Игорь Круглов: Эне Хион — «Гранд Олд Леди эстонской журналистики»

Недавно мы писали о Феликсе Мооре и Вальдо Панте* — людях, чьи имена вошли в анналы эстонского радио и ТВ. Теперь расскажем ещё об одной такой легенде — их коллеге, заслуженной журналистке Эстонии, писательнице и общественной деятельнице Эне Хион.

Вот что написал в память о ней сразу после её смерти, наступившей 3 августа 2021 года, один из руководителей Палаты национальных меньшинств Эстонии и экс-советник председателя парламента республики, журналист и переводчик Лейви Шер:

«Только что узнал о смерти моей давней коллеги и гораздо больше, чем просто коллеги, Эне Хион. Замечательная радиожурналистка, передачи которой в самые трудные времена несли правду и человечность. Она была человеком, который никогда не опускался до таких низостей, как национальное чванство, высокомерие, самолюбование. Я писал, что она как профессионал гораздо выше большинства признанных авторитетов эстонской журналистики именно тем, что была лишена этого чванства, зато щедро одарена способностью сопереживания…»

Ещё при жизни она получила неофициальный титул «Гранд Олд Леди эстонской журналистики», поскольку более 30 лет проработала на Эстонском радио, где вела преимущественно общественно-политические передачи. Кроме того, печаталась в газетах, писала радиопьесы и сценарии к документальным лентам. Опубликовала более десятка книг (как она призналась в 2017 году в интервью радиоведущей Ольге Шубин, сама не помнила, сколько). Вот лишь несколько названий: «Трое в студии» (1987), «Политика — это искусство. Воспоминания и размышления Хендрика Аллика» (1990), «Кисло-сладкие метания» (2010), «Любит не любит» (2011), «Вальдо Пант — годы спустя» (2013), «Дом разбитых сердец» (2018), «Жестокое десятилетие. 1940-е —1950-е годы глазами подростка» (2019) и др.

И, наконец, она была одной из из основательниц Центра гражданского обучения женщин и членом его правления. Однако считала себя прежде всего журналисткой.

Эне Хион на презентации своей книги «Жестокое десятилетие» («Julm kümnend»), 2019 год. Фото: kodanikukoolitus.eu

 

Эне Хион родилась 18 января 1931 года в Тарту. Выйдя из школы с золотой медалью, поступила в Московский государственный университет, который окончила в 1955 году по специальности «журналистика». На Эстонском радио трудилась с 1955 по 1988 годы. Продюсировала и вела популярные циклы передач, среди которых «А годы идут…», «Трое в студии», «Час программы Культурного совета творческих союзов» и др.

О первых вехах своего творческого пути и одновременно первых годах становления Эстонского радио Эне Хион в упомянутом интервью вспоминала так. Журналистикой она очень заинтересовалась в 1948 году, когда впервые попала в знаменитый впоследствии Дом радио, тогда ещё только начинавший свою работу. Она училась в школе, и учительница сводила их класс на экранизацию романа Фадеева «Молодая гвардия» — подобные просмотры были обязательными для подрастающего поколения. После этого Эне с несколькими одноклассниками пригласили на радио — для рассказа о своих впечатлениях от картины. Они пришли в строящийся радиоцентр, где в подвале уже были оборудованы редакция и студия. И девочка, по её словам, «на всю оставшуюся жизнь запомнила и интерьер этой студии, и людей, встретивших её». Одним из них был начинающий репортёр Вальдо Пант, в будущем — знаменитый мэтр. Интервью со школьниками о фильме стало для него первой самостоятельной работой. Но Эне он показался очень знающим, опытным и внушающим доверие профессионалом. Это уважение она пронесла через всю жизнь и спустя много лет написала о Панте трогательные воспоминания.

