Игорь Круглов: «Подвиг силы» Аугуста Рея

В истории любого государства существует немало загадок и загадочных личностей. И в эстонской истории тоже. Недавно мы уже рассказывали об Эрнсте Яаксоне* — человеке, которого, наверное, можно назвать самым «грандиозным и таинственным» эстонским дипломатом. Теперь настал черёд Аугуста Рея (1886–1963), политика, чью деятельность ряд историков называет не иначе как «тур де форс» («tour de force») — выдающийся «подвиг силы», который сложно повторить. Однако известно о нём не так уж много.

Вот что значится об Аугусте Рее в официальных источниках:

«Человек, участвовавший почти во всех поворотных событиях эстонской истории. Революционер, борец за свободу, создатель и хранитель эстонской государственности. Председатель первого парламента Эстонии. Государственный старейшина и в последующем — долгосрочный председатель правительства Эстонии в изгнании в обязанностях президента…»

«Аугуст Рей — выдающийся политик, боровшийся за континуитет (непрерывность государства как субъекта международного права) первой республики после включения Эстонии в состав СССР…»

«Известный эстонский политический и государственный деятель, дипломат, борец за независимость Эстонии, одна из ключевых фигур для её истории первой половины XX века. Занимал многие ключевые посты в эстонском правительстве и парламенте, возглавлял государство в 1928–1929 гг. Автор работ об истории Эстонии 1940-х гг., автор воспоминаний. Почётный доктор юридических наук Тартуского университета…»

Аугуст Рей, 1950-е. Фото: Harald Perten / Rootsi Eestlaste Liit Stockholmis (AIS)

 

Интересно, что последний текст принадлежит Санкт-Петербургскому университету, из чего следует, что к памяти А. Рея с уважением относятся не только в Эстонии. Да-да, несмотря на все сложности, возникшие между РФ и ЭР, одно из самых старинных и уважаемых российских учебных заведений не считает достойным отказываться от своего выпускника 1911 г. Даже несмотря на его явную неприязнь и к Российской империи, и к Советскому Союзу, он внесён в список выдающихся (!) выпускников. На сайте СПбУ приводится биография А. Р. и список основных опубликованных работ…

В официальных источниках мы находим также его максимы и высказывания. Одно из них звучит так:

«Национальная свобода и национальная независимость — самые священные и драгоценные, абсолютно бесценные сокровища, которыми может обладать нация. Ни за какие другие идеальные ценности человечество не боролось с таким упорством, героизмом и презрением к смерти»…

К этой цитате мы вернёмся чуть позже, а пока попытаемся представить себе фигуру этого человека без «хрестоматийного глянца», прослеживая его путь и все «чёрно-белые» перипетии, неизбежные в таком роде деятельности, как политика. Попробуем это сделать и без осуждения, и без чрезмерного пиетета.

Сначала укажем основные вехи его жизни и политической деятельности. Родился в с. Курла Феллинского уезда Лифляндской губернии (ныне — Вильяндимаа, Эстония) Российской империи в семье школьного учителя. Учился в тартуской Александровской гимназии, но был вынужден её оставить из-за связи с национальным революционным движением. Продолжил образование в Новгороде, где проникся социалистическими идеями…

Надпись на камне говорит о том, что здесь, в здании школы деревни Курла, родился Аугуст Рей, председатель Учредительного собрания и государственный староста. Фото Д. Пастухова

 

Дом, где родился Аугуст Рей, в наши дни выглядит так. Фото Д. Пастухова

 

Увы, но в энциклопедиях пространно не указывается, что значит «был вынужден оставить»? И как потом, «проникшись социалистическими идеями» и участвуя в революционных группировках, смог продолжать образование и в гимназии, и даже в СПбУ? Не указывается потому, возможно, что пришлось бы констатировать: государственная власть тогда весьма терпимо относилась к такого рода ученикам и студентам и нередко позволяла молодым «смутьянам» восстанавливаться в учебных заведениях даже после судебных разбирательств, чтобы не портить им жизнь…

Почётный профессор Тартуского университета Ю. Ант, написавший монографию о жизненном пути и карьере А. Рея, отмечал, что тот, поступив после окончания в 1904 году Новгородской гимназии на юрфак Санкт-Петербургского университета, уже занимался «углублёнными исследованиями теории и истории социал-демократии». Современники вспоминали, что Рей «своим умом усвоил «Капитал» Маркса и в достаточной мере знал критиков Маркса — Зомбарта, Бернштейна и Туган-Барановского». То бишь обладал недюжинными способностями к научной работе. А ещё соратники называли его «настоящим языковым гением», который не только свободно владел немецким, французским, английским и русским, но и проявил себя как знаток польского, украинского, финского, английского (США) и др. языков.

