Игорь Круглов: Дирижёр Эри Клас и его «управление любви»

Сегодня мы расскажем о человеке, для которого на первом месте была музыка. Даже несмотря на то, что он был и руководителем, и администратором, и сценаристом, и актёром кино, музыка для него всегда была в приоритете. И никакие карьерные, властные или иные соблазны не могли затмить её первенство.

Речь пойдёт о советском и эстонском дирижёре, музыканте и педагоге, народном артисте СССР и кавалере ордена Белой звезды Эри Класе (07.06.1939 – 26.02.2016).

Какими мы себе представляем дирижёров? Рискну утверждать, что нередко публике, далёкой от понимания их профессии, они кажутся людьми импульсивными и нервными, как говорится, малость «с приветом». Дёргаются за пультами, машут руками, трясут головами и периодически отбрасывают со лбов налетевшие туда «творческие» космы… Как, к примеру, в одном из фильмов с Луи де Фюнесом, персонаж которого вначале нервически извивался перед своим оркестром, после репетиции горячо аплодировал музыкантам и расхваливал их, а ещё через полминуты всех подряд ругал и орал, что они со своим исполнением никуда не годятся…

Впрочем, в литературе и искусстве гораздо больше существует описаний серьёзных и вполне почтительных. Как, например, у Булата Окуджавы. Вот некоторые его строки: «и дирижёр ломает палочку в руках», «в генеральском мундире стоит дирижёр, перед ним — под машинку остриженный хор» и, конечно, «надежды маленький оркестрик под управлением любви». В последнем стихотворении, по сути, прописана сущность любого искусства, не только музыкального, — оно должно управляться любовью.

Думается, именно таким «управителем» оркестров — и маленьких, и больших — являлся и наш сегодняшний герой Эри Эдуардович Клас.

Эри Клас. Фото: Filmiarhiiv

 

Его концертный репертуар был очень обширным и разнообразным. Это и оперы: «Трубадур», «Травиата», «Аттила» и «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева, «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича и др. (всего под его управлением исполнено более 50 опер).

Это и балеты: «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Жизель» А. Адана, «Чудесный мандарин» Б. Бартока и др.

Это и мессы Л. Бетховена, И.С. Баха, Й. Гайдна, и оратории Г. Генделя, и реквиемы Дж. Верди и В.А. Моцарта…

А ещё — мюзиклы («Вестсайдская история» Л. Бернстайна), народная, эстрадная и лёгкая музыка…

Талант Э. Класа был столь многогранным, что он даже играл как актёр в нескольких кинофильмах («Украли Старого Тоомаса», «Случайная встреча» и др.), а как режиссёр участвовал в постановке балетов в московском Большом академическом театре.

А ведь оркестр — это мини-модель социума, со всеми его проблемами, страстями и надеждами. Недаром Федерико Феллини именно музколлектив взял в качестве слепка с общества в своей картине «Репетиция оркестра». И Эри Клас соглашался с тем, что в нём «содержатся интриги, карьера и тема власти».

Эри Клас на таллиннском Вышгороде. 1969 г. Фото: Valdur-Peeter Vahi / Ajakirja Kultuur ja Elu toimetus (AIS)

 

Впрочем, как следует из биографии Класа, властная карьера его особенно никогда не занимала, хотя он и руководил почти 20 лет (1975–1995) Эстонским театром оперы и балета (ныне Национальная опера «Эстония»), а также был главным дирижёром Шведской королевской оперы, Датского симфонического оркестра, Симфонического оркестра Нидерландского радио, худруком филармонии и главным дирижёром финского Филармонического оркестра в г. Тампере и главным дирижёром оркестра «Израильская симфониетта» в г. Беэр-Шева (Израиль)…

Но на первом месте для него всегда была музыка.

«Музыка для меня — часть жизненного языка. Посредством музыки мы общаемся, не используя слов, ведь речь идёт о чувствах, эмоциях, которые взлетают и опускаются — и печаль, и радость лучше всего проявляются, наверное, в музыке. Она заставляет людей и смеяться, и плакать. Так что я не могу отделить музыку от своей жизни. Для музыкантов музыка — вещь, которую нельзя до конца выразить словами, по крайней мере, я этого сделать не могу. Но я был бы несказанно опечален, если бы родился глухим — слепым жить ещё можно было бы, но если ты не слышишь и не получаешь ничего из музыки… Она — часть моего организма», — признался маэстро в 2014 году в интервью эстонской газете «Северное побережье»…

Он родился в Таллинне, в музыкальной еврейской семье. Один его дед был музыкантом, а второй — хормейстером и учителем пения. Мать Анна окончила Таллиннскую консерваторию в 1931 году и поступила в Берлинскую высшую школу музыки, но после прихода Гитлера к власти вынуждена была вернуться на родину, в Эстонию. Вскоре она вышла замуж за Эдуарда Класса, и они родили ребёнка — Эри, который оказался единственным.

Когда началась Великая Отечественная война, Анна с двухгодовалым младенцем эвакуировались на Урал. А вот дед и бабушка решили остаться в Эстонии, поверив в «гуманность» немцев. Эдуард, отец мальчика, тоже отказался от эвакуации, поскольку не хотел бросать своих родителей. После прихода гитлеровцев они были арестованы и вскоре расстреляны…

После войны Эри с матерью вернулись в Эстонию. Далее он учился по классу скрипки в детской музыкальной школе и Таллиннском музучилище, изучал хоровое дирижирование в Таллиннской консерватории у великого Густава Эрнесакса. Проходил также стажировки в Ленинградской консерватории и Большом театре.

1950-е. Ученик детской музшколы Таллинна Эри Клас. Фото: Kalju Suur / Ajakirja Teater. Muusika. Kino toimetus (AIS)

 

В советские годы Клас выступал со множеством симфонических оркестров. Больше 10 лет активно работал с Большим театром. Вместе с ним гастролировал по Франции, Филиппинам, Греции и Японии.

Уже после распада СССР, в 1991 году, состоялся его дебют в Лос-Анджелесе, США, с местным филармоническим оркестром. Затем в течение многих лет он выступал более чем со 100 музыкальными коллективами из 40 стран, в том числе – Гамбургским, Мюнхенским, Берлинским, Сиднейским, Токийским и др.

Эри Клас в 1993 году. Фото: Peeter Langovits / Eesti Teadeteagentuur AS (AIS)

 

Занимался Эри Клас и педагогической деятельностью. Готовил молодёжные группы, оркестры и отдельных исполнителей в Ирландии, Америке, Азии, Скандинавии. Постоянно работал с молодыми музыкантами, возглавлял юношеские коллективы в Скандинавии и Ирландии, Азии и Америке. Трудился в качестве профессора оркестрового дирижирования в финской Академии Сибелиуса. Преподавал в Эстонской академии музыки и театра. В 1990 году его избрали депутатом Верховного Совета Эстонской Республики.

У него было очень много регалий и званий. Одно из них — Посол доброй воли фонда помощи детям ЮНИСЕФ (1999). Думается, этот факт тоже подчёркивает, что для замечательного дирижёра главным было «управление любовью».

Эри Клас в документальном фильме «Звук дирижёра» («Dirigendi kõla»), 2007 год. Кадр из фильма. Источник: Eesti Filmi Sihtasutuse kogu

 

Умер Эри Эдуардович Клас в Таллинне 26 февраля 2016 года.

Читайте по теме:

Игорь Круглов: Густав Эрнесакс — хранитель и приумножитель хорового достояния Эстонии

дирижёркультурамузыкатопЭри КласЭстония