Гапсаль / Хаапсалу — от визита Петра I до железной дороги от Санкт-Петербурга

Автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский, продолжая цикл публикаций о городах Эстонии, продолжает рассказ об истории Хаапсалу. Речь в этом материале пойдёт о периоде с начала XVII века до начала XX века, когда Хаапсалу вместе с другими регионами страны входил в состав Российской империи. За это время город значительно вырос, став к тому же одним из первых имперских грязевых курортов.

Ништадтский договор, по которому Гапсаль, со средневековой историей которого можно ознакомиться в первой части публикации*, вместе с другими частями Эстонии перешёл в состав Российской империи, был подписан в 1721 году. Однако ещё в 1710 году в город вошли российские войска, а в 1715 году в ходе поездки по эстонским портам Гапсаль посетил Пётр I.

Тогда русский монарх встретился с представлявшим местную власть судебным приставом Иоганном Йенкеном и подтвердил городскую монополию на продажу спиртных напитков и привилегии Гапсаля, которые действовали в шведские времена. Также в ходе той встречи Пётр озвучил решение о сносе всех военных построек на территории города.

Далее начались местные административные реформы. Территория замка осталась за государством, а поля для выпаса скота и имение Ууэмыйза были отданы кредиторам Делагарди, которые смогли доказать свои права и новым властям.

По итогам проведённой в 1731 году переписи населения в городе проживало 288 человек. В их числе были дворяне, два пастора, школьный учитель, два офицера, пять городских чиновников и 25 ремесленников. Тогда же была немного изменена функционировавшая со шведских времён структура местной власти — появился пост городского секретаря.

К 1739 году был подготовлен новый план развития города, который к тому времени получил от властей Эстляндии право на использование части средств, полученных от приёма судов и грузов в порту. В том же году было построено новое здание школы, а через год был учреждён пост мэра Гапсаля, каковым стал упомянутый выше Иоганн Йенкен — бывший судебный пристав.

В 1742 году в городе в дополнение к трём действовавшим со шведских времён гильдиям (сапожников, ткачей и портовых работников) был утверждён устав гильдии пивоваров, в которую вошло сразу 15 членов. Тогда же в городе начала работать первая аптека, а в в 1756 году появилась первая в Гапсале русская православная церковь. Она находилась на нынешней улице Эхте.

Гребной клуб города Гапсаль. Фото 1904 года. Источник: ajapaik.ee

 

15 июня 1767 года городская дума избрала мэром Каспара Йоахима Ландезена. Его городской оклад был установлен в размере 64 рублей. Началось строительство нового здания ратуши, которое было открыто в 1775 году. Ещё через пять лет была сформирована первая городская пожарная команда. К 1782 году численность населения Гапсаля удалось поднять до 600 человек — столько же проживало здесь в конце XVII века.

В период с 1783 по 1796 годы прошли инициированные императором реформы во всех городах Эстляндии. Теперь все их жители вне зависимости от происхождения имели равные права. Вместо магистратов были созданы городские советы, в которые входили уже не только представители самых зажиточных слоёв населения, но и депутаты от остальных жителей. Право голоса имели все домовладельцам, независимо от национальности и сферы их деятельности. Кроме того, Гапсаль стал центром уезда.

В 1795 году власти города повысили налоги. Теперь иностранный купец для проживания в Гапсале должен был ежегодно оплатить сбор в размере 70 рублей, местный купец — 50 рублей, торговец — 40 рублей, а ремесленник — 20 рублей.

Хаапсалуская набережная уже в конце XIX века была любимым местом прогулки отдыхающих со всей Российской империи. Фото: ajapaik.ee

 

В XIX век Гапсаль вошёл с 99 домами, из которых 28 принадлежали дворянам, и почти тысячей жителей. В 1804 году в ходе поездки по Эстляндии город посетил российский император Александр I, что стало для жителей Гапсаля очень значимым событием. До сих в городском музее сохранилось немало документов о том визите.

В 1805 году в городе открылась уездная школа, а 1836 году начала свою деятельность греческая православная церковь Святой Троицы. До постройки её собственного здания в 1852 году богослужения проходили в зале суда.

Рождение грязевого курорта

Первые купальни появились в Гапсале в 1805 году, когда местный фармацевт Браше сделал на одном из пляжей квадратную плавучую палатку с бассейном внутри. Следующим шагом в развитии пляжной культуры города стало появление на берегу специальных купальных тележек, но силой местного прибоя их довольно сильно раскачивало, что отпугивало потенциальных клиентов. К середине 1820-х годов в городе было уже около двух десятков купален, а дачников (жителей других городов, проживающих здесь только в летнее время) в 1824 году было зарегистрировано уже 58 семей.

Однако известным вне пределов Эстляндии курортом город всё-таки стал немного позже. Жизнь Гапсаля резко изменилась после того, как в него приехал Карл Авраам Хунниус — родившийся в Таллинне основоположник развития курортов в Эстляндии. Именно он стал инициатором создания грязелечебницы на одном из местных пляжей Гапсаля.

Основатель курорта в Гапсале Карл Хунниус.

 

В процессе общения с местными жителями доктор Хунниус узнал о том, что прибрежная грязь оказывает серьёзное лечебное воздействие на организм. Он проанализировал химический состав грязей, а также провёл цикл экспериментов — сначала на своих друзьях и родственниках, а затем и на пациентах-добровольцах. Всё это дало городскому врачу Гапсаля подтверждение слов тех, кто ранее получал облегчение при болезнях, обмазавшись местной морской грязью.

Результаты опытов Карла Хунниуса оказались настолько эффектными, что врачи университетского города Тарту, оценив их, поддержали идею создания курортной зоны. В 1825 году по инициативе доктора Хунниуса на пляже Ээслахе появилась первая гапсальская грязелечебница. Шесть ванн в ней практически выкупил уже упоминавшийся фармацевт Браше, который стал одним из главных популяризаторов курорта, по сути создав ВИП-зону.

Уже через несколько лет слава гапсальской грязи достигла Санкт-Петербурга и других крупных городов Российской империи. Дворяне из них стали часто приезжать в Гапсаль, отказавшись от значительно более длительных поездок в Крым или на зарубежные курорты.

В 1831 году Карл Хунниус вместе с К. Л. Бергфельдтом официально зарегистрировали в Гапсале курортную зону. В городе началось строительство приморских променадов — самый протяжённый из них расположен неподалёку от замка у залива Тагалахт. В дальнейшем почти ежегодно проводились различные мероприятия по облагораживанию среды для отдыха. Высаживались деревья, кустарники и цветы, а также открывались различные места проведения досуга — от кафе и ресторанов до музыкальных салонов и курзала.

Так в начале XX века выглядела с моря грязелечебница Бергфельдта в Хаапсалу. Фото: ajapaik.ee

 

В 1845 году на побережье залива Тагалахт была построена ещё одна грязелечебница. Отдых здесь стоил дороже, но она было значительно просторнее и удобнее первой. Грязевые ванны тут принимались в комфортном помещении и под присмотром более известных врачей. Постепенно гапсальские курортные места, состоящие из небольших заливов и островков, стали очень высоко цениться в дворянской среде элиты Петербурга.

В том же 1845 году было установлено регулярное пароходное сообщение между Гапсалем и Санкт-Петербургом. По этому маршруту, заходя также в Палдиски, Курессааре или Ригу, курсировали пассажирские суда «Адмирал» и «Леандр», а с 1876 года — «Константин».

В 1867 году на курорте в Гапсале отдыхал российский композитор Пётр Ильич Чайковский. Историки утверждают, что здесь он даже  написал часть оперы «Воевода». В честь российского композитора на городском променаде Хаапсалу установлена музыкальная скамья. Фото автора

 

Вскоре и царский двор Петербурга начал осваивать эстляндский курорт. Во второй половине XIX века и начале XX века сюда не раз приезжали члены царской семья. Есть данные о том, что здесь бывали на лечении и Николай I, и Александр I, и Александр II, и Александр III. А вот Николай II, к визиту которого был построен императорский перрон на вокзале Гапсаля, так сюда и не добрался. Хотя семья последнего императора российского не раз отдыхала на курорте.

Железная дорога от Санкт-Петербурга

Как и в других городах, важной фазой становления общественной жизни в Гапсале стало проведение сюда железнодорожного пути. Случилось это в непростые для Российской империи первые годы XX столетия. Помогло личное решение императора страны Николая II, который изыскал государственные средства на строительство железной дороги между Кейла и Хаапсалу (Кегель — Гапсаль), начавшееся в 1902 году.

Перрон станции Хаапсалу в начале XX века. Фото: digar.ee

 

78-километровая линия государственной Балтийской железной дороги Кейла — Хаапсалу была сдана в эксплуатацию в 1905 году, а через несколько лет появился ещё и семикилометровый участок Хаапсалу — Рохукюла, использовавшийся для подвоза грузов к паромной переправе на остров Хийумаа.

Поскольку Гапсаль к тому времени уже стал известным курортом, то в первые годы маршрут от Ревеля (ныне Таллинна) предназначался прежде всего для пассажирских перевозок. На станции для высокопоставленных гостей был построен Императорский павильон, сохранившийся и сейчас, несмотря на то, что железная дорога от Рийзипере до Рохукюла в конце XX века была разобрана и превращена в велодорожку.

Последний поезд из Таллинна в Хаапсалу, отправившийся в 1995 году. Фото: А. Роосна

 

Однако есть возможность, что в скором времени планы по восстановлению железнодорожного сообщения между Таллинном и Хаапсалу будут реализованы. Электрифицированную линию уже дотянули до станции Турба. В ближайшее время будет проведён строительный тендер на восстановление участка пути от Турба до Ристи. Министерство экономики и коммуникаций вместе с AS Eesti Raudtee в конце 2021 года утверждали, что движение электричек до Хаапсалу начнётся в 2026 году.

Императорский перрон является частью городского Железнодорожного музея, в котором на небольшом сохранившемся отрезке путей экспонируется подвижной состав различных лет. Об этом музее, а также о других достопримечательностях и о жизни современного Хаапсалу, вы узнаете в заключительной части публикации.

*Первую часть публикации о Хаапсалу можно прочесть по этой ссылке.

Читайте также:

Пайде — от возвращения статуса города до пляжа на городском озере

Кунда и его окрестности — уголок промышленного Ида-Вирумаа в Ляэне-Вирумаа

Уездный город Раквере — яркий пример уютной эстонской провинции

городисторияКарл ХунниусНиколай IIПётр IтопХаапсалу