Русская армия, которой руководил Родион Христофорович (Христиан Феликс) Баур, вошла в Аренсбург в сентябре 1710 года. Родившийся на территории Германии русский военачальник, ранее взявший Пернов (Пярну), а затем заставивший капитулировать шведов и в Ревеле (Таллинне), получил город практически без боя. Шведский гарнизон крепости, который, как и простые жители, страдал от чумы, был вынужден сдаться.
После этого как крепость, так и город Аренсбург, который сильно пострадал от пожара, в 1710 году де-факто вошли в состав Российской империи, а точнее — её Лифляндской губернии. Генерал-губернатором Лифляндии, в составе которой теперь находился и остров Эзель (Сааремаа), и город Аренсбург (Курессааре), с 1710 по 1713 годы являлся генерал-фельдмаршал Александр Данилович Меншиков. Его на этом посту в 1713 году сменил князь Пётр Алексеевич Голицын, а в 1719 году — генерал-фельдмаршал Аникита Иванович Репнин.
В апреле 1711 года по решению русских военных властей часть крепости Аренсбург была уничтожена — были заминированы и взорваны некоторые бастионы и Пушечная башня. Некоторые другие строения на территории крепости были сожжены, а укрепления — срыты до невозможности их использования.
10 сентября 1721 года после подписания между Россией и Швецией Ништадтского мира всё было оформлено на государственном уровне. Шведская корона в пунктах с IX по XII договора, заключённого в городе, который сейчас входит в состав Финляндии под названием Уусикаупунки, «навсегда» отказалась от своих владений в Прибалтике и исключила их упоминание из титула короля своей страны. Российский же правитель Пётр I (Великий) именно тогда сменил свой титул царя на статус императора, добавив к нему звание «князя Лифляндского, Эстляндского и Карельского».
Руководителем администрации Лифляндской губернии, в состав которой вошёл Эзельский уезд со столицей в Аренсбурге, до 1726 года оставался Репнин, который сохранил привилегии большей части местного дворянства, именовавшегося теперь «остзейским».
Остзейские дворяне, которые часто были потомками ливонских рыцарей, постепенно стали занимать высокие посты в руководстве Российской империи, что позволяло им оказывать благотворное влияние и на родные места. В дальнейшем, ближе к концу XVIII века, Екатерина II провела ряд административных реформ, касавшихся прав мэров городов и губернатора. Их значимость и самостоятельность постепенно возросли, но фактическая власть в Аренсбурге, как и в других крупных городах и регионах Эстляндии и Лифляндии, практически всё время нахождения острова Эзель в составе Российской империи находилась в руках местного прибалтийского дворянства — остзейцев.
В 1765 году Екатерина II отменила временную губернскую самостоятельность острова Эзель, подчинив уезд напрямую рижскому генерал-губернатору. Была создана специальная ревизионная комиссия, которая занималась реформированием местных границ. Однако вплоть до 1782 года земельные владения как в Аренсбурге, так и в других населённых пунктах острова не были до конца оформлены.
Город Аренсбург довольно медленно восстанавливался от полученных в годы Северной войны разрушений, после которых его покинула большая часть жителей. Две первых трети XVIII века он был, можно сказать, глухой провинцией. По данным 1776 года здесь было всего 53 каменных дома, а остальные 115 городских строений были «деревянными с крышами, покрытыми соломой», а также не было ни городского освещения, ни тротуаров. Число же жителей по состоянию на 1785 год составляло 1379 человек.
Указом Екатерины II от 30 апреля (11 мая) 1785 года крепость Аренсбурга была убрана из списка военных укреплений империи. Почти сразу после этого были прекращены едва начавшиеся восстановительные работы на её территории. В 1791 году были снесены обветшавшие к тому времени верхние этажи Защитной башни, а некоторые её комнаты на нижних этажах стали использоваться как зернохранилище. Работы же по сохранению и реставрации территории замка как культурного достояния начались лишь после того, как она была продана во владение местному баронскому обществу в середине XIX века.
Существенное влияние на развитие города Аренсбург оказал ставший в 1784 году вице-губернатором Ливонии Бальтазар (II) фон Кампенгаузен, который имел свою резиденцию в главном городе острова Эзель. Именно по его решению здесь было начато строительство каменных домов с тёплыми крышами, которые были призваны подтвердить статус главного города Эзельского уезда.
Ещё 1783 году в части губерний Российской империи была введена система наместничества, целью которой было ограничение дворянского самоуправления в Прибалтике. Для внедрения этой системы на острове Эзель прибывший сюда барон фон Кампенгаузен и возглавил местную ревизионную комиссию. В общей сложности он пробыл на острове 14 лет, успев, помимо основной работы, сделать немало.
В первой половине XVIII века на острове Эзель было нескольких тысяч отдельных земельных участков, а к 1784 году островные «межевые споры» составили более половины всех судебных процессов в Ливонии, что сильно тормозило развитие сельского хозяйства региона. Ревизионная комиссия под руководством Кампенгаузена прекратила свою деятельность лишь в 1789 году, когда её сменила специальная так называемая «Кампенгаузенская контора». К 1797 году земельные вопросы семи приходов были полностью урегулированы.
