«Океан»/«Эстрыбпром» — рыбная промышленность, которую Эстония потеряла

Многовековая история жителей Эстонии неразрывно связана с морем. Рыбаки, проживавшие здесь, славились как мореходы, исходившие Балтийское море вдоль и поперёк. Они доходили и до Зундского пролива, мечтая выйти на океанские просторы. Такая возможность им представилась лишь в 1930-е годы, когда несколько лет в Атлантике проработала плавбаза «Ээстиранд»*. Однако максимальное развитие рыболовной промышленности пришлось на годы, когда Эстония входила в состав Советского Союза.

После освобождения от немецко-фашистских войск, которое произошло в 1944 году, в морском рыболовстве Эстонии начались колоссальные перемены. Из подсобной отрасли сельского хозяйства рыболовство постепенно превратилось в самостоятельную отрасль промышленности. Были созданы государственные рыболовецкие организации (колхозы и совхозы), которые за счёт кооперирования рыбаков получили возможность оснастить их новейшей техникой. Применение же ставных неводов буквально произвело техническую революцию в лове весенней салаки, которая была основным промысловым объектом в прибрежных водах Эстонии. Плюс к этому, год за годом всё большее внимание властей СССР сосредотачивалось на траловом лове, который постепенно выходил из Балтийского моря в Северную Атлантику.

Уже во второй половине 1940-х годов начался существенный рост уровня жизни эстонских рыбаков. Далеко не пустыми словами звучат утверждения о том, что, «освободившись от эксплуатации скупщиков и предпринимателей, став независимыми от рыночной конъюнктуры, они стали хозяевами добытых рыбных богатств». Применение новых технологий и современное распределение труда положительно сказались на производительности рыбаков. Сказалась на развитии отрасли и помощь государства в сбыте рыбы — гарантировала стабильный доход и в непростые годы.

Параллельно уменьшалась сезонность рыболовства в Эстонии. В досоветский период у многих крестьян занятие рыболовством ограничивалось весенней путиной; а остальную часть года они посвящали сельскому хозяйству. Теперь же у части прибрежного населения республики занятие сельским хозяйством постепенно стало отходить на роль подсобного хозяйства. Те, кто решил заняться рыболовством, получив государственные гарантии, могли больше времени отдавать лову рыбы и подготовке к нему. Помогло в этом и снабжение рыбаков-колхозников новыми орудиями лова и большими мотоботами с более мощными двигателями, что позволяло ловить рыбу на больших расстояниях от родного берега. Теперь можно было получать удовлетворительные уловы и вне традиционных сезонов. Ликвидировать прежнюю сезонность также помог траловый лов, который в те годы развивался очень быстрыми темпами. Летнее же и зимнее затишье обеспеченные доходами рыбаки-колхозники могли использовать для ремонта рыболовных орудий и лодок.

За первые десять лет пребывания Эстонии составе СССР морское рыболовство стало в республике отдельной отраслью экономики. Рыбаки же из прежних прибрежных крестьян постепенно превратились в тех, кто встал у истоков мощной и весьма передовой для своего времени рыбной промышленности.

За рыбой от берегов Балтики в Атлантику и другие регионы мира

К 1956 году в среднем по СССР на каждого жителя приходилось 14 килограмм выловленной рыбы. В Эстонской ССР эта цифра достигала 58 килограммов. И хотя население республики составляло 0,6% от всего населения СССР, общий улов за год был около 2,3% от общесоюзного. При этом, в отличие от других республик СССР, девять десятых валового улова приходилось на морское рыболовство.

Стоит особо отметить, что отрасль пришлось восстанавливать практически с нуля, поскольку рыбопромышленному флоту в годы войны был нанесён очень серьёзный урон. Большинство судов и орудий лова было уничтожено или похищено фашистскими оккупантами. Однако рыбакам Эстонии удалось довольно быстро залечить раны войны. Из других республик (прежде всего — из РСФСР и Украинской ССР) были поставлены средние рыболовные траулеры (СРТ), средние рыболовные траулеры-рефрижераторы (СРТ-Р), большие морские рефрижераторы-траулеры (БМРТ), которые стали основной для дальнейшего развития отрасли. Постепенно расширялся промысел рыбы в Северном и Норвежском морях, в Западной и Южной Атлантике. Добыча рыбы по сравнению с годами первой независимости Эстонии к середине 1950-х выросла более чем в двадцать раз.

Разгрузка рыбы в порту столицы Эстонии с рефрижератора «Альбатрос». Фото: ookean-estrybprom.8v7.ru

 

В 1955 году была организована Таллиннская база рефрижераторного флота, в состав которой вошли плавбазы «Йоханнес Варес», «Ян Анвельт», «Урал» и «Украина», а в 1960-е годы рыболовецкий флот ЭССР пополнился построенными в Польше плавбазами «Фридерик Шопен» и «Монюшко». У каждой из них водоизмещение составляло 19 тысяч тонн, а экипаж состоял из 248 человек. Кроме того, к Таллиннской базе приписаны три производственно-транспортных судна «Альбатрос», «Буревестник» и «Советская Родина», которые за рейс замораживали до 1200 тонн рыбы. Во второй половине 1960-х годов к ним добавились транспортно-рефрижераторные суда «Бриз», «Бора» и «Иней».

