Город Килинги-Нымме находится на границе Пярнуского и Вильяндиского уездов Эстонии. На сегодняшний день он относится к первому из них, но в недавней истории был небольшой период, когда он входил в состав второго — с 1950 по 1959 годы.
До столицы Эстонии от Килинги-Нымме по шоссе 169 километров, до районного центра Пярну — 42 километра, до Валги — 97 километров, до Тарту — 134 километра, а до границы с Латвией — всего 12 километров.
По состоянию на начало 2022 года в Килинги-Нымме на площади 4,3 квадратных километра проживало 1605 человек. По этому показателю он занимает 37-е место среди 47 городов Эстонии, опережая на 148 жителей Каркси-Нуйа (38), но отставая на 503 человека от Отепя (36). Подавляющее большинство жителей (более 97%) — эстонцы.
История этого небольшого городка началась в XVI веке, когда здесь было построено имение семьи остзейских немцев Шиллингов, упоминающееся в документах 1560 года под названием Овельгунн, (в дальнейшем встречалось также его название Куркунд). Однако в итоге всё-таки на картах было увековечено не название поместья, а несколько эстонизированное написание фамилии её владельцев. Валентин Шиллинг (1595–1681) и его потомки являлись собственниками до 1735 года. Затем поместье было за долги передано государству, сдававшему его в аренду до 1870 года. Шиллинги же остались на карте Эстонии, став первой частью названия города — Килинги.
Вторая же половина названия нынешнего города Килинги-Нымме произошла от соседней усадьбы Нымме, в которой с начала XVIII века работала таверна, располагавшаяся на дороге из Пярну в Тарту, Валгу и Вильянди. Первое упоминание о ней в письменных источниках относится к 1724 году.
Первые частные дома и хутора (вне двух упоминавшихся ранее усадеб) на территории нынешнего Килинги-Нымме были построены в середине XIX века. В 1848 году уже работала и приходская школа. Однако серьёзное развитие посёлка началось лишь ближе к концу XIX века, когда большая часть местных земель была передана православной общине. Церковь Святой Катарины здесь была построена в 1870 году, который и можно посчитать датой начала истории уже более значимого населённого пункта.
В истории осталось упоминание о первом купце, который открыл в Килинги-Нымме свой магазин, — им стал пярнусец Н. Т.Хермейер. Случилось это в 1871 году. И хотя торговая точка была настолько мала, что «могла вместить одновременно не более трёх покупателей», вскоре здесь появились и другие торговые точки. Уже к началу XX века количество жителей Килинги-Нымме, который стал центром прихода Саарде, перевалило за пять сотен.
Как и во многих других населённых пунктах Эстонии, причиной резкого роста населения стало появление железной дороги. В 1895 году началось строительство её ветки, связавшей Пярну через Мыйзакюла и ныне латвийскую Руйену с Валга, которая начала функционировать в 1896 году. И хотя пути проходили через Килинги-Нымме, ближайшей к поселению почти два десятка лет была станция в соседней деревне Вольтвет. Здание же вокзала было построено лишь в 1917 году, но сразу после этого в Килинги-Нымме началось быстрое развитие местной промышленности.
По состоянию на 1919 год в Килинги-Нымме уже работали три довольно крупных производственных предприятия — лесопилка и мукомольная и прядильная фабрики. Именно их работники и составляли большую часть населения посёлка, который вошёл в состав независимой Эстонии в 1918 году с более чем тысячей жителей. По данным же переписи населения, проведённой в 1928 году, в посёлке городского типа Килинги-Нымме проживало уже 1422 человека, а через восемь лет эта цифра выросла до 1663.
1 мая 1938 года по решению правительства Эстонии Килинги-Нымме получил статус города. В 1939 году были проведены первые выборы городского совета по итогам которых первым мэром стал Альберт Ойссаар.
Пожар на кинопоказе в школе Килинги-Нымме
В 1937 году случилось событие, которое навсегда внесло Килинги-Нымме в трагическую часть истории Эстонии. В местной школе случился пожар, в котором погибло 18 школьников — столько несовершеннолетних жертв не было больше нигде и никогда за все годы существования Эстонского государства.
Работавший с 1911 года директором школы Яан Партс закончил курсы киномехаников и имел хорошие связи с кинопрокатчиками. В его учебном заведении, которое именовалось Второй начальной школой Килинги-Нымме, была традиция два раза в месяц проводить киносеансы, на которых демонстрировались различные документальные и научно-популярные фильмы. Вечером 20 апреля и состоялось одно из этих традиционных мероприятий — детям планировалось показать семь документальных фильмов, полученных из США.
На киносеанс, проходивший в самом просторном классе школы, расположенном на втором этаже, собрались 134 человека. В их числе были ученики трёх школ — двух из Килинги-Нымме и из соседнего посёлка Лави. Среди них были 97 учеников самой Второй начальной школы, 12 — из Первой начальной школы, а также 23 ребёнка из соседнего посёлка.
В классе из картона была сооружена импровизированная будка для киномехаников, в роли которых выступали два старшеклассника. В будке размещалась киноаппаратура, а над нею была лампочка, которую включали при замене плёнок. Окна в классе были закрыты одеялами, в него были принесены гимнастические скамейки, а парты были расставлены так, чтобы на них можно было сидеть по трое или по четверо.
Сеанс начался в 19 часов. Примерно через полтора часа был сделан перерыв для охлаждения киноаппарата, а затем демонстрация фильмов продолжилась. Около 20:45 в аппарате случилось возгорание плёнки. Один из киномехаников вырвал её из аппарата, но горящая плёнка попала на другую киноленту, которая настолько быстро воспламенилась, что огонь моментально перекинулся на экран и одеяла. Началась паника. Дверь в класс быстро распахнуть не удалось, поскольку она открывалась внутрь. Несколько школьников рискнули выпрыгнуть в окно, принесли лестницу и помогли другим выбраться из горящего помещения.
Поскольку пожарная часть Килинги-Нымме расположена довольно близко, помощь прибыла быстро. Пожар длился не более пяти минут, но проведённая после него экспертиза показала, что температура горения плёнки достигала 1500 градусов. Сильные ожоги и травмы получили 50 детей, а более легко травмированных было около двух десятков. Часть класса обгорела очень сильно, но при этом некоторые дети сумели избежать серьёзных травм, либо оказавшись под кем-то из своих товарищей, либо успев спрятаться за печкой от прямого огня.
После оказания первой помощи на месте было принято решение о доставке пострадавших в Пярну. Поскольку в Килинги-Нымме было только две кареты скорой помощи, то пришлось также воспользоваться частными автомобилями, а затем прибыли медицинские транспортные средства из Пярну, Мыйзакюла и Вильянди.
Первый пострадавший добрался до Пярну в 22:30, а всего до трёх часов ночи в больницы были доставлены 49 детей. Ещё 15 человек после оказания первой помощи были оставлены на домашнем лечении. К сожалению, 18 человек спасти не удалось. Несколько детей погибли прямо при пожаре, некоторые умерли в больницах от ожогов, но большая часть погибла из-за отравления ядовитым газом, выделявшимся при горении киноплёнки.
Городская управа приняла решение о выделении средств на проведение похорон из местного бюджета. 24 апреля во многих школах Эстонии прошли траурные церемонии, а из радиопрограмм национального вещателя в знак траура в этот день была исключена весёлая музыка. Прощание с погибшими школьниками состоялось в Пярнуской Елизаветинской церкви, а затем траурная процессия отправилась в Килинги-Нымме, сделала остановку на кладбище Пярну, где был похоронен один из школьников.
По прибытии в Килинги-Нымме на рыночной площади состоялось траурное мероприятие, которое посетили почти все жители посёлка. После этого гробы с жертвами пожара были установлены в городской церкви Святой Катарины, где всю ночь дежурил траурный караул, а в окнах горели свечи.
Ровно в полдень 25 апреля в церкви началась церемония прощания. На ней присутствовал министр образования Эстонии Александр Яаксон, а также другие представители руководства волости и уезда. Отпевание в церкви и прощание с погибшими длились около трёх часов, а затем траурная процессия отправилась к месту похорон. Братская могила для школьников была вырыта в самом красивом месте городского кладбища. В неё и захоронили десять маленьких белых гробов с телами погибших. Ещё троих умерших позднее затем похоронят также на кладбище Саарде. Остальные жертвы страшного пожара обрели покой в семейных могилах.
В начале мая, то есть через несколько дней после пожара, в больницах находился 41 ребёнок. Через месяц после него на излечении оставалось 28 детей, а к концу июня их число уменьшилось до 18. Последняя пострадавшая от пожара в школе скончалась ровно через три года: от осложнений на лёгких умерла 17-летняя Анита Каск, которая была похоронена в Таллинне на приходском кладбище Каарли.
Проведённое Министерством образования расследование озвучило следующие причины трагедии в школе Килинги-Нымме:
— двери, открывающиеся внутрь,
— переполненность класса при киносеансе,
— несовершеннолетние киномеханики,
— отсутствие средств для тушения пожара
— картонная «будка» телемехаников.
В ходе расследования было установлено, что использовавшиеся на киносеансе проекторы «Космограф», которые были в 1924 году переданы школам Эстонии, прибыли в на её территорию из США ещё в годы Первой мировой войны. Однако они не были доставлены в Петербург из-за ненадёжности. Кроме того, качество плёнки для фильмов, полученных из США в 1937 году, также было не лучшим. Министерство образования страны отказалось их закупать, но продавец всё-таки смог их реализовать.
Директор школц Партс был немедленно арестован сразу после пожара. Возможно, это спасло его от гнева родителей погибших детей. На суде Партс признал себя виновным и получил срок в шесть месяцев условно. После этого он провёл некоторое время в психиатрической клинике Тарту, а затем 13 лет проработал директором начальной школы в муниципалитете Кунгла.
Муниципальные власти Килинги-Нымме создали комитет помощи семьям пострадавших. По всей Эстонии был организован сбор средств — за год было собрано около 12 000 крон. Иностранные эстонцы пожертвовали в фонд около 500 крон, а театр «Эстония» провёл благотворительный концерт, выручка которого также была передана семьям.
Ровно через год после трагедии в здании школы была открыта мемориальная доска. Её архитектором стал Вольдемар Мельник. На доске выгравированы имена 17 погибших и слова, которые в переводе на русский язык звучат так: «Мы ждали хорошего, но случилось несчастье. Мы ждали света, но пришла тьма». В советское время табличка была перенесена на чердак (возможно, из-за близости текста к библейскому), где и разбилась. Однако её фрагменты были сохранены Аарне Вабритом — одним из бывших учеников школы, ставшим впоследствии учителем. Уже после восстановления независимости Эстонии другой выпускник школы Арне Йоонсар восстановил мемориальную доску, которая с 1996 года размещена в гимназии Килинги-Нымме.
В 2010 году телеканал ETV выпустил документальный фильм о трагедии в школе Килинги-Нымме под названием «Незабываемый киносеанс» (Unustamatu kinoseanss). Посмотреть его с русскими субтитрами можно здесь.
Килинги-Нымме сегодня
Сегодня Килинги-Нымме — административный центр волости Саарде, в которую также входят посёлок Тихеметса и 36 деревень. Общая площадь волости 1065 квадратных километров, а количество жителей на начало 2021 года в ней составляло 4455 человек.
Город, расположенный на перекрёстке дорог из Тарту, Вильянди и Валги, после выхода Эстонии из состава СССР постепенно теряет своё население. Своего пика Килинги-Нымме достиг в 1970-е -80-е годы, когда почти полтора десятка лет число жителей в нём превышало 2500 человек.
С 1945 года в Килинги-Нымме работает гимназия, которая ведёт свою историю от приходской школы, появившейся в 1687 году, затем непрерывно действовавшей с 1885 года. Количество школьников в теперь уже волостной гимназии около 500. Также в городе есть основанная в 1983 году музыкальная школа, детский сад «Крылль», библиотека, досуговый и спортивный центры. Медицинское обслуживание населения представлено тремя семейными врачами, стоматологом и центром по уходу.
Крупнейшими работодателями города, в котором в 1989 году было 1312 рабочих мест (в основном — в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и торговле), по состоянию на 2020 год являются образовательные учреждения. Самыми крупными производственными предприятиями в Килинги-Нымме начала XXI века являются потребительский союз, OÜ Tran Siva (международные перевозки), OÜ Oberis (производство одежды), OÜ Hevo Tehnika (металлические изделия) и AS Taritvo (деревянные декоративные изделия). Всего же количество рабочих мест в городе сократилось, став ниже 800.
Остаётся только дополнить, что уроженцами города Килинги-Нымме являются эстонские политики Лаури Лааси, Марие Рейсик и Март Сийманн, военные Антс Лаанеотс (в настоящее время тоже политик) и Пауль Лиллелехт, а также актеры Неэме Кунингас и Элен Ваннари, певица Лийзи Койксон и архитектор Рейо Авасте.