Каждое судьбоносное событие однажды получает свой символ. С течением лет уходят из жизни очевидцы, стираются из памяти детали. При упоминании же символа перед глазами возникает породившая его эпоха. А сам он зачастую обрастает собственными слухами и легендами. О чём вы вспоминаете, услышав о Первой мировой войне и о Великой Октябрьской социалистической революции? Я, например, вспоминаю «Аврору».
Боевой путь
Бронепалубный двухмачтовый крейсер «Аврора» водоизмещением 6730 тонн, длиной 127 метров и шириной 16,8 метра, вооружённый четырнадцатью 152-миллиметровыми орудиями и шестью 76-миллиметровыми зенитными пушками, был спущен на воду в Петербурге на верфи Нового Адмиралтейства (11) 24 мая 1900 года в высочайшем присутствии императора Николая II.
Своё имя корабль получил от 44-пушечного фрегата «Аврора», который в годы Крымской войны в 1854 году обеспечил успешную оборону города Петропавловска от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса.
Новый крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России в 1903 году. Боевое крещение получил через два года во время русско-японской войны в Цусимском сражении, где был серьёзно повреждён и потерял 15 членов экипажа, включая командира ― капитана 1-го ранга Е. Р. Егорьева.
Крейсеру удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоружённым до конца войны.
В 1906 году корабль возвратился на Балтику, а после ремонта вошёл в состав
учебного отряда Морского кадетского корпуса и совершил ряд плаваний в Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море, к берегам Африки, Таиланда и Индонезии.
Первую мировую войну «Аврора» начала в Ревеле (ныне Таллинне): «…В 12:20 17 июля 1914 года
на «Авроре» была получена радиограмма «Морские силы и порта, Дым, Дым, Дым», объявлявшая о приведении морских сил Балтийского моря в полную боевую готовность. В течение нескольких часов на крейсере произвели приготовления к бою, а на следующий день бригада перешла в Ревель».
В дальнейшем корабль нёс дозорную службу в Балтийском море, прибыв в конце 1916 года в Петроград на ремонт. А 24 октября (7 ноября) 1917 года «Аврора» холостым выстрелом дала сигнал к штурму Зимнего дворца и началу Октябрьской революции.
Участвовала она и в сражениях Гражданской войны: несколько орудий были переданы на корабли озёрных и речных «красных» флотилий. В межвоенный период «Аврора» вновь вернулась к профессии учебного корабля, совершив несколько длительных заграничных плаваний.
В 1941 году командование Балтийского флота планировало вывести старый крейсер из состава военно-морского флота и «пустить на иголки», но этому воспрепятствовала Великая Отечественная война, заставшая «Аврору» в Ораниенбауме. В боевых операциях корабль участвовать уже не мог, но снова был готов служить родине пушками и личным составом. В июле 1941 года с «Авроры» сняли 9 из 10 орудий главного калибра и установили на подступах к Ленинграду. Так в жизни корабля началась ещё одна боевая страница, завершившаяся лишь со снятием блокады Ленинграда. На тот момент с крейсера были сняты все орудия, а сам он получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт.
Вопрос о дальнейшей судьбе «Авроры» встал, как только враг был отброшен от Ленинграда. Её судьба беспокоила и рядовых моряков, и адмиралов. В итоге в августе 1944 года исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление о сохранении крейсера навечно и установке его у Петроградской набережной по реке Большая Невка, напротив здания Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
Героическая служба «Авроры» подробно изложена в сотнях монографий, мемуаров и фильмов. Изложена досконально, с минимальными расхождениями и допущениями. А вот легендами история корабля начала обрастать уже после того, как в 1948 году крейсер встал на вечную стоянку…
Экспресс-эрзац-спасение
Корпус крейсера окончательно пришёл в аварийное состояние к концу 1970-х годов. На тот момент не помогал уже и бетон, 95-100 миллиметровым слоем которого после войны для водонепроницаемости залили изнутри подводную часть «Авроры». Получился этакий четырёхкомпонентный «бутерброд» из стальной обшивки, тика, тонких медных листов (из них подводная часть была выполнена при спуске на воду) и бетона. Благодаря этому экспресс-эрзац-ремонту корабль «протянул» на плаву ещё почти 40 лет. Но из-за бетона всё начало стремительно гнить, пока не сгнило полностью, сделав из днища корабля сплошное решето, когда воду приходилось откачивать круглосуточно.
Решение о капитальном ремонте крейсера принималось в 1984 году на уровне Совета министров СССР. Времени на него было отведено катастрофически мало: корабль надлежало отремонтировать и вернуть на «вечную стоянку» строго к 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции. Ремонт нужно было организовать так, чтобы корабль был сохранён «на века» в виде, который крейсер имел в 1917 году. Что касается содержания технического задания, то ничего конкретного там прописано не было, это было отдано «на откуп» специалистам — конструкторам бюро и заводским технологам завода имени А. А. Жданова (ныне ОАО «СЗ «Северная верфь»). Так 18 августа 1984 года «Аврора» была введена в заводской док для ремонта.
«Белочка пришла!»
С тем августовским утром связана городская легенда, которую горожане быстро окрестили анекдотом. В 1984 году о буксировке «Авроры» в док не знал никто, кроме узкого круга вовлечённых в процесс специалистов — в отличие от ремонта 2014 года, из которого для горожан был сделан роскошный праздник. Немудрено, что знаменитый своими мистификациями музыкант-авангардист Сергей Курёхин, не обнаружив «Аврору» утром после пьянки на привычном месте, решил, что «пришла белочка» (квартира, в которой накануне проходила вечеринка, окнами выходила аккурат на Неву и на «Аврору»). Пока Курёхин с похмелья соображал, а не пора ли бросать пить, проснулся его друг-собутыльник. Не увидев корабль, собутыльник также заподозрил в неладном хвостатого
зверька.
