Игорь Круглов: Эйнари Коппель и его непростое амплуа

Эйнари Коппелю досталось не слишком завидное амплуа. Этот талантливый артист входил в кинематографическую плеяду прибалтов, коим доверялось изображать представителей Запада. Но в картотеках «Таллинфильма», «Ленфильма» и других киностудий он числился в ряду исполнителей однотипных, «заточенных» в основном на сугубо отрицательные роли: гитлеровцев и их пособников, шпионов и диверсантов всех мастей, беспощадных и коварных рыцарей Средневековья и т. п.

Мало кто из других актёров тогдашнего многонационального кино мог «похвастаться» подобным творческим багажом. Всего лишь несколько человек — например, Андрей Файт (1903–1976 гг.), сыгравший противных типов более чем в сотне лент.

Эйнари Коппель стал широко известным для советского зрителя после фильма «Мёртвый сезон» (1968). Об этой картине мы уже не раз писали, поскольку она дала толчок к «спурту» творческой карьеры для многих прибалтийских участников её киногруппы. В данном проекте режиссёра Саввы Кулиша Коппель играет Дрейтона — умного, хитрого и жестокого американского агента. Который, как с неприязнью выражается прямо ему в лицо коллега, полицейский Смит (Антс Эскола), «убивает так же легко, как ребёнок срывает яблоко с дерева». По этой причине Смит — полицейский старой закалки, имеющий свои убеждения, — даёт Дрейтону понять, что их связывают лишь служебные отношения, и на предложение его дружбы отвечает отказом. Интересно, как в фильме подчёркиваются различия их характеров, принципов и модусов вивенди. Дрейтон-Коппель, внешне весёлый и дружелюбный, но глубоко циничный громила, обожает роскошь и «рассекает» повсюду на дорогущей спортивной машине. А Смит-Эскола чинно ездит на таком же старом, как и он сам, но внушительном по размеру автомобиле, похожем на монументальную карету. Его древний роллс-ройс символизировал в картине разительный контраст между полицейскими старой закалки и молодыми копами, для которых зачастую уже не существовало никаких иных принципов, кроме власти и наживы.

Смит — Антс Эскола, Дрейтон — Эйнари Коппель в фильме «Мёртвый сезон». Источник: kino-teatr.ru

 

Эйнари Коппель родился 21 декабря 1925 года в Таллинне, в артистической семье. Его отец Юлиус был известным таллиннским клоуном по прозвищу Лекс, а мать Ада — примадонной кабаре. Сниматься Эйнари начал с середины 1950-х годов, а к моменту выхода «Мёртвого сезона» у него в активе набрался уже десяток фильмов. Коппель играл в драмах и комедиях, но роли, как правило, попадались одноплановые и малозначительные. Практически он воплощал одно и то же: брутальных и хамовитых весельчаков-здоровяков, не отягчающих свой ум интеллектуальным наполнением. Подобных, например, коменданту зоопарка в лирической комедии «Укротители велосипедов» («Таллинфильм», 1963).

«Венская почтовая марка» (1967). Фото: Filmiarhiiv

 

Следующей его работой после киношедевра Саввы Кулиша стала роль Рудольфа Тальгре в фильме Калью Комиссарова «Заблудшие» («Белый корабль») производства студии «Таллинфильм» (1970). Видимо, известный эстонский режиссёр по достоинству оценил исполнительские возможности Коппеля, простиравшиеся гораздо шире многих предыдущих актёрских рамок, и потому доверил ему роль сложного психологического свойства. Рудольф Тальгре — один из руководителей эстонской эмиграции в Швеции, её идеолог и знаменитый ведущий на антисоветском радио. По сюжету, компания молодых людей, наслушавшись его передач, решает бежать из Эстонии на Запад. Но перед побегом между ними возникает ссора, потому что один из парней засомневался в «проповедях», звучавших с западного «радиоголоса». В результате он гибнет от рук своих же компаньонов, посчитавших его предателем. И в этой крови виноват Тальгре — идеолог эмиграции, заморочивший головы незрелым националистам. Из всей группы только юноше Юхану и девушке Линде, его подруге, удаётся попасть в «обетованную» Швецию, где для них вскоре наступает глубокое разочарование и в их поступке, и в лживой пропаганде своего радиокумира.

В фильме «Заблудшие». Фото: Filmiarhiiv

 

Тальгре, как выясняется по ходу действия, во время Великой Отечественной войны был «лесным братом» и сотрудничал с немцами, что является для него предметом особой гордости. Он бережно хранит гитлеровскую форму, напоминающую о прошлых, «героических» для него временах. Теперь он с неменьшим усердием работает на американские спецслужбы, имеет богатство и роскошь. Однако его глубокий душевный кризис, причиной которого было прислужничество злу, постоянно даёт о себе знать. «Звезда» много и часто пьёт, доходя до свинского состояния и становясь совершенно неуправляемым хамом и скандалистом.

Одна из таких сцен происходит на вечеринке эстонской диаспоры, куда её глава приводит свою племянницу Линду, только что сбежавшую из СССР. Тальгре хамит всем присутствующим, зная, что останется безнаказанным, в том числе хамит и Линде. Однако неожиданно он получает от неё пощёчину и осекается. Смелое проявление независимости от хрупкой девушки восхищает Рудольфа, он начинает ухаживать за ней и делает предложение руки и сердца. Однако их идиллия длится недолго. Линда, разочарованная в «идеалах» бывшего нацистского пособника, прозревает и отвергает их. А Тальгре, продолжая деградировать, уже не может свернуть с накатанной дорожки в пропасть. Артист убедительно отображает внутреннюю трагедию своего персонажа, совсем не похожую на примитивные рисунки его ролей, сыгранных прежде.

«Заблудшие». Источник: kino-teatr.ru

 

Здесь нужно указать, что данная роль для Коппеля была автобиографичной. Дело в том, что в 1943 году, 18 лет от роду, едва окончив школу, он вступил в войска гитлеровского люфтваффе. Неизвестно, принудительно или нет. Хорошо хоть, что не летал и не бомбил, работая в системе аэродромного обеспечения. Затем покинул армию оккупантов, но тут же добровольно влился в войско Финляндии, союзницы Германии, воевавшее против Красной армии. А когда в сентябре 1944 года финны подписали мир с Москвой, вернулся в Эстонию и приветствовал советских солдат-освободителей. После Дня Победы некоторое время прятался. Сии подробности он скрывал всю жизнь, до самой смерти. Лишь относительно недавно вышла его биография, где упоминается о них. Сразу по окончании войны, в 1946 году, поступил в консерваторию; правда, проучился там недолго. В том же году устроился в качестве диктора на республиканское радио. Спустя четыре года окончил Государственный театральный институт в Таллинне (сейчас — Эстонская академия музыки и театра). Из уважения к его таланту и судя по его дальнейшему творчеству, хочется надеяться, что с «идеалами» нацизма, в отличие от Тальгре, Коппель порвал и сожалел о грехах юности. Стоит отметить, что в 1976 году ему было присуждено звание «Народный артист Эстонской ССР», а подобные звания отщепенцам не давались. И ещё: такие картины, как «Мёртвый сезон», создавались под кураторством КГБ, и вряд ли бы последний допустил в них участие нацистского преступника. Не исключено, что «комитетчики» знали, что Коппель в тяжёлых преступлениях не замешан, а запутался по молодости лет. Впрочем, это лишь догадки.

«Что случилось с Андресом Лапетеусом?» (1966). Фото: Filmiarhiiv

 

Впервые Эйнари Коппель вышел на сцену в театре «Угала» в городе Вильянди в 1950 году. Затем служил в театре «Ванемуйне» в Тарту и Эстонском государственном академическом театре драмы имени Виктора Кингисеппа (ныне Эстонский драмтеатр в Таллинне). Среди его работ был Ричард III в одноимённой пьесе Уильяма Шекспира. Параллельно принимал участие в мюзиклах и развлекательных передачах республиканского ТВ, исполнял куплеты и песни советских композиторов. Однако, конечно, наибольших вершин в своей творческой карьере он достиг в кинематографе.

В роли Ричарда III (Эстонский драмтеатр, 1975 год). Фото: Kalju Suur, Eesti Teatri- ja Muusikamuuseum

 

После «Заблудших» у него снова начался период исполнения ролей в основном отрицательных и подобных старым типажам: Хартмут фон Грумбах, рыцарь Тевтонского ордена ( «Геркус Мантас», 1972); Артур Роджерс, сержант, охранник сэра Джулиуса («Чисто английское убийство», 1974); бармен («Вариант «Омега», 1975»). А в картине «Украли Старого Тоомаса» (1970) Коппель даже сыграл… лже-Тоомаса.

«Украли Старого Тоомаса». Фото: Filmiarhiiv

 

Впрочем, в предпоследнем своём фильме «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976) Эйнари играет честного западного журналиста Хансе Кроне, который помогает советскому профессору Владимирову разоблачить пропагандистскую фальшивку, оклеветавшую его убитого товарища. Вероятно, можно сказать, что воплощением данного образа артист как бы оправдался за прежнее амплуа. Во всяком случае, автор этих строк (как, наверное, и многие другие зрители тогда) был приятно удивлён, увидев наконец исполнителя в роли положительного героя.

Журналист Кроне в фильме «Жизнь и смерть Фердинанда Люса». Источник: kino-teatr.ru


А ещё Коппель незадолго до своей кончины спел по-эстонски на ТВ любимый шлягер всех советских детей и взрослых — песню крокодила Гены. И это, очевидно, тоже можно считать своеобразной «индульгенцией» за не слишком симпатичный имидж многих его персонажей.

Умер Эйнари Юлиусович Коппель от лейкемии 10 октября 1978 года в Таллинне.

Читайте другие материалы Игоря Круглова:

Игорь Круглов: Глаза Юри Ярвета

Игорь Круглов: Спокойное достоинство Антса Эсколы

Игорь Круглов: Романтик Лембит Ульфсак

Игорь Круглов: Убедительность Леонхарда Мерзина

историякиноСССРТаллиннтопЭстония