Юри Ант подписывает книгу «Аугуст Рей. Эстонский государственный деятель, политик, дипломат» («August Rei. Eesti riigimees, poliitik, diplomaat») в Доме Стенбока. Фото: Rahvusarhiiv (AIS)

 

Поскольку мы поставили целью отделить «зёрна от плевел», то бишь реальную фигуру Аугуста Рея от «хрестоматийного глянца», то скажем, что тут волей-неволей вспоминается советский деятель А. Луначарский, о котором пропагандисты говорили, что он был «абсолютный полиглот», ибо как-то поздоровался с иностранцами на пяти языках. Как будто так трудно вызубрить несколько фраз на них. Из политиков часто пытаются лепить идолов политические системы, коим те верно служили. Но вот в случае с Реем, думается, речь идёт о действительно выдающихся лингвистических способностях…

Юный Рей принимал участие в работе Таллиннского ревкома во время первой русской революции. Занимался антиправительственной пропагандой, сочинял прокламации и листовки. В 1905-м возглавил городской комитет Российской социал-демократической рабочей партии, которая к тому времени уже раскололась на большевиков — РСДРП(б) — и меньшевиков. И перед Реем и его соратниками (К. Аст, К. Руга, А. Остра и др.) встала задача вытеснить ленинцев из Таллиннской парторганизации.

Предвыборный плакат социал-демократов к выборам в Рийгикогу 2015 года: «Аугуст Рей. Социал-демократ с 1886 года». Изображение: Eesti Ajaloomuuseum SA; AM F158 12:203

 

После того, как III съезд РСДРП взял курс на вооружённое восстание с целью свержения царской власти, 19-летний Рей принялся организовывать митинги протеста, забастовки и публичные выступления против правительства. Одновременно боролся и с «раскольниками» соцдвижения, большевиками. Подобная борьба происходила и в период Эстонской Республики. Здесь нужно отметить как несомненное достоинство Рея тот факт, что он выступал против террора и людоедского принципа под названием «диктатура пролетариата», пытаясь искоренить его из практики эстонских эсдеков.

В 1906–1919 гг. (с перерывами) занимал должность главреда издания на эстонском языке «Sotsiaaldemokraat» («Социал-демократ»). Работал на ключевых постах во Временном правительстве Эстонии, образованном после объявления независимости в феврале 1918-го. В частности, руководил министерством труда и призрения. Это красивое старинное слово означает попечение о нуждающихся, бедных, сиротах, стариках и больных (по-современному — соцобеспечение). Первое такое ведомство под названием Приказ общественного призрения создала Екатерина II. Подобные органы отвечали за благотворительность, социальную поддержку, содержание лечебниц, богаделен, школ для малоимущих и т. п.

Спикер Рийгикогу Аугуст Рей, 1925 г. Фото: Parikas / Kuperjanovi Partisanide Pataljon (AIS)

 

Здесь ещё немного отвлечёмся и скажем, что, увы, на сей ниве нередко появлялось множество циничных пройдох и прохиндеев, подобных Землянике из «Ревизора» и Альхену из «12 стульев», грабивших несчастных стариков. Однако А. Рей, судя по всему, был не из их компании. Думается, наоборот — он делал добро для обездоленных. Ведь иначе его вряд ли бы избрали председателем Учредительного собрания (1919), главой Эстонского парламента (1925–1926) и государственным старостой (фактически первое лицо в государстве; 1928–1929). Далее в его послужном списке видим посты министра иностранных дел (1932–1933), посла в СССР (1938–1940) и премьер-министра «с исполнением обязанностей президента Эстонской республики в изгнании» (1945–1963).

Конечно, стезя эта далеко не всегда была гладкой. И далеко не всегда на ней Рей действовал методами, скажем так, приемлемыми для всех. Об этом говорится и в монографии Ю. Анта, и в других исследованиях карьеры и деятельности политика. Не единожды в них указывается, что Рей «был не чужд организационных манипуляций, которые, к сожалению, до сих пор используются для выравнивания сил во внутрипартийной борьбе». В качестве примера приводится факт, когда наибольшее количество голосов Рей получил в 1930 году, после его резкой критики правительства О. Страндмана.

Другие факты привидт публицист К. Пийримяэ, написавший рецензию на книгу Ю. Анта:

«Воспользовавшись ситуацией «эпохи молчания», которую он [Рей] сам помог создать, поддерживая Пятса [глава Эстонской Республики в 1918–1940 гг.], он сумел вытеснить Н. Андресена с поста председателя партийного суда. В 1940 году это оказалось своего рода пирровой победой: Андресен, в свою очередь, лишил Рея депутатского мандата. Хотя доказательства отсутствуют, вполне вероятно, что Рей воспользовался режимом Пятса, чтобы заставить замолчать внутреннюю оппозицию своей партии, после чего Пятс неожиданно полностью прекратил деятельность партии…»

Обложка книги Юри Анта «August Rei — Eesti riigimees, poliitik, diplomaat» (2012). Изображение: Järvamaa Muuseum; PM _ 5226 ArR 990

 

Не правда ли, «высокие отношения», как сказала бы героиня фильма «Покровские ворота»? На что можно ответить другой фразой оттуда же: «Обычные для «духовных» людей!»
После Второй мировой войны Рей, согласно тому же Пийримяэ, «не стесняется в нападках на беженцев, выступавших против его назначения преемником Улуотса […] Рею удалось отразить атаку оппонентов, организовав широкую коалицию […] и закрепиться на посту преемника Улуотса».

Здесь укажем, что речь идёт о Ю. Улуотсе — последнем премьер-министре независимой Эстонии до её присоединения к СССР, а затем — «и. о. президента Эстонии в изгнании». В сентябре 1944-го, когда гитлеровцы уже отступали из Таллинна, Улуотс поручил руководить кабинетом О. Тийфу, который ныне считается последним законным премьером республики до восстановления независимости в 1991-м. Правда, единственное, что успело сделать это правительство, именуемое «два дня», — выпустить два номера «Государственного вестника» и несколько радиообращений на английском языке. После прихода Красной армии часть его членов бежала на Запад, а часть была арестована НКВД. Сам Улуотс эмигрировал в Стокгольм и там объявил себя действующим главой в изгнании.

Но вскоре он умер, и тут-то началась борьба за его кресло. В итоге, после всех подковёрных «пертурбаций», госстарейшиной (главой государства и правительства) сделался А. Рей, имевший портфель в столь недолго заседавшем кабинете Тийфа. Возможно, ему помогли качества, описанные его близким соратником А. Ойнасом. Не дословно: Рей всегда держался на плаву, чему способствовала его репутация уравновешенного, твёрдого и спокойного государственного деятеля. В то же время он не всегда был «мягким и деликатным», обрушиваясь на «идеологическое жульничество, кражу мозгов и политическое мошенничество», а порой «громким и беспощадным».

Премьер-министр правительства в изгнании Аугуст Рей произносит речь на торжественной церемонии спуска на воду моторного судна «Индал». Фото: Eesti Meremuuseum SA; MM F 6386

 

Здесь появляется ещё одна загадка, ответа на которую мы не находим в информации различных ведомств. Почему дипломат-чемпион и «генеральный консул независимой Эстонии» Э. Яаксон не признал «правительство в изгнании» А. Рея? Ведь подозрения могут возникать разные. Например, в виде украинской пословицы: «где два козака, там три гетмана». Можно даже подумать, что несколько эстонских «гетманов» никак не могли поделить свои сферы влияния…

Были и другие скандальные моменты в деятельности «правительства в изгнании» в США. В частности, Рея стали обвинять в узурпации власти и каких-то махинациях с замороженными эстонскими активами. И даже в… сотрудничестве с советскими спецслужбами. Впрочем, всё это недоказуемо да и вообще ныне мало кому интересно. В «сухом остатке», на мой взгляд, осталось следующее: Рей действительно являлся горячим адептом эстонской государственности и, что весьма немаловажно, противником большевистского террора, изначально одобренного и его собратьями-меньшевиками…

Аугуст Рей, «The Drama of Baltic Peoples» («Драма народов Балтии»). Издательство «Vaba Eesti», Турку, 1970. Фото: Tartu Ülikooli muuseum; ÜAM _ 947:115 Ar

 

Ну и напоследок возвратимся к цитате этого неординарного политика, упомянутой в начале статьи. Изречение сие, конечно, красивое. Однако далеко не бесспорное, особенно по поводу святости. На взгляд христианина, первые самые священные и абсолютно бесценные сокровища для любой нации, как и для любого человека, — это Бог и вера. Затем — семья, а уж потом общественная и прочая деятельность. И если политик будет отталкиваться от данных истин, то и всё другое в его работе правильно станет на свои места…

*С этой публикацией можно ознакомиться тут.

Аугуст РейисторияОтто ТийфтопЭстония