Однако Курёхин хотя и был сильно нетрезв, логически допустил, что одна и та же «белочка» одновременно к двоим не приходит. Из чего следовал вывод: дело не в «белочке», это «Аврора» куда-то делась, бросать выпивать нет надобности, а вот опохмелиться — самое то!
Миф о «поддельной» «Авроре»
Судя по характеру выполненных работ, в 1984—1987 гг. «Аврору» в прямом смысле спасали от разрушения. Задача сохранить корабль в том виде, в каком он сходил со стапелей, не ставилась. Справедливости ради: при всём желании реконструировать его в первозданном виде — это была бы задача, сопоставимая с сегодняшним воссозданием «с нуля» первого 54-пушечного парусного линейного корабля IV ранга русского императорского Балтийского флота «Полтава», которое выполнили мастера «Верфи исторического судостроения». Ещё и с поправкой на 1984 год,
ограниченное финансирование, сжатые сроки и соблюдение требований Морского регистра.
Поэтому спасали то, что оставалось «на виду». Очистили от слоёв старой краски, сохранили и отремонтировали оригинальную, «царскую» надводную часть с надстройками и рубками. Очистку из-за непереносимого шума выполняли в основном люди глухонемые. А в ходе работ помогли подлинные построечные «авроровские» чертежи, найденные ещё в начале работы над проектом в Центральном архиве ВМФ.
Спасать неремонтопригодную подводную часть было бесполезно. Поэтому технологи завода предложили её отрезать и заменить на новую, изготовленную по «царским» чертежам, но из современного металла толщиной 30 мм, приварив новую подводную часть к «старому» корпусу. Такая толщина компенсировала вес отрезанной части с бетоном и деревом, обеспечивая долговечность конструкции. Так точно в срок удалось оставить «Аврору» на плаву.
Легенда же о «новодельной» «Авроре» появилась от того, что отрезанную часть корпуса вместо ликвидации отправили в посёлок Вистино, расположенный в Лужской губе Финского залива. В этих местах частично сохранилась инфраструктура военно-морской базы Балтийского флота «Ручьи», существовавшей в 1930—1941 и 1944—1945 годах, недостроенной и ликвидированной. База имела названия «Лужская», «Усть-Луга», а также город «Комсомольск-на-Балтике» и «Строительство-200».
Вот тут и начинается миф: дескать, вместо исторического корпуса «Авроры» изготовили новодел, к которому для достоверности приварили буквально несколько сохранившихся элементов. А «настоящий» корпус за ненадобностью перевезли на берег Балтики, где неудачно пытались затопить и где он ржавеет по сей день.
На самом же деле пришедшую в негодность громадную металлоконструкцию (как-никак не менее четвёртой части корпуса) вывезли в район Вистино: N59.75786° E28.43958° / N59°45.471’; E28°26.374′. Скорее всего, из него планировали сделать причал либо волнорез. Но довести работы до конца не
получилось: ремонт происходил в 1984—1987 гг. Успели лишь наполнить камнями и попытались затопить. Но неудачно. Как итог: местные жители на протяжении многих лет срезали и тащили с остова всё, что можно было срезать и утащить, «журналисты» с придыханием публиковали рассказы местных дядей Ваней о том, как в окрестных домах вместо окон — иллюминаторы, вместо лестниц — трапы, а вместо противней — фрагменты обшивки. Фотографий этих окон и лестниц, правда, к публикациям никто не прикладывал ― только «эксклюзивные» интервью с местными знатоками. А иллюминаторов в этой части корпуса, кстати, и не было, что видно на фотографиях, сделанных в ходе ремонта.
Продолжение мифа о «подделке» — отсутствие постановки крейсера на ход. Да вот только зачем «Авроре» нынешней её прежние ходовые качества? На корабле оставили один двигатель, мощности которого вполне достаточно, чтобы своим ходом дойти из ремонтного дока до места стоянки. Кроме того, в связи с требованиями Российского морского регистра судоходства внешний вид «Авроры» был бы значительно изменен: появились бы спасательные средства, навигационные антенны и многое другое, необходимое для мореплавания. В любом случае это была бы уже не «наша» «Аврора».
Наведение корабельной «красоты»
В отличие от двух предыдущих, ремонт 2014—2016 гг. не предусматривал вмешательства в конструкцию и перестройку корабля. Как мне было с юмором сказано во время традиционного чаепития в капитанской каюте «Авроры»: «Мы изготавливали и привинчивали всё, что не уцелело за 114 лет и что успели открутить и разобрать на сувениры любознательные туристы».
Результаты ультразвукового обследования корпуса показали, что состояние металла в норме, признаки коррозии не обнаружены. Заодно меняли на новое всё, что делает современное пребывание военнослужащих на борту комфортным и соответствующим действующим нормам. Корму «Авроры» украсил новый орденский флаг, была обновлена музейная экспозиция, посвящённая крейсеру как участнику трёх войн. По архивным фотографиям и чертежам восстановлен православный корабельный храм, упразднённый в 1917 году.
В итоге на Петроградской набережной красуется обновлённая красавица «Аврора», которая, как истинная женщина, нашла свои молодильные яблочки, чтобы оставаться красивым и нарядным символом любимого города, ставшим с детства добрым другом:
«Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
В час, когда утро встаёт над Невой?»
Читайте по теме:
Воскресный антидепрессант Любиной: Шерлок Холмс или крейсер «Аврора»?