Когда после учёбы в МГУ она снова пришла на радио, то, по её словам, работала «до одурения». Ей всё было интересно. Прежде всего — люди. Она встречалась со многими людьми — учёными и простыми рабочими, художниками и архитекторами, композиторами и актёрами, политиками и хозяйственниками. В этом смысле Дом радио в те годы — конце 1950-х — был просто уникален. Эне с большой теплотой вспоминала все эти встречи, на программах и просто в кафе, которое стало клубом для работников и гостей радиоцентра. Журналисты тогда много курили и пили водку, вспоминала Хион, и она тоже постаралась не выпадать из общего ряда, хотя после первого же принятого стакана ей стало так нехорошо, что коллеги, в том числе и Вальдо Пант, очень испугались. И больше Эне не хотелось экспериментировать с дурными «профессиональными привычками» …

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. Вадер вручает комментатору Эстонского радио Э. Хион документ, удостоверяющий звание Заслуженного журналиста Эстонской СССР, на торжественном собрании, посвящённом Дню журналистики. Таллиннский дом журналистики, 1975 год. Фото: Eesti Televisioon (AIS)

 

В качестве корреспондента она объездила практически весь Советский Союз. Ради «нескольких строчек в газете» (вернее — фраз на радио) побывала на Чукотке, Камчатке, Сахалине, в уссурийской тайге, на Кавказе… Грузию считала своей второй родиной. Вспоминала, что в сложные командировки ей, женщине, ездить было не страшно. Для Эне был важен материал, основанный на встречах с людьми, характерами, конфликтами. Она использовала его и потом для своих книг…

Долгое время у радиорепортёров не было переносной техники, они пользовались блокнотами. Потом, когда такая техника появилась, она было крайне неудобной, особенно для слабого пола. Первые репортёрские магнитофоны весили по 10-12 килограммов, а лёгкими считались те, что по 6 кило. Поэтому Хион предпочитала работать с блокнотом по примеру Вальдо Панта, который тоже часто записывал свой текст перед передачей, хотя и был прекрасным рассказчиком. Она считала, что записи помогают организации мыслей.

Позже, когда Эне уже стала вести цикловые программы, подобная мысленная организация очень способствовала их большой популярности. Один из циклов назывался «Трое в студии» и выходил в течение четырёх лет (1980-1983). Это был настоящий социально-психологический феномен, приковывавший к себе внимание десятков тысяч радиослушателей. Темы его задавались их письмами. Постоянными участниками и экспертами в нём были Хендрик Аллик — член КПСС с 1917 года, проведший много лет в буржуазных, а затем сталинских тюрьмах, академик Густав Наан и искусствовед, впоследствии — почётный председатель Общества охраны древностей Виллем Раам. Как вспоминала Эне, говорили обо всём: о людях, характерах, слабостях, самовоспитании, роли дедушки в семье, женщинах, модах… В 1987 году Хион опубликовала книгу, где изложила обмен мнениями по 24 программам этого цикла.

Эне Хион. Фото: Harald Leppikson / Leppikson, Harald (AIS)

 

Ещё одна книга, посвящённая радиоцентру в Таллинне, на улице Крейцвальди, 14, называлась «Дом, где разбиваются сердца». Хион так озаглавила её потому, что, с одной стороны, по её словам, это был центр пропаганды, а с другой — «место встреч и расставаний обычных людей», родной дом для журналистов, их творческая мастерская, центр культуры. Многие из них, приходя сюда на работу, здесь же находили своих суженых, образовывали семьи… Здесь были конфликты и примирения, радости и печали, поражения и успехи…

Коллеги по работе, многолетние слушатели Эстонского радио и читатели помнят замечательную журналистку и писательницу. В Эстонии существует фонд имени Эне Хион, который с начала 2006 года выплачивает стипендии по 500 евро самым активным общественным представителям республики…

*Эти материалы можно прочесть тут и тут.

Читайте по теме:

Игорь Круглов: Эстонское радио — от «тарелок» до гаджетов

Вальдо ПантжурналистикаисторияЛейви ШеррадиоТаллиннтопЭне ХионЭстония