Это Императорский университет в Дерпте (ныне Тарту), университет и медико-хирургическая академия в Вильне (ныне Вильнюс), Казанский университет, Санкт -Петербургские горный институт, медицинская и инженерная академии.
А вот каков перечень далеко не всех родов его деятельности: палеонтолог, ботаник, зоолог, энтомолог, врач, путешественник, географ-исследователь, литератор, естествоиспытатель, этнограф. Сюда ещё можно добавить систематизацию живой природы, создание групп ботанических и зоологических таксонов (объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков), акушерство, минералогию, геологию и многое другое.
Вот что писал о нём знаменитый «Русский биографический словарь», издававшийся Санкт-Петербургским Императорским Русским историческим обществом в 1896–1918 годах:
«Эйхвальд представлял собой личность редкой любознательности, вследствие чего обладал громадным запасом сведений по разнообразнейшим отраслям знаний. В течение долголетней жизни своей он поглощался интересами то одной, то другой науки. Медицина, естественная история, историческая география, палеонтология и геогнозия, антропология, этнография последовательно были любимейшими предметами его занятий. Главная часть научной деятельности Э. была посвящена палеонтологии; в сочинении своем «Lethaea Rossica» он задался целью изобразить первобытный мир России».
Он появился на свет в семье выходца из Гамбурга Иоганна Христиана Эйхвальда (1753–1816), имевшего профессию педагога, и его жены Шарлотты-Елизаветы Луи (1759 — после 1833). Крещён был 12.07.1795 года. Кроме него, в семье было ещё трое братьев, один из которых выбрал стезю пастора.
Первым учителем Эдуарда стал отец, преподававший в Митаве естествознание, языкознание и историю. Видимо, отец и зародил в мальчике любознательность и стремление освоить как можно больше наук. Окончив в 1814 году Митавскую гимназию, юноша поступил в Берлинский университет, где изучал естественные науки и медицину. В 1817-м предпринял путешествие по Германии (сделал там доклад на XIV съезде германских естествоиспытателей), Англии, Швейцарии, Италии и Франции, с целью изучения географической зоологии. В 1819-м, по возвращении в Российскую империю, защитил диссертацию в Виленском университете по данной теме и получил степень доктора медицины. В своём трёхчастевом научном труде систематизировал данные о жизни акул и скатов ещё со времён Аристотеля, сделал выводы об их родстве с другими животными и указал ареалы их распространения.
В том же году, сразу после получения степени, его отправили в г. Тукум (ныне Тукумс, Латвия) для организации борьбы с эпидемией, бушевавшей там. В 1823-м он получил место приват-доцента в Дерптском (Тартуском) университете, где на протяжении двух лет читал лекции по палеонтологии (впервые в России!) и геогнозии (раздел геологии, изучающий материалы Земли и её общее внутреннее и внешнее устройство).
Палеонтологию именовал ориктозоологией («ископаемое», «животное» и «наука»). Издал книгу: «О пределах животного царства и стадиях его развития».
После Тарту получил назначение на профессорскую кафедру повивального искусства и зоологии в Казанском университете. Преподавал там также минералогию. Основал в этом учебном заведении кабинет сравнительной анатомии, модернизировал и расширил кабинет натуральной истории. Не забывал и ботанику: читал лекции по ней и заведовал ботаническим садом, который его усилиями стал просто великолепным.
Вообще, судя по всему, ботаника являлась одним из самых любимых его предметов. Не исключено, что связано это было с необходимостью бороться с последствиями неурожаев и внедрять новые культуры, благодаря которым крестьяне и горожане могли бы преодолевать их последствия, избегая голода. Например, такая новая для тех времён культура, как картошка, которую приказала массово сажать императрица Екатерина II во время засухи и неурожая, спасла много людей. Но поначалу было много и случаев тяжёлого отравления крестьян, не знавших, как её употреблять в пищу. Поэтому, конечно, очень требовалось просвещение народа в этой сфере.
В 1826–1827 годах Эдуард Эйхвальд совершил путешествие по Кавказу и Каспию, оплаченное Казанским университетом. Ему хотелось побывать и на горе Арарат, где, по преданию, находится Ноев ковчег, но помешал военный конфликт с персами. Вернувшись, перебрался в Вильну, получив в тамошнем университете кафедру сравнительной анатомии и акушерства. Оттуда снова двинулся в поездку — по Литве, Подолии и Волыни, доехал до Чёрного моря. По результатам своих экспедиций изложил и обобщил много сведений для различных отраслей географии и естествознания. В 1831-м, когда университет закрыли, поступил на кафедру минералогии, анатомии и зоологии медико-хирургической академии. В 1838-м переехал в Санкт-Петербург и занял аналогичную должность в той же академии. Параллельно преподавал геогнозию и минералогию в инженерной академии и петроматогнозию (синоним палеонтологии) в Горном институте.
Вообще, как утверждают историки науки, именно палеонтологию можно вычленить как главную часть его многогранной деятельности. Он посвятил ей капитальный труд «Палеонтология России», который позже был переведён на французский язык под упомянутым выше названием «Lethaea Rossica» и опубликован в Европе.
В отставку Эдуард Иванович Эйхвальд вышел в звании заслуженного профессора Российской империи. Это означало финансовую поддержку, особые почёт и уважение к энтузиасту науки, написавшему более 70 книг и множество статей. Они содержат колоссальное количество данных и до сих пор используются в качестве справочников для специалистов. Неудивительно, что он имел много научных отличий и званий. Являлся академиком Санкт-Петербургской академии наук, членом Императорского вольно-экономического общества, Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», Геттингенской академии наук и других научных сообществ.
Умер Э. И. Эйхвальд в Санкт-Петербурге. Похоронен там на Смоленском кладбище.
Читайте по теме:
Игорь Круглов: Пауль Когерман — учёный, поставивший химию на службу народу