Полезную инициативу — в жизнь! Доброму делу — быть!
Это история инженера, окончившего харьковский вуз, немало сделавшего для развития электро-приборо-машиностроительных предприятий Эстонии. И продолжающего трудиться в Таллинне во благо общества.
Свой вклад в многостороннее развитие своей страны могут вносить не только экономисты, бизнесмены, не только писатели, художники, но и обыкновенные инженеры. О том и пойдёт речь. Впрочем, обыкновенным инженером Игоря Ив`анова (именно так звучит его фамилия — наследие предков) назвать трудно.
Ещё в годы учебы в Харьковском политехническом институте его дважды — в 1973 и 1974 годах — направляли на стажировку в столицу Эстонской ССР Таллинн — на электротехнический завод им. М.И. Калинина. Было тогда практиканту 27 лет.
— Интересно, какими были твои первые впечатления от пребывания в Таллинне? — спрашиваю я.
— Хорошие впечатления. В первую очередь — это средневековая архитектура Старого города, обилие кафе, продуктовые магазины с хорошими товарами.
В первые же дни первого моего приезда в Таллинн я попал вместе со своими товарищами в варьете «Виру». Шикарным оказалось для нас — жителей Украины — это заведение. Яркое шоу. Такое впечатление, что попали куда-то на Запад. С которым, правда, советские люди тогда были знакомы лишь по слухам да по кадрам из телевидения.
И, конечно, главное: студенческая практика здесь, в Таллинне, на одном из заводов позволила мне успешно завершить учёбу в Харьковском политехе и защитить с отличием дипломный проект инженера-электрика. И как выпускник вуза я получил единственное имевшееся в Министерстве направление на работу в Таллинн — на завод «Ильмарине».
Завод был основан ещё в середине XIX века и вскоре стал известен своей продукцией во многих губерниях России. А в советское время «Ильмарине» стал выпускать не только продукцию для производства, но и товары народного потребления — от электроплит для кухонь до эмалированной посуды. И сегодня слово «Ильмарине» красуется на здании, что на бульваре Пыхья. Только теперь это не заводское здание, а отель «Ильмарине» в окружении большого жилого комплекса.
— Начал я свою работу на «Ильмарине» в 1975 году, — продолжил Игорь, — в качестве инженера-технолога. Поселили же меня в заводское общежитие, что на улице Тедре.
— Какими были твои, уроженца Украины, первые впечатления от рабочей обстановки на эстонском предприятии?
— Хорошие впечатления. Коллектив многонациональный, большинство работников — эстонцы. И отношения в коллективе были вполне дружественными, никаких конфликтов на межнациональной почве не возникало.
Но в 1978 году, отработав по направлению три положенных года, я был приглашен на работу в объединение «Промприбор», точнее в Специальное конструкторско-технологическое бюро расходомеров, где стал работать вначале конструктором, а затем заместителем начальника конструкторского отдела. Здесь, в СКТБ «Промприбора», по сути, и началась моя настоящая деятельность инженера-электрика.
Таллиннское объединение «Промприбор» было хорошо известно в большой стране продукцией для нефтеперерабатывающих предприятий, для машиностроительной, химической, текстильной промышленности СССР. После обретения Эстонией независимости работа предприятия постепенно сошла на нет.
Эстонскую продукцию — в Африку
— Помню, тогда, в конце семидесятых, — продолжал Игорь, — я столкнулся с весьма своеобразной и нелёгкой технической задачей создать расходомер с применением комплектующих изделий в обычном, но не в тропическом исполнении, хотя прибор предназначался именно для работы в африканской Нигерии. Пришлось применить немало настойчивости, изобретательности, чтобы доказать такую возможность, и Министерство утвердило наше решение. А я был назначен начальником энергомеханического отдела — главным механиком «Промприбора».
Но затем ситуация изменилась: я был приглашён на работу в уже знакомый мне завод «Ильмарине» и был назначен начальником производственно-диспетчерского отдела. Работа на «Ильмарине» в новом качестве стала для меня гораздо интересней и ответственней.
Вот такие неожиданные повороты судьбы инженера с Украины.
Ну, а следующим местом работы Игоря Иванова стала фирма «Энергоремонт», где он был назначен начальником опытного производства. Здесь, на такой должности, его организаторские способности и инициатива были особенно востребованы.
Бытие определяет сознание
— Производственные помещения «Энергоремонта» отличались своей серостью, унылостью, —вспоминает Игорь. — И никто не обращал внимания, хотя, ясное дело, в такой «серой» обстановке и работать-то не очень хотелось. Как известно, бытие определяет сознание.
И я решил обратиться к одному из руководителей Таллиннского художественного института с просьбой направить к нам студента-дизайнера, чтобы он по-современному оформил рабочие помещения. Моя просьба была удовлетворена, студент прекрасно справился с такой задачей, а впоследствии, насколько я знаю, успешно окончив институт и получив диплом с отличием, стал известным в стране архитектором. А у нас в «Энергоремонт» работать стало гораздо приятней.
Мы продолжаем беседу, и Игорь вспоминает всё новые и новые производственно-технические задачи, которые коллективу доводилось разрешать.
Чистота — залог здоровья
— По моей иницитиаве для рабочих была построена финская баня. До этого в цехе имелся душ, но его явно не хватало для того, чтобы хорошо помыться после работы. Добился приобретения для рабочих удобных перчаток, — продолжал Игорь. — А с одной из таллиннских фирм удалось заключить договор о предоставлении рабочим фирменной спецодежды. Причём каждому рабочему — по три экземпляра. Один — для работы сегодня, второй запасной — в шкаф, а третий — в стирку. И рабочие стали выглядеть гораздо лучше. И в результате таких, казалось бы, небольших нововведений производительность труда заметно повысилась.
О нововведениях, которые по инициативе Игоря Иванова претворялись в жизнь в «Энергоремонте», можно говорить и говорить.
Вот ещё один из примеров.
На экспорт
— Нашли у себя, — рассказывает Игорь, — простаивающий станок точечной сварки, отремонтировали его и стали по заказу финнов делать полки для контейнеров. И это была в 1989 году первая работа «Энергоремонта» на экспорт. Вначале в Финляндию, затем в Швецию. В качестве руководителя проекта мне довелось работать на комбинате в Кехра, а затем на Балтийской и Эстонской электростанциях в Нарве. Хочу подчеркнуть, что именно инициатива человека, его активность приводят к успеху.
Вот насколько широк был диапазон работы инженера-электрика из Украины в интересах промышленных предприятий Эстонии.
Беседа наша подходит к концу, и я спрашиваю Игоря: почему, на его взгляд, практически все промышленные предприятия Эстонии, имевшие союзное подчинение, в начале 90-х годов стали постепенно закрываться и в конечном итоге прекращали свою деятельность?
— Да просто потому, что эти предприятия были строго ориентированы на поставку своей продукции в республики СССР, но не на капиталистический Запад. А после распада Советского Союза и обретения Эстонией независимости, деловые, экономические отношения с Российской Федерацией были, к сожалению, разрушены, поставки эстонской продукции в эту соседнюю страну стали сокращаться. А на Западе эта продукция оказалась не нужна.
В 2012 году Игорь Иванов в возрасте 66 лет вышел на пенсию, проработав на производстве почти четыре десятилетия. И он, как видим, до сих пор хорошо помнит даже мелкие детали из своего трудового периода.
Впрочем, таковой, в принципе, ещё не завершен.
Долой снег и мусор
— В том же 2012 году, — завершает свой рассказ Игорь, — наше квартирное товарищество, а живём мы в Мустамяэ, предложило мне работу дворником. Оказалось, что я чуть ли не самый молодой пенсионер из числа проживающих в доме. Я согласился: сил вполне хватало, свободного времени — тоже. И в 2013 году я, неожиданно для себя, стал победителем таллиннского конкурса «Снежный терминатор» («Parim lumemurdja», то есть лучший дворник по уборке снега), и мне в Ратуше вице-мэр столицы Калле Кландорф вручил диплом.
Игорь — друг соседей по дому
Он, конечно, же тщательно следит за чистотой возле дома и весной, и летом, и осенью. Охотно вступает в беседу с соседями, в случае необходимости всегда придёт на помощь инвалиду, вышедшему из дома на прогулку. Возле дома он уже несколько лет назад соорудил под деревьями удобную скамейку и дорожку, ведущую к ней от дома, выложенную бетонными плитами. И это стало тогда очень приятной неожиданностью для жильцов. На скамейке удобно посидеть — отдохнуть, побеседовать с соседом. Если потребуется, Игорь всегда устранит в квартире соседей какую-либо бытовую неполадку. И всё это, разумеется, абсолютно безвозмездно, от чистого сердца, по доброте душевной.
Хобби и Денди
В квартире Игоря, где он живёт с супругой, можно увидеть на стенах несколько чеканных картин, сделанных им по мотивам произведений художника-иллюстратора Саввы Бродского и других художников.
Тут к нам подбегает маленькая собачка.
— Это Денди, йоркширский терьер, — поясняет Игорь, — он член нашей семьи. Надо пойти с ним на прогулку. Пошли, Ден!
Материал подготовлен при поддержке фонда «Русский мир»