Парус в литературе и искусстве часто олицетворял собой мужество, помогавшее человеку пробиваться сквозь все препоны, штормы и ливни, всем ветрам назло, к светлой и благородной цели или любви. Но и, кроме того, беспокойство, мятежность, сумасбродность, желание рисковать, чтобы достичь желанной победы.
«Я нежному дыханью руль и парус доверил, полюбив впервые в жизни…» (Ф. Петрарка).
«А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» (М. Лермонтов).
«Парус! Порвали парус! Каюсь, каюсь, каюсь…» (В. Высоцкий).
«Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели» (О. Уайльд).
Под парусами открывались новые земли и проводились морские баталии. Но к концу XIX века всё это практически сошло на нет по причине распространения пароходов. Сражения остались лишь спортивные. И парусные суда перешли в разряд бортов, предназначенных в основном для отдыха, увеселений или спорта.
Так получил мощный стимул к своему развитию яхтинг (от нидерл. Jacht — яхта) — активный вид водного спорта, зародившийся ещё в XVI веке в Нидерландах.
Как известно, в нём участники состязаются, используя парусное снаряжение, установленное преимущественно на яхтах. Посему неудивительно, что наибольшую популярность он обрёл в странах, имевших удобное географическое положение. Одной из них была Эстония, входившая тогда в состав Российской империи как Эстляндия.
Датой рождения яхтинга в ней принято считать 1883 год. Именно тогда в Пярну состоялась «народная регата» — одна из самых первых морских соревновательных гонок на лодках под парусами. В ней приняли участие все желающие, кто имел подходящие лодки. Регата привлекла большое внимание публики и прессы. В частности, о ней написала популярная газета «Эстонский почтальон», и ныне сие сообщение считается «свидетельством о рождении» эстонского парусного спорта.
В регате победил Яан Аадув Эрманк — как указывал «Почтальон», «сын бедного рыболова», у которого «и лодка, и паруса были хуже, чем у других, и сам он выглядел мальчуганом». Ему вручили главный приз — шлюпочный компас.
Вторая награда — спичечный коробок из серебра — досталась капитану одного из британских пароходов, пришвартованных в пярнуской гавани.
Чуть позже регаты были повторены уже не только в Пярну, но и в Палдиски, Хаапсалу, Кясму и Таллинне. А в том же 1883-м в Хаапсалу открылся штаб и состоялось учредительное заседание Эстляндского морского яхт-клуба — первой организации эстонских яхтсменов, большинство из которых было богатыми мызниками и помещиками. Спустя год на Хаапсалуском заливе стартовали первые гонки, организованные клубом. Соревнования проходили в трёх категориях судов — на полупалубных и открытых килевых яхтах и открытых швертботах.
В 1890-м клуб пополнился двенадцатью представителями Ревеля (Таллинна), а спустя некоторое время туда перебралось и правление.
Вскоре возник ещё один клуб — Курессаареский, на о. Сааремаа, в городе Курессааре с населением в 4 тысяч человек. В нём тон задавали немецкие буржуа, нередко разжигавшие национальную рознь. Это привело к тому, что все эстонцы вышли из его состава. Уже после получения независимости, в 1926-м, они основали Сааремааское общество морского спорта. Возвели причал, просторный ангар, офис, наклонную береговую площадку для спуска судов со стапеля на воду и подъёма из воды… К концу 1930-х общество насчитывало 132 взрослых участника и 22 члена юношеского состава.
Из других подобных организаций можно упомянуть также Хаапсалуский гребной и парусный клуб (здесь были в ходу дешёвые юниорские парусники, именовавшиеся «хаапсалускими монотипами»), Пярнуский и Нарвский яхт-клубы. Последний стал самым молодым клубом независимой республики.
В 1910-м появился Таллиннский яхт-клуб, второй по величине. В отличие от достаточно снобистского Эстляндского он был куда более демократичным, туда допускались простолюдины с «неформатными» лодками, но тем не менее ему удавалось успешно конкурировать в регатах с мызниковскими снобами, хотя по количеству значимых побед первенство оставалось за ними.
Так, на регате IX Олимпийских игр в Амстердаме (1928), на заливе Зейдерзее, в классе R-6 победила эстонская команда под руководством капитана Николая Векшина на яхте «Тутти V». Она опередила 12 экипажей (в том числе «хозяев поля», точнее, моря, в стране, имевшей более чем 300-летний опыт подобных соревнований) и получила бронзовую медаль. Векшин являлся членом первого (Эстляндского) клуба.
В 1938 году в столице помпезно отмечалось 50-летие этого сообщества. К тому времени количество членов в нём насчитывало около 500 человек, а флотилия состояла из 70 судов (преимущественно килевых яхт). И хотя клуб неоднократно критиковали за отсутствие демократии, но роль в развитии балтийского яхтинга он сыграл очень видную. Много сделал и для развития буерного спорта (напомним, это гонки по льду на парусных лодках с приделанными к ним снизу металлическими коньками). Инициировал создание Европейского буерного союза, утвердившего международную классификацию буеров. Член Эстляндского клуба Эрик Хольст четырежды становился чемпионом Европы в свободных классах буеров. А его коллега и одноклубник Этьен Галнбек пять раз подряд завоёвывал золотую медаль чемпиона республики в классе «Монотип ХV» — на буере, спроектированном Хольстом.
Что касается Таллиннского клуба, то к концу 1930-х годов его судовой состав достигал 40 штук, а количество спортсменов равнялось 200. Они ходили под своим флагом и в дальние плавания. В частности, длинное путешествие через Атлантику совершил пальяссаареский спортсмен Ахто Вальтер, который ещё в 19-летнем возрасте сплавал в США на самодельной яхточке…
Во время фашистской оккупации практически все яхт-клубы были ликвидированы, а из яхт не оставалось ни одной пригодной для гонок. Но уже вскоре после Победы в Таллинне возник советский общереспубликанский Эстонский яхт-клуб, который имел филиалы в Хаапсалу, Курессааре и Пярну. Он внёс большой вклад в возрождение эстонского яхтинга. С осени 1946 года в нём было организовано обучение рулевых в нескольких группах по 100 и более человек.
Широкое распространение получил почин привлечения к парусному спорту всех трудящихся. Под этим лозунгом приобретать собственные яхты стали многие предприятия, прежде всего, конечно, те, что располагались вблизи акваторий.
Весной 1947-го первую парусную секцию организовало Профсоюзное спортивное общество «Калев». Затем в продолжение нескольких месяцев возник ряд кружков и секций на фабриках и заводах. А в феврале 1948-го образовался Таллиннский яхт-клуб ДСО «Калев». За короткое время он стал крупнейшим среди себе подобных и прославился на всю страну.
Большой успех «Калеву» принесло участие во всесоюзном соревновании профсоюзов в 1951 году. Тогда его яхтсмены получили в личном зачёте 5 чемпионских медалей из 9. Побеждали они и на международных соревнованиях (например, на Олимпийской регате — 1960 в Неаполе).
В 1968-м в Эстонии были изготовлены первые мини-буера самого популярного сейчас класса DN. А буеристы из «Калева» Вайко и Эндель Вооремаа, Мати Куулман и Айн Вильде стали лучшими гонщиками Европы и мира.
Много популярности эстонскому яхтингу добавили XXII Олимпийские игры, прошедшие в СССР в 1980 году. Республика тогда принимала яхтсменов из 23 стран мира, участвовавших в международной регате. Подготовка и проведение соревнований получили высокую оценку Международного парусного союза и Международного олимпийского комитета, а Таллинн по праву вошёл в когорту олимпийских городов. О том триумфе ныне напоминает Олимпийский центр парусного спорта в районе Пирита с речной и морской гаванями, яхт-клубом, пресс-центром и олимпийской деревней. Это единственный подобный олимпийский объект в странах Балтии.
Интересно, что аккурат к Олимпиаде появился многосерийный мультфильм «Приключения капитана Врунгеля» киевского режиссёра Давида Черкасского — как раз о международной регате, всех сложностях, с нею связанных, в том числе и о мафии, гонявшейся, как мы помним, за врунгелевской яхтой «Беда». То бишь не исключено, что мультик делался с намёком на «империалистическую мафию», бойкотировавшую советскую Олимпиаду. Напрямую там нигде об этом не говорится, но определённые аллюзии ощущаются, особенно если учесть, что он вышел на экраны ЦТ весной 1980-го. Как вспоминал Д. Черкасский: «С Центрального телевидения пришла разнарядка на нашу студию, предлагалось сделать 13 серий (по десять минут) мультипликационного фильма «Приключения капитана Врунгеля. Я схватился за эту идею сразу, не раздумывая!» Так незадолго до Олимпиады-80 миллионы зрителей и увидели «Врунгеля». И потом, конечно, перенесли свой интерес к нему на реальную регату в Таллинне…
«Через 20 лет вы будете больше разочарованы теми вещами, которые вы не делали, чем теми, которые вы сделали. Так отчальте от тихой пристани. Почувствуйте попутный ветер в вашем парусе. Двигайтесь вперёд, действуйте, открывайте!» (М. Твен).
Именно таким кредо, думается, руководствуются спортсмены, участвующие в соревнованиях по яхтингу. В настоящее время они твёрдо держат парус, развернутый их предшественниками 140 лет назад…
Читайте по теме:
Президент Союза яхт-клубов Эстонии: Нас ожидает яхтенный бум
Поляков: С друзьями — и яхта рай
Происшествие с эстонской яхтой в Португалии: косатка откусила кусок руля