Столица островного эстонского уезда Хийумаа Кярдла, в котором по состоянию на 2021 год проживало 3046 человек, по этому показателю является 28-м из 47 городов Эстонии. Единственный город острова почти на семь сотен жителей уступает Палдиски (27), но на 49 человек опережает Кунда (29).
От главного города уезда Хийумаа, который является самым маленьким по площади в Эстонии, до столицы страны города Таллинна по шоссейной дороге 156 километров. Этот путь проходит через 37-километровую паромную переправу, связывающую островной посёлок Хельтермаа и расположенный на материке Рохукюла. Ближайшим же к Хийумаа крупным городом Эстонии является Хаапсалу, расположенный в десяти километрах от Рохукюла.
Археологи утверждают, что как сам остров Хийумаа, так и небольшие острова рядом с ним образовались после того, как более 400 миллионов лет назад в этом месте упал крупный метеорит. Кратер же от его падения расположен рядом с городом Кярдла — к юго-востоку от него.
Историки считают, что первыми людьми, добравшимися до Хийумаа, стали охотники на тюленей, стоянку которых относят к 8500 году до нашей эры. Однако постоянное население, по их мнению, появилось здесь значительно позже — примерно за 1500 лет до нашей эры.
Современная история острова, который в те годы именовался Да́го, Дагейда или Да́гден (в переводе с немецкого — «дневной» остров), началась примерно в IX–X веках нашей эры. По мнению историков, именно тогда здесь сначала поселились представители древних племён, перебравшихся с материковой части нынешней Эстонии, а через два века сюда добрались и войска Ордена.
Первое письменное упоминание острова относится к 1228 году, когда он под названием Дагейда был передан Саареским епископством во владение епископу Готфриду. В силу того, что местные жители старались не появляться перед добравшимися сюда представителями Ордена, в документах остров значится «пустым» (Quadam insula Deserta, quae dicitur Dageida).
К 1254 году обосновавшиеся на острове феодалы разделили его между Сааре-Ляэнеской епархией и Тевтонским орденом. Тогда же на карте появились топонимы, часть из которых дошла до сегодняшнего времени — Рейги, Сарво, Пихла и Орьяку. В 1255 году на острове было начато строительство первой церкви. Ею стала церковь Святого Лаврентия, который охраняет от пожаров и покровительствует бедным и несчастным, сохранившаяся до сегодняшнего дня в деревне Пюхалепа.
С этим культовым зданием, которое первично было сделано из земляного камня (бута), связаны некоторые легенды острова Хийумаа. Фольклорист Матиас Йоганн Эйзен (1857–1934) в числе других собранных народных преданий упоминает и версию выбора места для церкви. Он считает, что древние эсты именно в этом месте поклонялись «Святой ольхе», которую пришедшие на остров христианские миссионеры срубили. Церковь же, по легенде, решили построить там, куда придут выпущенные на волю два быка, которые и пришли ровно к тому месту, где стояла ольха. По другой версии, быки тянули камень, который застрял в корнях святого дерева и до сих пор лежит под фундаментом церкви.
Приехав к церкви, вы узнаете от местных жителей и тот факт, что «тёмные силы» не давали строить здание, уничтожая за ночь всё, что было построено днём. Лишь кресты, установленные на камнях, позволили остановить это. Есть и другие легенды, связанные с этим не только первым христианским культовым сооружением на острове, но и первым зданием на нём, построенном из камня. Однако их лучше слушать на месте, поскольку очень важны тонкости.
Буквально в 200 метрах от церкви Пюхалепа находится камень Ванапагана (Нечистого), который иногда называют камнем Тылля. Длина этого валуна — 8 метров, высота — 2,5 метра, а в окружности он достигает 13,8 метров. Легенда гласит, что Нечистый, дабы уничтожить церковь, достал из кармана своего жилета три камня, но ни один из них не долетел до строительства. Два более мелких где-то потерялись, а этот так и остался лежать, напоминая нам о тех былинных временах.
Церковь же к началу XIV века всё-таки была построена и простояла здесь долгие века, пережив несколько реконструкций. Места вокруг неё постепенно заселялись людьми, и за следующие века Пюхалепа стал самым крупным поселением на острове. В годы войн церковь, которая использовалась местными жителями и как оборонительное сооружение, довольно сильно пострадала. В 1767 году началось её значительное переустройство. Считается, что число «1770», которое размещено и сейчас над входом в церковь, является годом окончания той реконструкции.
На сегодняшний день в церкви Пюхалепа находится считающаяся памятником искусства единственная в Эстонии кафедра времён позднего Ренессанса, возведённая в 1636 году. Здесь же находится надгробная плита 1603 года под которой похоронен шведский адмирал, родившийся в Шотландии Лоренс Клейтон. В часовне же, построенной рядом с церковью, находится саркофаг шведской дворянки Эббы Маргариты Стенбок, которая в середине XVII века владела большей частью земель на острове.
Веками формировался и лесопарк вокруг церкви, который также считается природным достоянием. В нём в основном растут те деревья, которые считаются местными видами, — клёны, ясени и дубы, но есть и менее распространённые на острове каштаны. На площадке же перед фасадом церкви лежит плоский камень, который по преданиям связан с поиском места для неё с помощью быков.
Постепенно развивались и другие части острова Даго. Где-то возникали рыбацкие гавани, где-то у хозяйских усадеб развивались сельскохозяйственные угодья, а где-то появлялись выпасы коров и овец. Ганзейский союз, корабли которого регулярно проходили через проливы рядом с островом, запросил у хозяев земель право на строительство в важных местах маяков, которые теперь входят в число главных туристических достопримечательностей нынешнего Хийумаа.
Первый маяк на острове Даго, являющийся также самым старым на территории Эстонии, был построен на полуострове Кыпу на горе Торнимяэ (Башенная), высота которой 63 метра над уровнем моря. За его строительство отвечал лично эзельский епископ Иоганн III, который сначала был против помощи ганзейцам, но после вмешательства магистрата Таллинна, приславшего на остров своего представительства, всё-таки согласился.
Работы начались в 1504 году и продолжались до 1540 года. Главной задачей маяка было предупреждение капитанам проходивших мимо кораблей, сообщавшее о приближении к печально известному рифу Некмансгрунд. Уже с 1530 года в металлической решётке, установленной на каменном основании башни, по ночам стал зажигаться костёр.
По требованию епископа маяк был построен в форме глухой каменной башни. Это было сделано, чтобы он не мог использоваться как крепость. Дрова на верхнюю площадку поднимались с помощью ручных блоков, а смотрители забирались наверх с помощью деревянных или верёвочных лестниц. Лишь после пожара 1659 года здесь была построена первая металлическая лестница.
Если в первой версии маяк Кыпу представлял из себя каменную башню высотой более 20 метров, то в середине XVII века шведский фельдмаршал граф Аксель Юлиус Делагарди, владевший местными землями, принял решение о надстройке строения до 36 метров. Так появилась его 16-метровая жилая часть. В 1660 году Делагарди получил от шведских властей финансирование для работы маяка, но предприимчивый владелец возложил их на крестьян в виде барщины.
В 1559 году земли Сааре-Ляэнеского епископства на острове Хийумаа переходят во владение датского герцога Магнусу, но уже через четыре года власть на ними приобрела Швеция. С 1563 года до начала XVIII века на острове хозяйствуют шведы. Именно в это время здесь появляются первые производства. С 1582 по 1594 годы работает соляной завод в местечке Рейги, а с 1628 по 1664 годы в деревне Хюти выпускается продукция первого на территории Эстонии стекольного завода.
В 1624 году большую часть острова выкупает граф Аксель Юлиус Делагарди, который становится не только главным землевладельцем острова, но и его меценатом. Он привлекает сюда новых шведских помещиков, а также проводит значительные административные преобразования, создавая на Хийумаа церковные приходы. Первый из них появился в деревне Рейги у построенной в 1627 году церкви.
Однако во второй четверти XVII века центр торговой и административной жизни острова смещается ближе к нынешнему Кярдла. Именно тогда началась история местечка, которое на нынешних картах значится как Суурсадам (Большая гавань). В грамотах же XVI века оно именуется Тифенхавен (Глубокая гавань).
Если сначала здесь было только три пирса, то в XVII веке порт значительно разросся. В 1629 году шведские власти открыли таможенный пункт. Теперь здесь стали швартоваться не только рыбаки, но и торговые суда, пришедшие из дальних стран. Кроме того, в Суурсадам появилась первая крупная верфь острова, где стали строить не только небольшие лодки для хозяев местных поместий, но и довольно крупные морские суда.
Нынешний же главный город Хийумаа был впервые упомянут в летописях в 1564 году как небольшая шведская деревушка, существовавшая издавна, но не игравшая тогда никакой исторической роли. Считается, что топоним «Кярдла» произошёл от шведского слова, обозначающего болотистую и влажную долину, которая его окружает.
По состоянию на 1564 год в деревне Кярдла проживало лишь 24 семьи. Появление примерно в 13 километрах от неё в Суурсадам значимой гавани позволило немного подрасти, но основные события, связанные с влиянием этого населённого пункта на историю как острова, так и всей Эстонии приходятся на время, когда она стала частью Российской империи. Де-юре это случилось в 1721 году с подписанием Ништадтского мира, а де-факто — в 1710 году, когда остров был взят войсками Петра Первого.
О том, как Кярдла вместе с Хийумаа развивался в царской России, как им был получен статус города в годы первой эстонской независимости, как в составе СССР он окончательно стал центром экономической и культурной жизни острова и как живёт сейчас, читайте в следующих публикациях.