Игорь Круглов: Владимир Константинов — «Гулливер», воевавший против гитлеровцев в Эстонии

26 марта 1944 года под Нарвой, вблизи Вайвара (сейчас это территория муниципалитета Нарва-Йыэсуу), в бою с гитлеровцами пал смертью храбрых старшина 2-й статьи Владимир Константинович Константинов (род. 1920, Москва). Он служил радистом на переднем крае, во взводе управления артиллерией 72-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта. Обеспечивал корректировку огня. За свой подвиг посмертно был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и орденом Отечественной войны II степени (все — 1944 г.).

Произошло это во время неудачного наступления Красной армии на Нарвском плацдарме (другие названия — Федюнинский, Аувереский). Тогда немцам удалось остановить продвижение советских войск и занять прочную оборону на линии вдоль западного берега р. Нарвы. В тех боях с нацистами погибло много красноармейцев. Позднее им был установлен памятник, который сейчас снесён. Однако памятник В. Константинову остался. Правда, он не из гранита или бронзы. Это новаторский мультипликационно-игровой фильм-сказка «Новый Гулливер» (реж. Александр Птушко), вошедший в анналы мирового кино.

Сейчас его называют «фильмом-фэнтези». Но вообще-то в авторитетных энциклопедических справочниках он значится как «советская остросатирическая комедия» и «первый в мировой кинематографии полнометражный фильм, созданный средствами объёмной мультипликации». В нём «с использованием общей канвы первой части романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» сказочная страна Лилипутия показана воинствующим капиталистическим государством».

Шарж А. Жаренова и стихи С. Болотина. Газета «За большевистский фильм», 1934, № 26. Изображение: mosfilm.ru

 

Фильм этот помню с детства. Больше всего врезался в память душещипательный романс о лилипуточке (музыка — Л. Шварц, сл. — С Болотин), который хотя и пародировал «безыдейную капиталистическую эстраду», тем не менее стал просто шедевральным.

Моя лилипуточка,

Приди ко мне!

Побудем минуточку

Наедине.

С тобой беспечно,

Как птица,

Буду кружиться я.

Моя лилипуточка,

Мечта моя!

 

Моя лилипуточка,

Моя любовь!

Слова перепутавши,

Пою без слов:

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Ля-ля-ля-ля-ля ля,

Моя лилипуточка,

Мечта моя!

И ведь правда, романсик, в чём-то пародирующий творчество Александра Вертинского, весьма трогателен. Ну прямо сразу проникаешься «лилипутскими» романтическими чувствами, особенно когда наблюдаешь за мимикой и артикуляцией персонажа, похожего то ли на Фрэнка Синатру, то ли на Луи Армстронга, за надуванием щек, движениями челюстей и др. Посмотреть его можно здесь.

Песня «Моя лилипуточка» из фильма «Новый Гулливер». Источник: prlib.ru

 

«Новый Гулливер» производства «Московской кинофабрики» вышел на экраны в октябре 1935 года и сразу стал лидером проката. (Тогда же «МК» была переименована в «Мосфильм».) Вскоре об этой сенсации заговорили не только в СССР, но и в мире. Лента быстро завоевала признание и у простых зрителей, и у знаменитых кинематографистов, и у других деятелей искусств. Так, в частности, Чарли Чаплин, по его словам, пришёл в неописуемый восторг и даже «заплакал от счастья и удивления, увидев эту великую волшебную кинокартину». А у самого Чаплина, между прочим, имелось целых три «Оскара».

Успех и сборы в кинотеатрах были ошеломляющие. Настолько, что «главный кинопродюсер» Сталин распорядился срочно создать киностудию «Союздетмультфильм» (впоследствии — «Союзмультфильм»), которую открыли 10 июня 1936 года. Она представляла собой объединение творческих групп со студий «Межрабпомфильм», «Мосфильм» и «Совкино». В последующие десятилетия на ней снимут много мультиков для детей и взрослых, составивших золотую коллекцию советской анимации.

Что же касается «Нового Гулливера», то его сюжет таков. Школьник Петя Константинов (герою дали фамилию артиста) во время пребывания в пионерском лагере «Артек» (в этом моменте зафиксирована «забота большевиков о детях») стал чемпионом ОСВОДА. Напомним, что «Общество спасения на водах» было массовой добровольной организацией, имевшей целью сохранение жизни и здоровья людей на водоёмах, а также помощь государственным спасательным службам. Оно приносило большую пользу. Хотя за бюрократизацию и было высмеяно Ильфом и Петровым — помните плакат «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»?

Но Петя относился к своей задаче неформально, проявил энтузиазм при ремонте спасательной яхты, за что и получил в награду книгу «Путешествия Гулливера». Её ребятам начал читать вожатый, и тут Петя заснул и попал в Лилипутию. Очнулся на морском берегу, окружённый лилипутами и связанный. Аборигены опоили его каким-то сонным зельем и принялись решать, что с ним делать дальше. Военщина предложила использовать для империалистической войны с конкурентами. Но Гулливер не согласился и встал на сторону рабочих, желавших свергнуть свою буржуазию. После боёв с правительственными силами «пролетариат» под гулливерским руководством свергает короля и объявляет открытым «митинг свободной Лилипутии». И тут пионер просыпается под ржание дружков…

Владимир Константинов в фильме «Новый Гулливер». ©: «Мосфильм»

 

«В советском фильме о большом человеке (представителе «новой формации») среди кукол (буржуазный мир) «защитным механизмом» служил мотив сна: пионер засыпал и оказывался в кукольной стране. Герой «Нового Гулливера» — проводник коммунистической идеологии в запретную зону… Мальчик наблюдает классовую борьбу и помогает рабочим в подготовке гражданской войны», — так охарактеризовала идею фильма киновед Н. Спутницкая.

Ради воплощения такой идеи ещё до начала съёмок появился ряд статей, изображавших Дж. Свифта представителем ирландского народа, боровшегося с «британским засильем». То и дело шлифовался сценарий, который должен был отвечать «высоким принципам соцреализма». Но лучшим инструментом стала сама картина, снятая выдающимся мастером сказочного киножанра Александром Птушко (1900–1973).

В его активе — множество изобретений в области трюковых и комбинированных съёмок, в том числе — технические новшества, применённые при производстве «Нового Гулливера». Ему также принадлежит первенство в создании первой широкоэкранной ленты на цветной многослойной плёнке со стереозвуком и множество других инноваций. Среди фильмов Птушко можно также упомянуть «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Алые паруса» и др.

Для «Гулливера» изготовили более 1,5 тыс. глиняных и пластилиновых кукол, а для их совмещения с живым актёром использовались комбиметоды, которые критика сравнивала с методами «гения монтажа» С. Эйзенштейна в фильме «Броненосец «Потёмкин». Все эти наработки потом применялись другими режиссёрами. После успеха «НГ» А. Птушко организовал на «Мосфильме» художественно-производственное объединение объёмной мультипликации и курсы кукловодов-мультипликаторов, где сам преподавал. В объединении сняли более 10 аналогичных картин, но процесс прервала война, во время которой режиссёр-новатор занимался комбинированными съёмками и постановками батальных сцен в проектах своих коллег. В послевоенное время вернулся к самостоятельной творческой деятельности.

Что же касается Владимира Константинова, то роль Гулливера оказалась для него первой и единственной в кино. Семьёй он не успел обзавестись. В 1941-м со студенческой скамьи московского Инженерно-строительного института им. Куйбышева ушёл на фронт, откуда не вернулся. Где похоронен, неизвестно. Однако имя его вошло в летопись киноклассики…

Плакат к фильму «Новый Гулливер». Источник: mosfilm.ru

 

Читайте по теме:

Кинофестиваль в Хаапсалу откроет советско-финский фильм

Александр ПтушкоВторая мировая войнакиноСССРтопЭстония