Именно с 1954 года город Йыхви можно называть центром сланцевой промышленности Эстонской ССР. Первоначально под административное здание был приспособлен жилой дом на улице Ноорузе, а к 1957 году было завершено строительство нового главного здания «Эстонсланца» по адресу Яама, 10. Оно было настолько просторным, что здесь нашлись помещения и для главного научного предприятия отрасли — горных лабораторий Института сланцев.
Руководителем «Эстонсланца» остался М. Хрусталёв, а главным инженером был назначен А. Петров, ранее возглавлявший шахту «Кукрузе». Административная реформа позволила сократить 145 человек, а число персонала комбината увеличилось до 6300 человек. К концу 1955 года предприятие добывало 81% всего эстонского сланца, что в числовом выражении составляло 5,7 миллиона тонн.
Путём постепенной реконструкции шахт удавалось год за годом увеличивать их производительность. В составленные ещё в послевоенные годы проекты вносились существенные дополнения. Уже в 1956 году на шахтах №2 и «Таммику» появились новые наклонные стволы с конвейерным подъёмом. В 1957 году подобный ствол был отстроен и в шахте №4. На шахтах также устанавливалось вентиляторное оборудование, которое хоть немного, но всё-таки упрощало непростой труд шахтёра.
Нарвские электростанции — главный потребитель сланца
Следующей проблемой, с которой столкнулись сланцевики, стала ситуация, когда добытый сланец, количество которого быстро росло, не удавалось сразу реализовать, что создавало проблемы с его хранением и увеличивало себестоимость. Её решили, можно сказать, радикально. В Министерстве пошли по пути создания максимально близко к шахтам «Эстонсланца» постоянного крупного потребителя. В 1956 году под Нарвой началось строительство Прибалтийской ГРЭС, а после её запуска в 1966 году начнутся работы по созданию второй электростанции— Эстонской ГРЭС, которая даст электричество в 1973 году. При выходе обеих на полную мощность потребление сланца доходило до 20 миллионов тонн в год. Электроэнергия же с этих станций позволила сделать Эстонию самой энергонезависимой республикой СССР. В 1986 году на каждого жителя ЭССР приходилось 11600 киловатт-часов на душу населения в год — больше, чем в любом другом регионе страны.
Столь амбициозные планы требовали новых шагов по увеличению добычи. Институт «Гипрошахт» составил новый проект развития сланцевых месторождений на Северо-Востоке Эстонии. В нём, помимо текущей реконструкции уже существующих объектов, было предусмотрено строительство трёх новых разрезов и двух шахт. «Эстонсланец» выступал в роли заказчика у строительных организаций, а также вместе с научными организациями занимался разработкой и внедрением новых эффективных систем добычи.
В 1958 году началось строительство разреза «Сиргала» и шахты «Виру» (№7). В очистных лавах сначала новых, а затем и остальных шахт начали применять металлические стойки повторного использования. Для закрепления штреков теперь использовалась анкерная крепь, производство анкеров для которой было организовано на ремонтно-механическом заводе комбината, где через пару лет пришлось для этого построить целый новый цех.
После многолетнего научного анализа был найден путь для уменьшения использования тяжёлого ручного труда рабочих и потерь при добыче сланца, достигавших в первые годы 28—40%. Решением стали механизированная камерная система разработки и создание на шахтах обогатительных фабрик. В 1960 году опытный завод по обогащению сланца с производительностью сто тонн в час был запущен на шахте «Ахтме», а на разрезе Вийвиконна была построена экспериментальная установка для обогащения сланца избирательным дроблением. Именно эти разработки заложили основу для последующего развития отрасли.
При первоначально запланированном в 1945 году годовом объёме добычи в 7,8 миллиона тонн сланца в год, использовавшихся тогда месторождений хватило бы до 1970 года. Однако к 1970 году добыча шахт выросла до 12,6 миллиона тонн, а выработка с разрезов — до 6,3 миллиона тонн. Создание в 1957 году Геологического управления ЭССР позволило существенно увеличить разведывательные работы. Если ранее они ограничивались в основном средней частью месторождения, то теперь стали проводить системную геологическую разведку всего эстонского сланцевого месторождения. Для того, чтобы установить размеры резерва запасов сланцев, в разные годы применялись различные технологии, но все они подтверждали, что сланца в Эстонии хватит надолго. По состоянию на 1946 год, рассчитанный запас сланца составлял около миллиарда тонн, в 1960 году — 3,5 миллиарда тонн, а в 1976 году — 4,3 миллиарда тонн.
Численность персонала со специальным образованием в «Эстонсланце» быстро росла за счёт выпускников горного факультета Таллиннского политехнического института и специализированных техникумов, но в числе руководителей и специалистов среднего звена к концу 1960-х годов оставалось более 140 тех, кого называли «специалистами-практиками». В получении ими квалификации сильно помог Ленинградский горный институт, который не только проводил курсы повышения квалификации у себя, но и присылал преподавателей для работы в Йыхви.
Из флагмана отрасли — в монополисты
В 1965 году «Эстонсланец» получил в свой состав шахту «Кивиыли», став предприятием, которое объединило все сланцедобывающие шахты и разрезы, располагавшиеся на территории Эстонской ССР. С этого времени история комбината полностью совпадает с историей сланцедобычи в Эстонии.
В 1966—68 годах произошёл кризис перепроизводства сланца. Как итог — плановые органы СССР ограничили финансирование отрасли, что сказалось прежде всего на строительстве новых объектов. Поэтому работы по запуску шахты «Эстония» затянулись более чем на десять лет. Именно эта пауза в финансировании не позволила уже в конце 1970-х годов выйти на требуемые для Нарвских электростанций и других потребителей объёмы добычи сланца.
Следующей стадией развития отрасли стало внедрение комбайнов — сначала для очистных работ, а затем — и для проходческих. В 1969 году шахта «Кява» совместно с институтом Горного дела СССР провела испытания угольного комбайна 2К-52 с мощностью привода в 105 кВт. Технология была признана удачной, и на шахте №4 приступили к разработке с использованием более мощного комбайна ИГШ-68. В дальнейшем подобные агрегаты использовались на шахтах «Кохтла», «Таммику» и «Сомпа» вплоть до 1990-х годов.
Обеспечив к концу 1970-х годов ресурсами Нарвские электростанции, сланцевая отрасль Эстонии продолжала стремительное развитие. Четыре года подряд, с 1978-го по 1981-й, годовой объём добычи превышал 30-миллионный рубеж. Рекорд же по добыче сланца, который, если будет осуществлён «зелёный переход», уже не будет никогда побит, составил в 1980 году 31,3 миллиона тонн «горючего камня».
Численность работников производственного объединения «Эстонсланец» в середине 1980-х годов достигала 15 тысяч человек. В то время в работе находились семь шахт — «Виру», «Таммику», «Ахтме», «Эстония», «Сомпа», «Кохтла» и «Кивиыли», а также четыре разреза — «Вийвиконна», «Сиргала», «Нарва» и «Айду». Соотношение объёма сланца, добытого открытым и закрытым способом, было примерно равным. Собственные обогатительные фабрики имелись на четырёх шахтах и в разрезе «Айду». Суточная производительность труда одного рабочего в среднем составляла около 14 тонн сланца. Количество основных машин на шахтах в 1985 году достигло максимальных показателей. В распоряжении «Эстонсланца» были 257 погрузочных машин, 144 вруб-машины, 205 электровозов, 193 бульдозера, а также десяток сланцедобывающих комбайнов.
Развал СССР пережили, но объём добычи сланца уменьшили
Всё это налаженное хозяйство за несколько лет было резко уменьшено. Постарались и экологи, и те, кто занимался личным обогащением, и политики, а где-то и сами шахтёры. На большинстве шахт и разрезов уже в конце 1980-х годов начали возникать различные кооперативы, которые в непростые последние годы существования Советского Союза с одной стороны помогали выживать тем, кто вовремя не получал зарплату, но, с другой стороны, лишали перспективы рабочие коллективы. Процесс развала отрасли разгонялся, но его сумели остановить через создание на базе «Эстонсланца» в 1996 году государственного предприятия «Ээсти Пылевкиви» (Eesti Põlevkivi AS).
История этого коммерческого объекта менее значительна, чем его предшественников в сланцевой отрасли, но всё-таки пока она продолжается, что не может не радовать. 15 июня 2009 года предприятие вошло в состав концерна «Ээсти Энергия» (Eesti Energia AS), получив название АО «Ээсти Энергия Каэвандусэд» (Eesti Energia Kaevandused AS), а с 1 июля 2016 года носит название АО «Энефит Каэвандусэд» (Enefit Kaevandused AS).
Окончательный крест на развитии сланцевой энергетики Эстонии, а вместе с ней и добывающей сланец отрасли, может быть поставлен уже в ближайшие годы стараниями тех, кто называет себя экологами. Обращение к Рийгикогу о прекращении сланцевой энергетики подписали 1075 человек. После его обсуждения в июне 2018 года на заседании парламента Эстонии комиссия по окружающей среде определила тезисы, связанные с будущим сланцевой энергетики Эстонии. Политики посчитали, что необходимо определить «сроки выхода Эстонии из сланцевой энергетики и принять для этого конкретные меры».
В последние годы под «зелёную сделку» (резкое снижение государством выброса парниковых газов к 2050 году) на прекращение добычи сланца поступает всё больше финансовой «помощи» из Евросоюза. Однако тем, кто примет решение по полному закрытию отрасли, которая, по мнению экологов, даёт более 70% «парниковых выбросов» Эстонии, стоит очень серьёзно подумать. Вокруг сланца и энергетики крутится большая часть экономики Северо-Востока Эстонии, а перепрофилировать целый регион — очень непростая задача…
*Первая часть публикации об истории «Эстонсланца» доступна по этой ссылке.
**Книгу можно посмотреть по этой ссылке.
Читайте по теме:
Вайнгорт: Аврально закрывать сланцевую энергетику точно не стоит
Эстония научит Израиль использовать горючий сланец
Эстонский сланец — история камня, который горит
Эстонский сланец — от немецкой оккупации до «зелёного переворота»
Исследование: Отказ от сланцевого масла — потеря миллиардов евро