Так и родилось несколько работ, в том числе спокойная «Реваль (Таллинн)» и динамично-романтичная «Вид на Ревель, Эстония», являющиеся частями заказанной серии. В них грандиозное мастерство великого мариниста проявлено в контрасте между бурным морем и спокойными, умиротворяющими небесами на фоне традиционных для него портовых видов и морских пейзажей. На первой — тихая, солнечная погода, штиль и суда с белыми парусами в ревельском порту. А на второй — «ревела стихия морская». Здесь сразу вспоминаются лермонтовские строки:
«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
Кстати, как знать, возможно именно они вдохновили мастера кисти. Ведь оба его полотна, посвящённые Таллинну, — это своеобразный «диптих». Так сказать, иллюстрация стихотворения Михаила Юрьевича в двух «сериях». Первая — просьба паруса о буре, когда кругом «луч солнца золотой», вторая — получение просимого. Впрочем, это всего лишь догадки автора этих строк…
Вот как писали о них искусствоведческие издания:
«Картина «Реваль — Таллин» Ивана Айвазовского — это шедевр, который отражает безмятежную и величественную сущность порта Таллинна, бывшего Ревеля, с техническим навыком и чувствительностью, которая выходит за рамки времени. Айвазовский, известный тем, что является одним из величайших морских художников девятнадцатого века, использует в этой картине свою характерную область воды и атмосферу для перевозки зрителя непосредственно на побережье Балтийского моря… Море, представленное почти мистическим мастерством, которое определяет работу Айвазовского, простирается на переднем плане со спокойной поверхностью, едва нарушенной мягкими волнами, которые отражают свет неба…»
«Вид на Ревель, Эстония» (первоначальное название — «Море») выполнен в романтическом стиле и показывает морской вид в сумерках, отличаясь мастерским изображением воды, света и драматической атмосферы. В этой живописи по памяти художник передаёт движение воды, блики света на поверхности и общий драматизм пейзажа, используя характерные для его творчества световые эффекты. Мы проникаемся романтической атмосферой сумерек над морем, с характерным для Айвазовского изображением света и теней. Картина написана с применением лессировки — техники, позволяющей добиться глубины цвета и переходов…»
Иван Константинович Айвазовский (или Гайвазовский; имя при рождении — Ованнес Айвазян, 1817–1900) достиг международного успеха ещё в юные годы. Посему неудивительно, что ещё в возрасте 19 лет, в 1836-м, он был приглашён на придворную должность штатного живописца Балтийского флота. Тогда же отправился в учебное плавание по Балтийскому морю вместе с выдающимся географом и мореплавателем Фёдором Литке. Это были первые пробы кисти на балтийские темы. Но и они выявили громадный масштаб его таланта. И недаром в 1839-м ему был выдан аттестат следующего содержания:
«Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в оной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейшее данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».
Забегая вперёд, скажем, что в 1844-м нашего героя назначили официальным живописцем Главного морского штаба Российской империи с правом ношения военно-морской формы, а чуть позже дали чин тайного советника (вице-адмирала). А в юности у него была учёба в художественных академиях Рима, Парижа и Вены, написание картин по заказам царя, папы римского и иных важных деятелей, создание других полотен, принёсших автору международное признание…
Сколько картин было создано в Эстонии, доподлинно неизвестно. А по заданию Государя Айвазовский за короткий период написал шесть видов Балтийского моря и Финского залива. В данную серию, кроме таллиннских, входили также пейзажи и виды Санкт-Петербурга, Кронштадта, Петергофа, крепостей Гангут и Суоменлинна…
Их судьбы были разными. Например, «спокойный» «Реваль-Таллинн», после всех потрясений войн и революций, спокойно обосновался в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. А вот с «бурным» уже в новые времена случилась довольно бурная и драматическая история. Картину размером 59 см на 81 см в 1976 году украли из подмосковного Дмитровского кремля. Злодеи воспользовались тем, что в музее шёл ремонт и отсутствовала сигнализация.
Лишь в 2005-м шедевр появился на аукционе Sotheby’s, где его купили за 552 тыс. долл. Спустя год перепродали вдвое дороже. И, наконец, в 2017-м, уже спустя 40 лет после пропажи, он оказался на швейцарском аукционе KOLLER, после чего при участии швейцарской полиции и Интерпола был снят с торгов. Начались переговоры о возвращении «Моря» в Россию. История эта крайне запутанная. Известно только, что 22 марта 2024 года Koller выставил его с ценой около 928 тыс. евро.
А в Эстонии находится ряд полотен Айвазовского, которые представлялись в Кадриоргском художественном музее и на других выставках.
Всего же в его активе более 6 тыс. картин, большинство из которых выполнено с использованием техники лессировки — нанесения почти прозрачных слоёв краски друг на друга. Сколько их родилось в Эстонии — доподлинно неизвестно, поскольку работал он весьма плодовито. Сейчас у этих полотен очень высокая цена. Самое дорогое — «Галатская башня в лунном свете», некогда входившая в коллекцию Николая I. Данный пейзаж в 2024 году был продан на аукционе в РФ за 130 млн руб. (ок. 1 млн 625 тыс. долл.)…
Кроме живописи, И. К. Айвазовский — академик Императорской Академии художеств — занимался благотворительностью и преподаванием, состоял в ряде художественных обществ европейских стран в качестве почётного иностранного члена. Несмотря на любовь к путешествиям, большую часть жизни провёл в Крыму, Феодосии. Там он родился и там же был похоронен…
Читайте по теме: