XX век для острова Даго (ныне Хийумаа) и его столицы Кярдла, которая до 1918 года на картах иногда именуется на немецкий лад — Кертель (Kertel), начался с развития как в культуре, так и в социальной жизни и экономике. К тем трём православным церквям, которые были построены в последнем десятилетии XIX века в различных частях острова, в 1908 году добавилась ещё одна — в Мянспе.
В 1911 году на месте одной из усадеб в Кыргессааре появился первый в Эстляндии завод по производству искусственного волокна. Его с привлечением капитала из Бельгии, Франции и Англии построила фирма из Санкт-Петербурга La Viskoza. Место строительства выбиралось из-за наличия рядом порта. К сожалению для будущей истории острова, производство едва удалось начать, как вмешалась война… В дальнейшем в специально построенных для производства вискозы каменных цехах работала скотобойня, а затем здесь же была оборудована консервная линия рыбокомбината.
Столица острова продолжала разрастаться. Активно работала и даже понемногу расширялась суконная фабрика. Неподалёку от неё появлялись новые частные дома, магазины, пункты бытового обслуживания и небольшие производства (молокозавод, сыроварня, производство колбас, кузницы, несколько лесопилок и другие). В 1913 году в Кярдла была проведена электрификация, которая, наряду с другими удобствами, позволила даже открыть кинотеатр.
К началу Первой мировой войны в Кярдла проживало около 2000 человек, но после того, как город и сменивший название на Хийумаа остров пережили военные действия и немецкую оккупацию, это число уменьшилось примерно на четверть.
Морской форпост Российской империи
Почти два столетия с начала XVIII века на острове Хийумаа, который в те годы указывался на географических картах под названием Даго, не было военных действий. В основном здесь располагались лишь пограничные части Российской империи.
Местный военный контингент российских войск лишь ненадолго усиливался в годы Крымской войны (1854–56 годов), когда считалась реальной опасность прорыва кораблей Англии и Франции к Санкт-Петербургу. Однако несколько артиллерийских батарей, появившихся тогда на Даго, так и не пришлось применять в деле. Кроме того, военными объектами на острове также считались построенные в конце XIX столетия маяки Тахкуна и Ристна, которые обслуживались экипажами, приписанными к Балтийскому флоту Российской империи.
Военная значимость острова резко возросла в 1912 году, когда Адмиралтейством и лично императором Николаем II было принято решение о строительстве крепости Петра Великого. Часть сооружений этого глобального военного проекта, который должен был защищать подход к столице Российской империи Санкт-Петербургу по Балтийскому морю, должна была быть возведена и на острове Даго.
У маяка Тахкуна были построены укрепления, оснащённые 12-дюймовыми орудиями, а в Лехтма и Хирмусте разметили батареи 6-дюймовых противокорабельных пушек. За несколько лет армия Российской империи также оборудовала под свои нужды гавань в Орьяку. Кроме того, в Кыргессааре была создана база для гидросамолётов, а в Ристна сразу после начала Первой мировой войны в 1914 году заработал радиопеленгатор. Также были углублены фарватеры для кораблей между материковой частью Эстонии (Рохукюла) и гаванью Хельтермаа и в проливе Соэрла.
Для ускорения строительства и дальнейшего снабжения военных баз между Лехтма и артиллерийской батареей в Тахкуна была построена первая на острове железная дорога. Общая длина железнодорожных путей шириной 750 миллиметров составляла около шести километров. Также было построено депо на два локомотива. Вплоть до 1918 года, когда немецкие войска при отступлении смогли вывезти практически всю технику, маршрут обслуживался паровозами мощностью 90 лошадиных сил, построенными в 1914 году в Германии фирмой Orenstein & Koppel (O & K). Вагонетки же, которые использовались для перевозки грузов, были привезены из Санкт-Петербурга. Ещё одна узкоколейка была построена между гаванью Хирмусте и позициями батареи № 47. Перевозки по ней осуществлялись вагонетками на гужевой тяге.
Немецкая оккупация острова началась в октябре 1917 года. В ходе операции «Альбатрос», после окончательного захвата соседнего Сааремаа, высадившиеся в порту Сыру (Sõru), расположенном в южной части Хиймаа, войска кайзера пошли в сторону северного маяка острова в Тахкуна. Было зарегистрировано лишь несколько столкновений с отступавшими частями российской армии. В некоторых источниках даже утверждается, что был приказ давать противнику уйти с острова, дабы не заниматься доставкой провианта для содержания пленных.
Шесть десятков километров ширины острова от Эммасте до Тахкуна войска кайзеровской Германии прошли за две с небольшим недели. Уже 26 октября весь Даго был под контролем немцев. По данным их статистики, в ходе незначительных боёв было убито 20 русских солдат, а в плен попало около 750. Двое из них были расстреляны за «неподчинение приказам». В память об этом событии в местечке Партси была установлена памятная доска.
После того, как в 1918 году немецкая оккупация завершилась и войска проигравшего войну кайзера покинули остров, теперь уже входивший в состав независимой Эстонии Хиймаа, военное присутствие здесь значительно сократилось. Вплоть до 1939 года у маяков стояла охрана, которую большую часть времени выставлял Кайтселийт, а по всему острову было разбросано несколько пограничных застав эстонской армии. Большая же часть построенных в царские годы артеллерийских батарей не использовалась.
Годы первой эстонской независимости
В годы первой независимости Эстонии островной район Хийумаа, как и его административный центр, понемногу развивались. В 1919 году по Закону о земле прошла экспроприация всех земельных участков и строений у их остзейских владельцев. Скорее всего, именно с этим связан постепенный отъезд с острова издавна проживавших на нём немцев и шведов.
Немцы начали постепенно уезжать ещё до окончания немецкой оккупации в 1918 году, но основной поток их отъезда пришёлся на период репатриации в Германию конца 1930-х годов. Шведы же либо уехали в первые годы независимости Эстонии, либо сменили место жительства в 1930-х годах, либо покинули остров во время немецкой оккупации 1941–44 годов. По данным 1940 года, число эстонцев в населении острова (без учёта военных советской армии) впервые превысило 97%.
В 1920 году административный центр острова Кярдла получил статус посёлка городского типа, а по решению правительства Эстонии от 1 мая 1938 года он стал городом. Однако стоит отметить, что численность населения в нём за эти годы практически не изменилась. В состав независимой Эстонии населённый пункт вошёл, имея немногим более полутора тысяч жителей, в 1934 году здесь проживало 1454 человека, а, по данным 1939 года, это число выросло до 1524.
Жизни на острове, несмотря на отдалённость от континентальной Эстонии, постепенно обустраивалась. В начале 1920-х годов активно развивалось местное кооперативное движение, история которого началась в 1907 году. Сначала на острове появились свои торговые кооперативы и пекарня, а затем движение распространилось и на бытовое обслуживание, и на сельское хозяйство, и на рыболовство, которое для многих семей Хийумаа издавна было одним из источников существования. Рыбацкие артели, часть из которых была зарегистрирована как кооперативы, стали тогда для многих островитян тогда довольно стабильным местом работы.
В 1924 году на острове началось регулярное вещание местной радиостанции, тогда же начала курсировать и первая местная автобусная линия. С 1927 года стали проводиться региональные песенные праздники. И всё-таки, по данным статистики, количество жителей Хийумаа в годы первой эстонской независимости не превышало 16 000 человек.
Самым крупным предприятием Хийумаа до 1939 года оставалась кярдлаская суконная фабрика, на которой работало около четырёх сотен человек. В 1937 году на острове началась разработка торфа, но развить эту отрасль удалось уже только в послевоенные годы.
Советские военные базы
В 1939 году после заключения между Эстонией и СССР «Договора о базах» на Хийумаа стали прибывать советские войска. По этому соглашению предполагалось выделение на острове в общей сложности 80 квадратных километров для их размещения. Планировалось также создать артиллерийские батареи и значительно укрупнить пограничные заставы. Историки утверждают, что ещё до включения Эстонии в состав Советского Союза в 1940 году 271 земельный участок в 17 населённых пунктах и вне их был передан Красной армии и флоту в лице Министерства обороны СССР.
Первыми с октября 1939 года через гавань Хельтермаа стали заезжать строительные батальоны, в составе которых было до 2500 человек. К строительным работам привлекались также и гражданские строители — как местные, так и из других регионов СССР. К началу Великой отечественной войны (22 июня 1941 года) на Хийумаа было возведено шесть береговых батарей: две — в Тахкуна (для 180- и 130-миллиметровых орудий), остальные, менее крупные — в Хийессааре, Ристи, Тохври и Палле. Плюс к этому в последние перед атакой фашистской Германии дни сентября 1941 года на остров были поставлены пушки, размещённые в Хельтермаа и Лепике.
В первый год нахождения Эстонии в составе СССР на Хийумаа были также размещены несколько зенитных батарей, построено 38 дотов, 57 дзотов, около 70 километров траншей и немного меньше проволочных заграждений (46 километров — на суше, 19 километров — в море). Плюс к этому на острове были обустроены два военных аэродрома с травяным покрытием — в Путкасте и Валли. Историки утверждают, что к началу войны на острове находилось более 5000 советских солдат.
Немецко-фашистские войска, которые к концу августа практически завершили оккупацию материковой части Эстонии, начали высадку на Хийумаа в октябре 1941 года, параллельно с атакой на Сааремаа. Вскоре остатки советских войск отошли к линии полуострова Тахкуна и за счёт его укреплений успели эвакуировать морем почти 600 человек, а авиацией — ещё 140. Октябрьские штормы и немецкая авиация, господствовавшая в воздухе, не позволили покинуть остров остальным. По немецкой статистике, число пленных красноармейцев превысило три тысячи.
В братских могилах острова похоронены не менее двух сотен советских солдат и около сотни немецких. Оккупация немецко-фашистскими войсками острова Хийумаа продолжалась с октября 1941 года до октября 1944 года, когда его буквально за несколько дней вернули в состав СССР завершавшие освобождение территории Эстонской ССР советские войска.
О том, как остров и его столица город Кярдла развивались в советское время, как они живут после получения Эстонией независимости в 1991 году, а также о том, какие природные и исторические достопримечательности Хийумаа могут заинтересовать туристов, читайте в следующих публикациях.