Правда, в отличие от Голсуорси, она не получила Нобелевской премии, но успех её цикла о семье Нискавуори в своё время был огромным. Цикл неоднократно экранизировали и инсценировали. Интересно, что сама создательница первое время стеснялась своего авторства, из чего понятно, что она не была тщеславным человеком. Призналась только, когда в 1938 году в Выборге с триумфом прошла премьера фильма по её бестселлеру «Женщины Нискавуори». Картина эта относится к числу малоувядаемых, а может, и вовсе неувядаемых, вроде «Унесённых ветром» (1939). Оставили след в истории культуры и другие работы по её сценариям, в том числе фильм-спектакль «Молодая хозяйка Нискавуори», сделанный на советском ТВ в 1979 году.
В Финляндии же по произведениям Х. Вуолийоки было снято семь художественных полнометражных лент и два телефильма. «Женщины Нискавуори» вначале появились как пьеса (1936), поставленная в Национальном театре Финляндии. Автор (всего она написала пять пьес на данную тему) «зашифровалась» под псевдонимом Юхани Тервапяя. Действие постановок и экранизаций разворачивалось на протяжении 50 лет (1880-е — 1930-е) в фермерском имении в историческом финском районе Хяме (Тавастия). В центре повествования — фермерская семья Нискавуори, как у Голсуорси была семья Форсайтов. В пьесах (и сценариях), написанных не в хронологическом порядке, изображалось, как волевые дамы во главе со строгой и консервативной хозяйкой Ловисой боролись за благополучие имения и коренные устои деревенской морали. Писательница нередко придавала им черты апологетов «косности», подобных Кабанихе из пьесы А. Островского «Гроза».
В «Молодой хозяйке» повествуется, с одной стороны, о романтических иллюзиях и страстях молодых героев, воплощающих финский национальный характер, об их увлечениях и разочарованиях, связанных с переменами в жизни. А с другой — о неприятии людьми зрелого возраста аморальности, проникающей в деревенские нравы. Вот один сюжет. Зажиточная крестьянка Ловиса приехала как невеста в имение Нискавуори, но там вдруг обнаружила, что её избранник Юхани влюбился в молочницу Мальвину. И начались страсти-мордасти…
В другом произведении уже сын Ловисы Ааре заключил брак по расчёту с богачкой Мартой. Однако в деревню прибыла учительница Илона, имевшая современные взгляды. Ловиса попыталась исправить ситуацию, не выпускать сына из-под контроля, чтобы избежать жуткого скандала в консервативном социуме. Короче, страсти-мордасти продолжились…
Нечто подобное происходило во всех остальных частях. (Возможно, именно они стали прообразами будущих душещипательных телесериалов.) Но здесь отметим, что автор явно находилась на стороне своих героев, имеющих «современный образ мышления». И сие неспроста.
Дело в том, что Хелла Вуолийоки в юности, да и потом придерживалась левых взглядов. В 1920–1930-х годах даже содержала левый политический салон. А мужем её был Суло Вуолийоки, личный друг Ленина и член Социал-демократической партии Финляндии.
Родилась она 22 (24) июля 1886 года в Хельме — бывшей волости на юге Эстонии, входившей в состав уезда Валгамаа (у границы с Латвией). Имя при рождении — Элла Мария Муррик. Родители — уважаемые в обществе люди: адвокат Эрнст Муррик и его жена, домохозяйка Катарина. Вскоре они стали жить в Валге, где Элла Мария пошла в школу. Потом была учёба в тартуской женской гимназии, после чего барышня отправилась в Хельсинки, где была принята в Императорский Александровский университет. Изучала русский язык, историю, классическую и народную поэзию. Увы, не избежала участия в политической деятельности — активничала в «Студенческой социал-демократической ассоциации». Большое впечатление на неё произвела кровавая революция 1905 года — вероятно, под влиянием мужа, водившего дружбу с верхушкой большевиков.
В 1911-м у них родилась дочь. Но молодой мамаше дома не сиделось. Она устроилась корреспондентом в юридическую фирму, начав заниматься также и литературным творчеством. В 1912-м увидела свет её первая пьеса «Дети дома», причём на эстонском языке. Стала успешно подрабатывать коммерческим представителем различных компаний. Вскоре ей удалось собрать довольно значительные средства, и она вложила их в лесопильную фабрику. Дела в то время шли отлично. Элла купила поместье на юге Финляндии, а затем — усадьбу под Хельсинки. Содержала на своей квартире вышеупомянутый салон, где бывали автор книги о большевистской революции Джон Рид, поэт Эйно Лейно, иностранные атташе, диссиденты и другие политические и культурные деятели.
Вуолийоки удалось заключить выгодные торговые контракты с СССР. В 1923-м, разведясь с мужем и взяв имя Хелла, она сделалась директором лесопромышленного комбината. Правда, через недолгое время он обанкротился, но бывшая директриса сумела занять кресло председателя правления в советско-финской компании Suomen Nafta. Руководила ею пять лет. Биографы писательницы утверждают, что у Вуолийоки имелись тайные связи с НКВД и что она писала для советского посольства отчёты о политической ситуации в Суоми. За ней вела слежку финская тайная полиция, а мнительная сталинская спецслужба подозревала её в работе на британскую МИ-6 (сведения не подтвердились)…
После премьеры в 1936 году в хельсинкском Народном театре пьесы «Женщины Нискавуори» она проснулась знаменитой (хоть и под псевдонимом). Первая драма из цикла произвела настоящий фурор. Вскоре Хелла призналась в своём авторстве, и для неё открылась «столбовая дорога» к вершинам творческой карьеры. Но, продвигаясь по ней, она не забывала помогать собратьям, подвергавшимся гонениям от тоталитарных режимов (например, Бертольту Брехту). В 1940-м добилась, чтобы Брехту с семьёй предоставили вид на жительство в Финляндии, а затем театры стали брать его пьесы. Благодаря Вуолийоки выдающийся немецкий драматург, поэт, прозаик и теоретик искусства написал антигитлеровский фарс «Карьера Артуро Уи», а также, на основе набросков благодетельницы, — трагифарс «Господин Пунтила и его слуга Матти»…
В конце 1930-х для Х. Вуолийоки начались трудные времена. Это произошло после того, как СССР вступил в конфликт с Финляндией.
После начала советско-финской войны писательница предложила своё участие в мирных переговорах, поскольку хорошо знала кремлёвскую посланницу в Швеции А. Коллонтай. Но переговоры не увенчались успехом, а Хелла попала под надзор полиции по подозрению в «содействии оккупации». Во время Второй мировой она встречалась с одним из советских дипломатов в Стокгольме, что тоже не ускользнуло от внимания силовиков. Однако веских доказательств против неё не имелось. Появились они в 1943-м, когда писательницу арестовали за укрытие советской парашютистки — Хелла была приговорена к пожизненному заключению. Но в 1944-м война с Финляндией окончилась, и её выпустили на свободу. Причём это был триумфальный выход — многие поклонники её таланта ожидали любимого автора с нетерпением. Она тут же засела за тюремные мемуары «Я не была узницей», превратившиеся в бестселлер. А через два года попала в парламент — так ей доверял народ. Затем руководила государственной радиокомпанией. В 1952-м написала последний том саги о Нискавуори…
Умерла Хелла Вуолийоки 2 февраля 1954 года в Хельсинки.
Читайте по теме:
Игорь Круглов: Илон Викланд — художница, умеющая дарить прекрасную память детства