Установка границ продолжилась и после того, как Кампенгаузен был отозван с острова. К 1804 году все частные и государственные владения Эзеля были чётко разграничены. Вместо прежних 20 257 участков теперь состояли лишь из 173 участков, принадлежавших 75 сааремааским мызам, каждая из которых имела своего владельца, отвечавшего за эксплуатацию земли.
Кампенгаузен за годы своего нахождения у власти постарался превратить весь остров в привлекательный для жизни дворянства регион. Именно с его благословения в конце XVIII — начале XIX веков были построено несколько усадеб будущих землевладельцев в разных частях Эзеля, а в его столице появились помещичьи дома в стиле классицизма. Часть из них сохранилась в центре нынешнего Курессааре — на улицах Лосси (Замковой), Таллинна (Таллиннской), Кохту (Судебной), Кауба (Торговой), Толли (Таможенной) и Пикк (Длинной).
Интересно, что довольно бурный рост города Аренсбург приходится на первую половину XIX века. Если в конце XVIII века здесь проживало около полутора тысяч человек, то к 1835 году количество жителей выросло до 2544 человек, а к середине столетия это число превысило 3500. Из нынешних городов Эстонии главный город Эзеля в то время уступал только четырём — Таллинну, Тарту, Нарве и Пярну.
После окончания земельных реформ на острове Эзель стало быстрее развиваться сельское хозяйство, что позволило Аренсбургу привлекать торговцев различного уровня. Здесь, в самом крупном населённом пункте острова, стали появляться и различные производства. Кроме того, считается, что, по крайней мере частично, столь быстрый рост обусловлен тем, что рядом с Аренсбургом были обнаружены источники лечебных грязей. Это позволило ему привлекать к себе внимание как места, где можно вылечить различные заболевания, а со временем и получить статус курорта.
История курортного развития острова Эзель началась в 1824 году, когда проживавший неподалёку от Кихельконна в посёлке Роотсикюла помещик Карл Фридрих фон Буксгевден открыл у бухты Абая первый на территории нынешней Эстонии грязевой санаторий. В шести ванных стояли деревянные чаны, наполненные грязью, которая нагревалась на горячих камнях. Наряду с болезнями, которые лечатся с помощью грязелечения сегодня, например, воспаления суставов и нервные расстройства, два столетия назад считалось, что грязью здесь можно вылечить также сифилис и проказу.
В 1840 году аренсбургский плотник Якоб Вейзе построил в городе первую грязелечебницу, получившую в народе его имя. В ней находились 92 ванны, которые наполнялись различными видами местной грязи. После смерти Вейзе в 1847 году руководство учреждением перешло к его вдове, которая смогла не только сохранить полученный бизнес, но в 1856 году открыла и вторую грязелечебницу рядом с курортным парком.
В 1876 году собственную клинику в Аренсбурге, в которой не только проводилось грязелечение, но и проходило исследование свойств грязей, открыл петербургский акушер-гинеколог польского происхождения Владислав фон Шелига-Межевски. Он также внёс немалый вклад в популяризацию курорта как в царской России, так и в других странах Европы. Вскоре в главном городе лифляндского острова Эзель частыми гостями стали не только богатые промышленники и купцы Российской империи, поверившие в грязелечение, но и их коллеги из других европейских стран.
Уже к последней четверти XIX века Аренсбург вместе с Гапсалем (ныне — Хаапсалу) и Гунгербургом (ныне — Нарва-Йыэсуу) стал одним из трёх самых известных популярных курортов на территории современной Эстонии. В разные годы в городе работали до четырёх иностранных консульств, которые помогали своим гражданам как в оформлении документов, так и в повседневной жизни: немецкое, голландское, шведское и финское.
По инициативе фармацевта Роберта Генриха Флисса местные власти решили построить в курортном парке Аренсбурга центральный курортный комплекс, как это делалось на крупных европейских курортах. Проект здания, получившего название «курзал», городские власти заказали у архитектора Карла Лоренцена. Его строительство началось в 1888 году, а уже в 1889 году санаторный комплекс стал настоящим центром городской жизни.
В числе помещений курзала, расположенного в главном курортном парке, были буфет, ресторан, библиотека с читальным залом, комнаты для игры в карты, большой зал для театральных постановок и концертов, открытая веранда, смотровая вышка и несколько служебных квартир. Концерты, спектакли и выставки, которые посещали известнейшие люди царской России и близлежащих европейских стран, продолжались в курзале вплоть до выхода Эстонии из состава Российской империи.
Рост популярности аренсбургских лечебных грязей среди дворян России и Европы привёл к тому, что в последние десятилетия XIX века количество тех, кто ежегодно приезжал в город, чтобы поправить своё здоровье, достигло 2000 человек, а в первые годы XX столетия иногда даже превышало 3500 человек в год.
О том, как развивался Аренсбург в XX веке, получив в независимой Эстонии название Курессааре, а в годы СССР став Кингисеппом, а также о нынешней ситуации в этом курортном городе и его округе — острове Сааремаа, читайте в следующих публикациях.