесу Австрии».
Важным фактором для российского императора была вражда Франции и раздражавшей его Британии. Английский посол в Петербурге Чарльз Уитворт был столь встревожен царским настроем, что писал в Лондон: «Император в полном смысле слова не в своём уме».
Бонапарт летом 1800 г. предложил России вернуть ей безвозмездно и без условий всех пленных (около 6 тыс.) — в новом обмундировании, с новым оружием, со знамёнами и почестями. Рыцарю Павлу этот шаг очень импонировал. «Русский Дон-Кихот» — так называл императора Павла Наполеон, который и сам себя иной раз сравнивал с «рыцарем без страха и упрёка».
До этого Павел Петрович даже «совершенно серьёзно предлагал Бонапарту дуэль в Гамбурге с целью положить этим поединком предел разорительным войнам, опустошавшим Европу», — об этом свидетельствуют мемуаристы.
Также Бонапарт обещал Павлу — Великому магистру рыцарского Мальтийского ордена — защищать Мальту от англичан.
В предложении Наполеона о возврате пленных Павел увидел искреннее стремление к соглашению. Он отправил в Париж посла — графа Георга Магнуса Спренгпортена. Того приняли с почётом, особенно дружественно — сам Бонапарт. «Франция может иметь союзницей только Россию», — говорил он.
Павел писал Спренгпортену: «Франция и Российская империя, находясь далеко друг от друга, никогда не смогут быть вынуждены вредить друг другу, …они могут, соединившись и постоянно поддерживая дружеские отношения, воспрепятствовать, чтобы другие своим стремлением к захватам и господству не могли повредить их интересам».
Австрия и особенно Англия пытались удержать Павла от сближения с Францией. В октябре 1800 г. французский гарнизон на Мальте сдался англичанам. Павел немедленно потребовал от короля разрешение на высадку на острове русских войск. Лондон обращение проигнорировал. В ответ русский государь наложил секвестр на английские товары, остановил долговые выплаты англичанам, приказал назначить комиссаров для ликвидации долговых расчётов между русскими и английскими купцами.
В декабре 1800 г. Петербург подписал с Пруссией, Швецией и Данией договоры, которые возобновляли систему вооруженного нейтралитета 1780 г. В ответ англичане попытались торговаться. Они сообщили, что Англия не имеет никаких видов на… Корсику!
Павел проигнорировал попытки союзников испортить намечающиеся соглашения. В том же декабре он писал Бонапарту: «Я не говорю и не хочу пререкаться ни о правах человека, ни о принципах различных правительств, установленных в каждой стране. Постараемся возвратить миру спокойствие и тишину, в которых он так нуждается».
Захват Мальты англичанами вызвал у российского монарха сильнейшее раздражение. 15 января 1801 г. он написал Наполеону: «Я не могу не предложить Вам: нельзя ли предпринять что-нибудь на берегах Англии».
Это было уже решение о союзе: как раз в те же январские дни Павел приказал войску Донскому поднять полки (более 20 тыс.) и двинуть их к Оренбургу, чтобы затем поразить Индию. Франция также готовилась выставить в этот поход 35 тыс. человек.
Но когда казачьи полки уже шли походным маршем в направлении «жемчужины британской короны», Европу поразила неожиданная новость — Павел I мёртв.
В официальную версию об апоплексическом ударе, якобы лишившем российского императора жизни, мало кто поверил. Ползли слухи о заговоре, случившемся при поддержке цесаревича Александра и английского посла.
Наполеон впал в ярость: «Они промахнулись по мне… Но попали в меня в Петербурге». Незадолго до этого его и самого пытались убить, и он не сомневался, что за этим преступлением стоит Англия.
На российский престол вступил старший сын Павла — Александр. Он понимал, что окружение ждёт от него политики, кардинально отличающейся от отцовской. Это подразумевало и разрыв с Францией, и возврат к проанглийскому политическому курсу…
Читайте по теме: