Калласте: от стоянок древних людей до Красных Гор — второй по величине рыбацкой деревни Причудья

О том, как началась история посёлка Красные Горы, ставшего к началу XX века вместе с расположенным в 30 километрах Чёрным Посадом крупнейшими рыбацкими поселениями на берегу Чудского озера, читайте в статье автора портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановского из цикла "Города Эстонии".

Наименьший по числу жителей из 47 городов городов Эстонии, каковым является Калласте, стоит на берегу Чудского озера. Значительную часть расположенной в его черте прибрежной линии занимают песчаники, относящиеся к девонскому периоду (начался 419,2 ± 3,2 млн лет назад, закончился 358,9 ± 0,4 млн лет назад). В 2001 году были проведены измерения, которые показали, что их длина составляет примерно 930 метров, а максимальная высота достигает восьми метров. Именно красный цвет этих отложений стал причиной появления на карте посёлка под названием Красные Горы.

Археологи считают, что первые стоянки древних людей на месте этого населённого пункта, в котором в начале 2023 года проживало 655 человек, стали зарождаться примерно пять тысячелетий назад. Их появление связано с тем, что через эти места издавна проходили как миграционные маршруты различных племён и народностей, расселявшихся по евразийскому континенту, так позже и торговые пути, связывавшие различные части севера Европы. Считается, что миграция долгие века проходила как водным путём через Чудское озеро, так и пешим — по его берегам. Здесь на различное время останавливались в процессе передвижения к более благодатным местам обитания представители финно-угорских и славянских племён.

Начало XX века. Возвращение рыбаков в деревню Красные Горы. Фото: livejournal.com

 

Именно потомки финно-угорских племён води и чудь, а также славяне, осевшие на территории нынешней Южной Эстонии, в основном и проживали на западном берегу Чудского озера вплоть до IX нашей эры. Затем до одного из крупнейших водоёмов Северной Европы добрались предки нынешних немцев и шведов, прокладывавшие водный путь, именуемый «из варяг в греки», а также включавшие новые земли в границы своих владений. Однако, даже несмотря на их экспансию, славяне и финно-угры, большая часть из которых занималась здесь рыбной ловлей и земледелием, практически всегда составляли основное население как на территории нынешнего города Калласте, так и волости Пейпсияэре, в состав которой он входит с 2017 года.

Первое письменное упоминание о поселении на месте Калласте относится к 1582 году. Именно тогда на шведских картах был отмечен небольшой посёлок Пурмуранна (Пормеранда). В конце XVI века среди живших на берегу Чудского озера оставалось немалое количество славян, несмотря на то, что более удалённые от берега земли постепенно занимались шведскими помещиками. Историки отмечают, что в последней четверти XVI века, после окончании Ливонской войны, русских крестьян «из-за озера» даже приглашали в шведское тогда Причудье. Связано это было с тем, что на разорённых войной мызах и полях стало некому работать, а на огромном озере, в котором было немало рыбы, — заниматься рыболовством.

Деревня Красные Горы на карте конца XIX века. Источник: digar.ee

 

По местному преданию, ещё в 1720 году прибывшие через озеро русские рыбаки высадились на пологом месте берега между крутыми уступами, образованными красным песчаником, и основали здесь деревню Красная Гора. Она располагалась на землях мызы Кокора, которая и считается предтечей нынешнего Калласте. Именно владельцы её земель вплоть до XX века получали плату за аренду различными способами. В их числе были и дань в виде выловленной и переработанной «красногорцами» рыбы, и различные виды работ — от сельскохозяйственных до строительных, которые они выполняли сначала для шведских, а затем — для российских помещиков.

Рыбацкая деревня стала быстро разрастаться в последней четверти XVII века, когда в Причудье стали появляться и другие поселения старообрядцев, покинувших территорию России после реформ патриарха Никона. Они отвергали церковные реформы и были готовы покинуть родные места, дабы избежать преследований со стороны властей. Большая часть новых поселенцев здесь были староверами, бежавшими из Новгородской губернии, но были в их числе и «гонимые церковью» из других губерний «большой России».

В свете удобного расположения поселения на берегу озера вполне логично, что именно рыболовство и переработка рыбы всегда оставались главными источниками дохода у жителей деревни, которая после вхождения вместе с другими землями нынешней Эстонии в состав Российской империи в 1721 году упоминалась на картах и в прочих документах местных властей уже под названием «Красные Горы».

Чёрно-белая открытка начала XX века с видом на побережью Чудского озера в деревне Красные Горы. Фото: ajapaik.ee

 

Примерно с начала XVIII века некоторые из жителей «Красногорья» стали наниматься также на различные строительные работы в соседних посёлках и волостях. В основном — как каменщики. В исторических документах сохранились упоминания о том, что они участвовали не только в строительстве расположенного в десяти километрах замках Алатскиви, но и «мостили Ратушную площадь Тарту». Также уже в те довольно давние времена были заложены традиции калластеского огородничества — прежде всего, выращивание лука и цикория, который заменял тогда в северной Европе кофе.

Первая старообрядческая часовня федосеевского согласия была построена в посёлке Красная Гора в 1802 году, но после выхода в 1826 году указа императора России Николая I, давшего начало новому периоду репрессий со стороны властей против староверов, в 1837 году она была закрыта. Лишь после того, как уже император Александр I провёл очередные реформы и положение староверов стало более спокойным, в 1865 году староверами посёлка был построен новый молельный дом. Он был отреставрирован в 1903 году (уже при Николае II), а через десять лет к храму была пристроена и колокольня.

Не только после того, как была разгромлена мыза Ряпина, часть старообрядцев из которой перебралась в Красные Горы, но и далее населённый пункт продолжал активно расти. К концу XIX века вместе с Чёрным Посадом он стал одним из крупнейших на берегу Чудского озера. Иногда посёлок даже противопоставляли работавшим в трёх десятках километрах черновским рыбакам, именуя «Красным Посадом». В конце XIX и начале XX века местными рыбаки были не менее уважаемы в Причудье, конкурируя с «черновцами» как по дальности походов, так и по количеству улова и вкусу переработанного снетка.

1909 год. На льду Чудского озера. Мужчины деревни Красные Горы ловили рыбу и зимой. Фото: ajapaik.ee

 

1909 год. Рыбаки Красных Гор перед уходом на летнюю рыбалку. Фото: Эстонский национальный музей

 

До лета 1917 года на Чудском озере, которое в феврале 1918 года стало пограничным, что значительно усложнило промысел, ловили в основном леща и снетка. Сушёный снеток пользовался популярностью на Руси и приносил немалый доход тем, кто его добывал и перерабатывал. В первые десятилетия XX века в посёлке Красные Горы было не менее полутора десятков печей для сушки снетка, продукция которых затем сбывалась в другие регионы России. Особенно красногорский снеток был востребован в Санкт-Петербурге.

Самые отважные рыбаки из Красных Гор добирались даже до Ладожского озера. Историки отмечают, что в сезон на Ладогу уходило более полусотни лодок, а иногда их число достигало 60. В разные годы в рыболовецкие артели нанимало от 200 до 240 человек. То есть примерно каждый третий мужчина посёлка Красные Горы отправлялся летом на рыбную ловлю за пределы Причудья.

Вернуться домой старались к празднованию Успения Святой Богородицы (28 августа), но иногда по погодным условиям или из-за поведения рыбных косяков приходилось задержаться и до Покрова (14 октября). За летний сезон звено из четырёх человек могло заработать до тысячи рублей, что было очень неплохим доходом для тех времён. Улов сбывали перекупщикам из Петербурга или Пскова, а на вырученные деньги не только жили в зимнее время, но и могли позволить себе различные гостинцы из столицы. Некоторые артели также расходовали часть полученных от продажи рыбы средств на закупку икон и прочей утвари для старообрядческих молельных домов.

1909 год. Зимние домики рыбаков на берегу Чудского озера в деревне Красные Горы. Фото: ajapaik.ee

 

Чудское озеро в деревне Красные Горы. Фото: ajapaik.ee

 

На схеме, датируемой 1900 годом, в деревне Красные Горы были обозначены 156 дворов. Число же её жителей по переписи населения от 1897 года составляло очень значительные для тех лет 1354 человека. По этому показателю она в Причудье уступала лишь Чёрному Посаду, в котором было 3215 жителей.

После отделения Эстонии от России путь на Ладогу стал недоступен — артельщикам пришлось переключиться на внутренние водоёмы теперь уже независимой страны (помимо Чудского озера, в их ареал деятельности теперь входило самое большое озеро в Эстонии Выртсъярв, река Эмайыги и другие реки). При этом процент жителей, занятых в рыболовстве, в Красных Горах, которые с 1923 года именовались Калласте, снизился с 65% до 35%.

Первая четверть XX века. Вид на деревню Красные Горы с Чудского озера

 

Красные Горы. Открытка 1910-х годов. Фото: ajapaik.ee

 

О том, как Калласте, получивший в 1923 году статус посёлка городского типа, а в 1938 году — права города, развивался в годы независимости Эстонии и в составе СССР, а также о том, какие туристические маршруты проходят через него сегодня, читайте в следующих публикациях.

городгорода ЭстонииисторияКалластеПричудьеТартумаатоп