Снабжением судов на промысле топливом с базы занимались три танкера: «Александр Лейнер», «Криптон» и  «Выру». Это позволяло проводить заморозку и засолку различных видов рыбы в металлических банках прямо в ходе промысла. На прилавки магазинов стали регулярно поступать морской карась и скумбрия, мероу и капитан, мерлуза и серебристый хек, которые ранее до эстонских семей доходили очень редко. Продукция рыбной промышленности ЭССР быстро завоевала популярность и в других республиках СССР.

 «Океан»/»Эстрыбром» — флагман рыбной промышленности ЭССР

Следующим шагом в развитии рыбной промышленности Эстонии стало создание рыбопромышленноего объединения «Океан». На экономической карте ЭССР оно появилось во исполнение приказа министра рыбного хозяйства СССР от 8 июля 1970 года. В состав «Океана» вошли базировавшиеся в столице Эстонии база тралового флота, база рефрижераторного флота, а также рыбный порт и ещё 14 структурных подразделений. Первичные производственные фонды объединения оценивались в 162,62 миллиона рублей. Большая часть их пришлась на плавсредства (150,67 миллиона рублей). Добывающий флот «Океана» в момент образования составлял 22 БМРТ, один морозильный траулер, 14 СРТ-Р и 34 СРТ. В обрабатывающий флот входили три плавбазы, с десяток производственных рефрижераторов, пять рыбных рефрижераторов, а транспортный флот состоял ещё из шести рефрижераторов.

Построенное специально для рыбопромышленного объединения «Океан» главное здание на полуострове Пальяссааре. Фото: ookean-estrybprom.8v7.ru

 

Прошло всего 15 лет с тех пор, как первые рыболовные траулеры из ЭССР в 1955 году отправились на дрифтерный лов в Северную Атлантику. Суда «Океана» теперь ловили рыбу во многих районах Мирового океана новейшим кошельковым неводом и разноглубинным тралом. Основным видом вылавливаемой, обрабатываемой и доставляемой ими пищевой продукции являлась мороженая рыба (около 90%). Удельный вес «Океана» в рыболовстве Западного бассейна (ГУРП «Запрыба») в разные годы оценивался до 15%. По состоянию на середину 1970-х годов объединение давало свыше 11% валовой продукции Таллинна, который являлся местом его размещения и получал с него поступления в региональный бюджет.

Уже первые годы работы «Океана» показали, что создание объединения было верным шагом в развитии рыболовной отрасли Эстонии. Удалось сократить административно-управленческий персонал и расходы на его содержание, улучшить организацию работы порта, увеличить общий и морской обороты, сократить простои судов и вагонов под обработкой в порту. Флот же объединения «Океан» продолжал увеличиваться практически ежегодно. В 1971 году был получен транспортный рефрижератор «Нарвский залив», а в 1972 году — «Юхан Смуул» и плавбаза «Рыбак Балтики». В 1973 году, помимо первого судна типа РТМС 7504 «Пейпси», из Николаева прибыл БМРТ 598, а с клайпедского завода «Балтия» — большой морозильно-мучной рыболовный траулер «Рудольф Вакман». В 1975 году с того же клайпедского завода прибыли «Отто Рястас» и «Иван Грен». В 1976 году Николаевский судостроительный завод поставил в состав объединения «Океан» два борта — «Мыс Челюскин» и «Мыс Арктический».

Польские судостроители построили для рыбаков Эстонии судно-гигант «Фридерик Шопен», поступивший «Океану» в июле 1966 года. Это был целый плавучий рыбокомбинат с экипажем в несколько сот человек — прямо на борту изготавливалась сельдь баночного посола. Водоизмещение корабля — более 20 тысяч тонн, а скорость — до 15 узлов. В четырёх трюмах, которые предназначены для сохранения рыбной продукции, поддерживалась температура -25°, а ещё в одном -5°. Фото: ookean-estrybprom.8v7.ru

 

Ловля рыбы в объединении, которое в конце 1976 года получило наименование «Эстрыбпром», проводилась орудиями и агрегатами, изготовленными собственным цехом. История этого цеха началась ещё в 1924 году, когда в небольшой мастерской начали изготовлять сети для ловли кильки и салаки. Со временем мастерская преобразовалась в сетевязальную фабрику, а затем вошла в состав «Океана». С 1956 года здесь свыше тридцати лет руководил Альберт Михайлович Лаас. Продукция цеха постройки и ремонта «Океана» неоднократно демонстрировалась в Москве на ВДНХ. В 1980 году Лаасу было присвоено почётное звание «Заслуженный работник промышленности Эстонской ССР».

Ремонтный завод объединения «Океан» вряд ли можно было отнести к разряду крупных судоремонтных предприятий, но, благодаря стараниям инженерно- технического персонала и рабочих, здесь порой совершали невозможное. После СРТ и СРТ-Р в короткие сроки освоили ремонт новейших на то время  БМРТ и РТМС, сумев при этом за счёт ритмичной постановки судов в ремонт сократить сроки его проведения. Директорами завода в разные годы были Мартын Макарович Гревцев, Владимир Исаакович Дубнов и Анатолий Иванович Бабаков.

9-этажный дом, построенный в районе Мустамяэ специально для работников «Эстрыбпрома». Фото: ookean-estrybprom.8v7.ru

 

На собственные средства или на паях с другими организациями «Эстрыбпромом» в 1970-80-е годы были построены санаторий им. Куйбышева в Ялте, собственная поликлиника, три общежития с гостиницей «Океан» на полуострове Пальяссааре в Копли, а также ряд административных зданий с холодильником для рыбы. Работники предприятия получили более 500 квартир в различных районах города, а в таллиннском районе Мустамяэ для них был построен целый дом:

Учитывая, что ремонтные мощности «Океана» отставали от темпов роста его флота, часто работы по ремонту осуществляли на двух специализированных предприятиях города — Таллиннском судомеханическом заводе и Балтийском судоремонтном заводе. Каждый из них имел свою историю, о которой со временем мы постараемся рассказать в своих публикациях.

На протяжении десятков лет эстонские советские рыбаки, выполняя далеко не низкие планы по добыче рыбы и выпуску продукции, успевали оказывать помощь рыбакам дружественных стран. Сотни специалистов, знания которых ценились во всём мире, передавали богатый опыт коллегам, причём не только в странах с развитой рыбной промышленностью, но и в таких экзотических регионах, как Бангладеш или Гвинея-Бисау.

Плавбаза «Станислав Монюшко», построена в Польше, на Гданьской судоверфи. 1 января 1966 года прибыло на рейд порта Таллин. Это был шедевр рыболовного флота того времени. Прямо на борту рыбу морозили, делали консервы и пресервы, варили рыбную муку и давили рыбий жир. В 1994 году было списано и разрезано на металл в Аланге (Индия). Фото: Facebook

 

Есть ли будущее у рыбной промышленности Эстонии?

К концу 1980-х годов годовой вылов «Эстрыбпрома» мог прокормить такие страны, как Швеция и Германия вместе взятые. А ведь параллельно с ним на территории Эстонии в советское время работали рыболовецкие колхозы, в число крупнейших из которых входили Колхоз им. Кирова, рассказ о котором можно прочитать здесь, и «Маяк». По всей республике были открыты рыбные магазины, централизованно получавшие свежую, мороженую и консервированную рыбу. Перспективы развития рыбной, рыбоперерабатывающей и рыботорговой отраслей в Эстонской ССР вырисовывались более чем радужные.

Рыбные консервы производства «Эстрыбпрома» славились своим качеством не только на территории всего Советского Союза, но были довольно популярны и за его пределами. Фото: Facebook

 

Однако с развалом СССР наступил и крах отлаженной рыбной промышленности Эстонии. Капиталистические реалии времён второй эстонской независимости стали убийственными для всех крупных составляющих того, что можно объединить словосочетанием «Рыбаки Эстонии». Нынешние времена в истории рыболовной промышленности страны квалифицируются понятиями от слова «застой» до слова «отсутствие». Возможно, когда-нибудь удастся провести серьёзное расследование того, как уничтожалась рыбная промышленность Эстонии, но те, кто принимал в этом участие, едва ли уже понесут ответственность…

В Эстонии и сейчас где-то кто-то как-то добывает рыбу, но назвать это рыбной промышленностью — язык не поворачивается. Да, пережили непростые времена и продолжают работу некоторые рыбные консервные заводы. Да, в районе Пярну и на Чудском озере есть несколько средних рыболовецких судов. Может быть, даже кто-то от эстонских берегов в XXI веке и доходил до Атлантики с целью ловли рыбы на продажу, но в новейшей истории Эстонии это не отражено. Рыболовецкий же флот страны, как, кстати, и торговый флот, базировавшийся в ЭССР, канули в Лету. Некоторые корабли «Океана» ещё бороздят морские просторы под флагами других стран, но это лишь последние обломки огромного прибыльного бизнеса, бездарно распроданного и уничтоженного. Чтобы вернуть былую славу эстонским рыбакам, будущим властям страны нужно будет немало потрудиться, вложив к тому же немалые средства в отрасль. Захотят ли этого те, кто будут руководить Эстонией — огромный вопрос…

 

Рассказать в одной публикации полную историю такого предприятия, как «Эстрыбром», — нереально. Те, кто хотят получить больше информации, могут ознакомиться с ней здесь. Этот информационно-аналитический ресурс создан и регулярно пополняется теми, кто неравнодушен к истории крупнейшего предприятия рыбной промышленности ЭССР.

Список судов «Эстрыброма»/»Океана» с возможностью узнать их историю доступен по этой ссылке.

*Первую часть публикации о рыбаках Эстонии, в том числе о плавбазе «Ээстиранд», можно прочесть по этой ссылке.

Читайте по теме:

Статус Эстонии как морской державы подтвердит рыба

Выращиваемая в Эстонии рыба — чем же она хороша

Министерство окружающей среды: Рыбу из Балтийского моря есть можно

историяСССРтопЭстония