Энциклопедическое определение ДСО гласит, что ними являются спортивные организации, созданные на основе территориального или производственно-отраслевого признака для объединения граждан, занимающихся спортом, физкультурой и туризмом. В их задачи входила подготовка мастеров спорта, спортсменов-разрядников, значкистов «ГТО» («Готов к труду и обороне») и «Турист СССР», а также повышение мастерства спортсменов. ДСО, согласно своим уставам, имели первичные организации, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и спортклубы, объединявшие коллективы физкультуры на разных территориальных, ведомственных или производственно-отраслевых уровнях.
ДСО в СССР было великое множество. Создаваться они начали в середине 1930-х. Позднее, в 1950-х, произошла реорганизация с переходом от отраслевого к территориальному принципу построения. Затем их стали объединять путём укрупнения. К 1970 году, который считается этапным для ДСО, в стране было зарегистрировано 114 000 первичных организаций, в том числе 105 000 профсоюзных. В их ведении имелось 1350 детско-юношеских спортивных школ, 59 тыс. футбольных полей, 14,4 тыс. комплексных спортплощадок, 10,2 тыс. спортивно-гимнастических залов, 950 искусственных бассейнов, около 270 тыс. площадок для спортивных игр и 2490 стадионов. Со спортсменами занимались более 50 тыс. тренеров. Из большого числа обществ можно выделить ряд наиболее крупных всесоюзных ДСО, которые действовали по производственно-отраслевому принципу: «Спартак» (сфера услуг и культуры), «Локомотив» (железнодорожный транспорт); «Водник» (морской и речной флот); «Трудовые резервы» (учебные заведения и профтехобразование); «Буревестник» (вузы); «Зенит» (машиностроительная промышленность); «Авангард» (тяжёлое машиностроение); «Большевик» (политпросветучреждения) и др. Среди десятков прочих можно упомянуть также несколько с «прикольными» названиями: «Крылья Советов» (авиационная промышленность); «Колос» (совхозы); «Каучук», «Консервщик», «Красный кондитер» и «Шерстяник» (названия говорят сами за себя)…
Позднее, в 1982-м, путём слияния более мелких возникли два крупных всесоюзных ДСО: профсоюзное «Труд» и сельское «Урожай», а в 1986-м появилось объединённое Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество (ВДФСО) профсоюзов, куда вошли «Спартак», «Зенит», «Буревестник», «Трудовые резервы», «Водник», «Локомотив» и те самые «Труд» и «Урожай».
Что же касается общества «Динамо», то возвращаясь к нему, скажем, что оно стояло особняком среди всех этих ДСО. И не только потому что имело очень много достижений по разным видам спорта, но и по причине своей особой ведомственной принадлежности. Дело в том, что, согласно своему уставу, «Динамо» объединяло сотрудников внутренних дел и госбезопасности.
История его создания такова. Сразу после победы в Гражданской войне большевики издали распоряжение о закрытии «буржуазных» спортклубов с передачей их имущества вновь создаваемым «пролетарским кружкам». Так появилось Физкультурное общество ВЧК-ГПУ, которое в 1923-м реорганизовали в «Пролетарское спортивное общество «Динамо». Как указывал в своей книге его историк В. Верхолашин, инициаторами его создания были работники ГПУ Уралец, Лаврентьев, Иванов и др., а также начальник политотдела войск ГПУ Недоля-Гончаренко, коему и пришла на ум задумка объединить чекистов в свой спортивный клуб.
Девизом «динамовцев» стала фраза «Сила — в движении». Интересно, что не кто-нибудь, а сам «великий пролетарский писатель» Максим Горький сформулировал идею, заложенную в названии общества:
«Греческое слово «дина» значит сила, «динамика» — движение, а «динамит» — взрывчатое вещество. «Динамо» — это сила в движении, призванная взорвать и разрушить в прах и пыль всё старое, гнилое, всё, что затрудняет рост нового, разумного, чистого и светлого — рост пролетарской социалистической культуры».
Вот так, ни больше ни меньше. Посему неудивительно, что «буревестника революции» приняли в почётные члены «Динамо». Ну а почётным председателем его стал, конечно, обер-палач своего народа, глава ВЧК-ГПУ Феликс Дзержинский. В последующие годы, при всех преобразованиях в силовых структурах (НКВД, МВД, КГБ и т. д.) бренд общества сохранялся, равно как и принадлежность к госбезопасности и органам внутренних дел.
В связи с этими встаёт вопрос: а что требовалось для поступления в ряды этого ДСО? И только ли силовики могли в нем состоять (а они обязательно состояли, тренировались во множестве «динамовских» спортзалов)? А если не только, то накладывались ли на внештатных членов некие соответствующие обязанности, скажем, осведомительские или разведывательные?
Думается, что нет. Дело в том, что охранное ведомство имело возможность не только набирать спортсменов из числа своих сотрудников, но и привлекать их из других организаций. Объяснялось это тем, что «Динамо» желало блистать на самых представительных состязаниях, в том числе международных, а среди «заплечных дел мастеров» настоящих чемпионов сыскать не так уж легко. Здесь попутно можно отметить интересный факт, что «Динамо», как и ЦСКА (Вооружённые силы), многие годы соревновались за пополнение своих рядов лучшими выходцами из иных спортивных обществ. Причём эти рекрутинговые баталии велись в кабинетах ЦК КПСС, куда «армейцы» и кагэбисты с «ментами», каждый со своей стороны, представляли обширные списки спортсменов для утверждения высоким партийным начальством…
Насчёт же того, обременялись ли приглашённые «звёзды» сексотскими обязанностями… Наверное, это зависело от каждой звезды, её согласия или несогласия…
Думается, что ни Нигуль Маатсоо, ни его брат Пеэтэр Матсов, ни многие их товарищи с подобными предложениями категорически не соглашались. Хотя, впрочем, возможно, что таковых от руководства клуба «Динамо», созданного в 1940-м году в Таллинне, к прославленным боксёрам и прочим спортсменам, футболистам и другим, не поступало. Куда важнее для власти было их участие и блистательные победы в соревнованиях под эгидой «госбезопасного» общества, чем тупое стукачество или непрофессиональный шпионаж. Что же до таллиннского «Динамо», то оно после Второй мировой войны сделалось одним из лидеров эстонского спорта и, в частности, футбола. Клуб семь раз завоевывал кубок ЭССР по футболу и 10 раз побеждал в республиканских состязаниях. Не единожды участвовал в чемпионатах СССР во второй группе «класса А» и в «классе Б», показал лучший результат в зональном турнире «класса Б» в 1959 году. В 1960–1970 годы выступал под названием «Динамо» (Копли).
Этот ФК, уже без шлейфа прежней репутации, принимал участие и в первых трёх (1992–1994 гг.) чемпионатах независимой Эстонии. Однако вскоре у него начались проблемы, и он спустился до третьей лиги. В 2005 году вновь попал в высший дивизион, но затем опять опустился, заняв последнее место с катастрофической разницей забитых и пропущенных мячей (−129). И пока движения вверх не наблюдается…
Что же касается бокса, то в память о команде старых мастеров в 2010 году был образован клуб «Динамо Таллинн», созданный на базе клуба «Мереринг». Вот как его создатели объяснили такое название на своём официальном сайте:
«Этим решением мы хотим воздать дань памяти и чести тем, кто своими яркими боями поднимал престиж нашего вида спорта и создавал славу клуба бокса «Динамо Таллинн» в прежние годы. Стоит только вспомнить имена заслуженных тренеров Эстонии Нигуля Маатсоо, Карла Лемана, Анатолия Козловского, Владимира Байбакова, чьи воспитанники приносили своими победами честь и славу Эстонской Республике и своему клубу…»
Так что бренд «Динамо», лишившись своей «спецслужбистской» составляющей, продолжает существовать…
*Эту статью можно прочесть тут.
Читайте по теме: