Игорь Круглов: Алекс Ярон — художник, дизайнер и уроженец Таллинна

В 1910 году в семье проживавшего в Ревеле (ныне — Таллинн) военного архитектора Александра Ивановича Ярона, чьи здания в стиле позднего модерна до сих пор украшают улицы эстонской столицы, произошло пополнение — родился сын, которого назвали в честь главы ячейки общества.

Яроны жили в Таллинне до 1919 года. Александр-младший учился в немецкой школе, поскольку у отца, русского монархиста, были немецкие корни. Потом Гражданская война заставила их перебраться во Владивосток, а оттуда — в китайский Шанхай. Видимо, это и послужило причиной того, что мальчик, выбравший художественную стезю, не получил профессионального образования. Однако, при наличии несомненного таланта и трудолюбия, он уже с юных лет делал большие успехи в живописи. В творческом становлении помогали общение с друзьями отца — ведущими художниками Шанхая В. Засыпкиным, В. Подгурским и др. — и неустанное самообразование.

Какое-то время Ярон-юниор трудился художником-оформителем в рекламной фирме Carl Crow Inc. и студии Millington Ltd., а затем, в течение двух лет, — в газете The Evening Post. Ему ещё не было и 20, когда он стал художественным директором шанхайского отделения американского издательского дома Post Mercury Co. В 1932-м организовал собственную рекламную фирму Movieart, вскоре влившуюся в кинокомпанию Cinema Arts Corp. Являлся инициатором создания и членом творческого содружества «Понедельник».

Уже тогда уровень мастерства у нашего героя был настолько высоким, что его отец, работавший над проектом Храма-памятника святителя Николая Чудотворца, доверил ему создать шесть икон для иконостаса. Этот Храм, построенный в честь святых Царственных страстотерпцев, сохранился до сих пор. Он является одной из архитектурных жемчужин Шанхая. К сожалению, после прихода к власти коммунистов во главе с Мао Цзэдуном он подвергся осквернению: вместо святых икон на его фасаде разместили огромный портрет «великого кормчего». Но всё-таки, слава Богу, не уничтожили, как это делали советские большевики.

Александр Ярон, «Вдоль древнего русла» («Понедельник», 1933 г.). ©: Amir Khisamutdinov. Источник: Katya Knyazeva. «Alexander A. Yaron.» METROMOD Archive, 2021

 

Забегая вперёд, скажем, что после воцарения Мао (1949) Александр со своей семьёй, как «эмигрантские изгои», вынуждены были бежать на Филиппины, на остров Тубабао. Но до той поры он постоянно рос и развивался как художник, обретая большой авторитет и популярность. С 1935-го активно работал с издателем И. Куниным. В 1938-м стал художником и художественным редактором в совместном предприятии Adcraft Studios, выпускавшем книги по искусству, журналы, плакаты, иллюстрированные программки для шанхайской оперы и прочую печатную продукцию. Оформлял декорации для Шанхайской оперы. Участвовал в подготовке к изданию альбома «Бриллиантовый юбилей международного сеттльмента Шанхая», который повествовал о деятельности международного бизнеса там. (Шанхайский международный сетлмент — территория Шанхая, находившаяся под международным управлением с 1842 по 1943 годы.) Альбом содержал более 100 репродукций картин русских художников, в том числе 16 работ самого А. Ярона-мл.

Александр Ярон, афиша Русского балета, 1936 г. ©: Amir Khisamutdinov. Источник: Katya Knyazeva. «Alexander A. Yaron.» METROMOD Archive, 2021

 

К весне 1936-го авторитет у него уже был такой, что мэр Великого Шанхая, генерал У Течен заказал ему три портрета (в полный рост) тогдашних лидеров общественного мнения, для размещения на городском стадионе во время проведения массовых спортивных мероприятий: это были Сунь Ятсен, Линь Сэнь и Чан Кайши.

Популярность этих «ломов» в народе была просто невероятной. К примеру, Сунь Ятсена (так его называют в основном за пределами Китая, а внутри — Сунь Чжуншань и Сунь Вэнь; в Японии — Накаяма) жители Поднебесной часто сравнивали с великими мудрецами Мэн-цзы и Конфуцием, поскольку все они верили в своё предназначение как избавителей Китая от междоусобных распрей и разобщённости. Но, в отличие от древних философов, Сунь Ятсен старался воплотить свои идеи на практике, за что получил прозвище «Конфуций в реальной политике». Главным его достижением считается основание Гоминьдана — националистической партии, боровшейся за свержение императорской династии Цин. Кстати, именно Сунь Ятсен принял отречение последнего императора Цин Пу И (эти события впечатляюще показаны в знаменитом фильме Бернардо Бертолуччи «Последний император»). Кроме того, идеологией Гоминьдана был антикоммунизм, что, впрочем, не помешало его вождям, начиная с 1920-х, наводить мосты с большевиками в СССР. Но в 1949-м , когда власть в Китае полностью перешла к Мао Цзэдуну, гоминьдановское правительство бежало на Тайвань. Возможно, и А. Ярон с семьёй бежали, опасаясь мести Мао за те самые портреты его соперников и вообще за сотрудничество с прежними правителями.

Линь Сэнь возглавлял национальное правительство Китая в 1931–1943 годах. К нему относились с большим уважением за борьбу с коррупцией, кумовством и развратом. В частности, при нём было введено уголовное наказание за «институт наложниц», или, проще говоря, за проституцию.

А Чан Кайши — это революционер и политик-националист, возглавивший Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена в 1925-м. Генералиссимус, маршал и фактический правитель материкового Китая (1928–1949), а также президент Китайской Республики на Тайване (1950–1975). Принимал активное участие в создании международных антикоммунистических объединений — Антикоммунистической лиги народов Азии и Всемирной антикоммунистической лиги. Поэтому тем, кто участвовал в его пиаре, конечно, грозила большая опасность от «строителей светлого будущего»…

Александр Ярон, портреты, рисунки, Highlights of Art, 1938 г. ©: Natalia Kounin. Источник: Katya Knyazeva. «Alexander A. Yaron.» METROMOD Archive, 2021

 

Но вернёмся к нашему главному герою. В начале 1940-х он открыл студию Atelier Yaron, которая вскоре превратилась в очень известное художественно-рекламное агентство. Ему поручали выполнение заказов такие крупные компании, как Pan American Airways , Henningsen Produce Company, China National Aviation Corporation, The China Press, Le Journal de Changhai, The Evening Post and Mercury и др. Однако всё рухнуло с приходом Мао Цзэдуна — «большого шалуна» (В. Выс.), и Яроны эвакуировались на Филиппины.

Потом были ещё скитания, пока, наконец, они не обосновались в Вашингтоне. Там под маркой Atelier Yaron прежняя деятельность была возобновлена. В этот период А. А. (в Америке его называли Алексом) пишет портреты представителей русского искусства (Ф. Шаляпин, М. Ростропович, Г. Вишневская и др.,) американской элиты (Р. Рейган, Ф. Синатра, жена президента Эйзенхауэра Мейми и др.), индейцев и ковбоев, а также портреты китайцев и виды милого сердцу Старого Китая. Они были выложены на сайте Atelier Yaron, который сейчас, к сожалению, не функционирует…

Умер А. А. Ярон в 1991 году.

Читайте по теме:

Игорь Круглов: Александр Ярон — архитектор русских, эстонских и китайских шедевров

Алекс ЯронАлександр ЯронКитайЛинь СэньСунь ЯтсенСШАтопЧан Кайши