К концу первой четверти XX века Европа, пережившая колоссальное потрясение от Первой мировой войны, революций и крушения империй, начала потихоньку выбираться из разрухи. Но для быстрого возрождения требовались новые идеи и ресурсы. В первую очередь — электрификация. Ею занимались многие страны, стремившиеся к своему скорому восстановлению. Вспомним, как Ленин активно продвигал план ГОЭЛРО, украденный большевиками у царских инженеров. (Впрочем, в такой активности ещё и явно присутствовало желание поставить бескрайние просторы России и их жителей под полный контроль советской власти.)
Подобные задачи стояли и перед европейскими государствами, в том числе — Эстонией. К их решению подключились не только энергетики, но и представители других отраслей науки и техники (в их числе, конечно, химики), чьей задачей было обеспечить станции необходимым и дешёвым топливом. Решением этих и других проблем в химической науке и занимался Пауль Когерман.
Он родился 5 декабря 1891 года в Ревеле (Таллинне), в семье работника местной газовой фабрики. В 1901–1908 гг. ходил в школу, окончив которую стал подрабатывать преподавательской практикой в предместьях, обучая безграмотных крестьян. В 1913-м экстерном закончил Александровскую гимназию. Она существовала с 1872 по 1917 гг. и считалась учебным заведением очень высокого уровня. Достаточно сказать, что, кроме нашего героя, её выпускниками были контр-адмирал Йохан Питка, академик медицины Макс Губергриц, академик лингвистики Юлиус Марк и др. Так что неудивительно, что по её окончании Пауля приняли на химический факультет Тартуского университета, где он проучился с 1913 по 1918 гг.
Затем были участие в Эстонской освободительной войне (в составе «учительского» подразделения, сформированного из таллиннских преподавателей) и учёба в Имперском колледже Лондона, которую оплатило государство.
Весной 1921 года в Лондонском университете он получил диплом химика-технолога, а спустя год — степень мастера наук.
В 1921–1936 гг. Когерман трудился в Тартуском университете. Защитил кандидатскую диссертацию по теме термического распада горючих сланцев и сделался доцентом органической химии. Спустя несколько лет стал профессором и основателем лаборатории по их изучению.
Вкратце расскажем о горючих сланцах. Они представляют собой полезные ископаемые, дающие при сухой перегонке большое количество смолы, близкой по составу к нефти. Образовались на дне морей и океанов, согласно теории, около 450 миллионов лет назад из органического и неорганического ила. Состоят из минеральных (кальцит, доломит и др.) и органических (кероген) элементов. Термическое воздействие на кероген, которое было темой диссертации Когермана, позволяет добывать из них т. н. керогеновую (или сланцевую) нефть.
В народном хозяйстве сланцы, как уже говорилось, используются в качестве топлива для ТЭС, а также для получения различных масел и смол. Кроме того, они представляют собой ценное химсырьё для гербицидов, пластмасс, битумов и т. д. Сланцевую золу используют в качестве клея в строительстве, а также в изготовлении химпрепаратов и лекарств. Вот такая широкая сфера применения у материалов, исследованиям которых химик Когерман посвятил свою жизнь. Вероятно, лишь очень немногие в республике знают, какой широкий спектр применения в народном хозяйстве обеспечили сланцу труды этого замечательного исследователя…
В 1927–1928 гг. Когерман читал лекции в Гарварде, а в 1926-м и 1933-м — в Швейцарской высшей технической школе в Цюрихе. Там же он защитил докторскую диссертацию по теме реакций объединения и полимеризации диенов с изолированной двойной связью.
В 1938-м его избрали в только что созданную Академию наук Эстонии (в 1946–м, после её превращения в Академию наук Эстонской ССР, он был туда переизбран). До Второй мировой войны несколько лет занимал должность председателя Эстонского общества естествоиспытателей, а также был профессором и ректором Таллиннского технического университета, министром образования и членом Народного совета.
В 1927-м французское правительство за научную деятельность наградило Когермана национальным орденом Почётного легиона. В 1938-м ему вручили эстонский орден Белой звезды второго класса.
К сожалению, в 1941 году, после присоединения Эстонии к СССР, советская власть арестовала Когермана и его семью и депортировала в лагерь для заключённых в Свердловской области. Лишь в 1945-м он досрочно получил свободу и вернулся на родину.
С тех пор, до самой своей смерти, основатель современных исследований горючего сланца занимал должность замкафедры органической химии в своей второй альма-матер — Таллиннском техническом университете (с 2006 г. там выплачивается академическая стипендия его имени). Некоторое время параллельно руководил химическим институтом республиканской Академии наук.
Умер Пауль Николай Когерман 27 июля 1951 в Таллинне.
Читайте по теме: