Игорь Круглов: Лариса Лужина из таллиннского драмкружка — ей посвящали песни великие барды

Когда на миллионах магнитофонных записей разошлась песня Владимира Высоцкого «Она была в Париже», его поклонники были в восторге. Париж почти все советские люди любили. И простые граждане, и особенно представители творческой интеллигенции. Ведь многие из них являлись молодёжью 1960-х, «шестидесятниками» из хрущёвской оттепели, для коих Париж, названный Хемингуэем «Праздником, который всегда с тобой», был недосягаемой мечтой из-за железного занавеса между Западом и СССР. А спустя некоторое время в народе поползли «хорошо проверенные сплетни» — других источников об опальном, но всенародно любимом кумире тогда не имелось, — что Высоцкий женился на «звезде» французского кино Марине Влади и именно ей посвятил своё нашумевшее произведение.

Однако это не так. Своей любимой супруге Марине Владимировне Поляковой-Байдаровой Владимир Семёнович действительно посвятил несколько шедевров, но упомянутая песня адресовалась другой женщине.

Вот что рассказывал кинорежиссер и близкий друг Высоцкого Станислав Говорухин:

«Летом 66-го Володя написал шуточную песню «Она была в Париже». Повод написания этой песни обычно ошибочно приписывается знакомству с Мариной Влади, с которой в то время Володя ещё знаком не был. На самом деле повод дала Лариса Лужина, работавшая с нами в картине «Вертикаль». Перед «Вертикалью» она снялась в фильме «На семи ветрах» и ещё в нескольких фильмах совместного производства и в связи с этим объездила весь мир. Володя в то время ещё не ездил за границу, и рассказы Ларисы произвели на него большое впечатление».

Высоцкий и Лужина. Кадр из фильма «Вертикаль» (1966). Фото: echo.msk.ru

 

Лариса Анатольевна Лужина (род. 4 марта 1939 года в Ленинграде, нынешнем Санкт-Петербурге) вышла из того же таллиннского «песочника», что и актёры Владимир Коренев, Лилиан Малкина, Виталий Коняев и Игорь Ясулович. А точнее: из театрального кружка, который вёл талантливый артист Таллиннского театра Русской драмы (сейчас — Русский театр Эстонии) Иван Рассомахин. Здесь нужно сказать несколько слов об этом замечательном актёре, режиссёре театра и телевидения, драматурге, заслуженном деятеле искусств РФ (1998). Ведь во многом благодаря ему искусство получило замечательных художников, работавших на лучших сценах и съёмочных площадках СССР и зарубежья.

Иван Данилович Рассомахин (1921—2007) окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). Работал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) — в театре имени Ленинского комсомола, на студии телевидения, в радиокомитете. А также — в знаменитом Государственном академическом большом драматическом театре (ныне имени Г. Товстоногова). Поставил пять спектаклей (в том числе в ГАБДТ) и сыграл 80 ролей. Написал 11 пьес. На протяжении 60 лет занимался педагогикой в школах Таллинна и Ленинграда/Санкт-Петербурга, преподавал эстетику, этику, культуру речи и т. п. Усилиями Рассомахина были созданы два театра-студии: в Таллинне (1948—1962) и Ленинграде /Санкт-Петербурге (1962—1992). Его постановки с участием юных студийцев выходили настолько качественными, что их показывали на профессиональных сценах.

Иван Рассомахин. Фото: kino-teatr.ru

 

Лариса Лужина появилась в драмкружке-студии Рассомахина в середине 1950-х, когда ещё училась в школе. К тому времени девочка уже познала совсем не детские потрясения: войну, смерть близких, голод и холод.

Она родилась в Ленинграде и находилась там со своей семьёй в страшное время блокады. Её отца звали Анатолием Ивановичем, а мать — Евгенией Адольфовной. В блокаду погибли её старшая сестра, отец и бабушка. Когда открыли знаменитую Дорогу жизни по Ладожскому озеру, маленькую Ларису вместе с её мамой вывезли в г. Ленинск -Кузнецкий Кемеровской области, а чуть позже, после эвакуации, они перебрались в Таллинн, где и прошло отрочество будущей актрисы.

В Таллинне они поселились у маминого брата Карла-Густава Трейера (дед и дядя Ларисы были эстонцами). Ютились в малюсенькой комнатушке площадью 6 кв. м. Первые несколько лет Лариса спала на стульях, прикреплённых друг к другу, поскольку кровати не было. Однако именно это жильё впоследствии сыграло свою роль в том, что Лужина стала актрисой.

Лариса Лужина. Фото: Filmiarhiiv

 

Жили очень бедно, денег едва хватало на еду. По воспоминаниям Ларисы, она, обожавшая мандарины, в те времена могла лишь мечтать о цитрусовых. И всё-таки девочка очень тянулась к искусству, потому и поступила в ту самую школьную драмстудию к И. Д Рассомахину, где не пропускала ни одного занятия. И неудивительно, что, получив аттестат зрелости, выпускница решила поступать в Ленинградский театральный институт. Однако там её постигла неудача: в 1950-х очень много юношей и девушек грезили об актёрской стезе, конкурс был сумасшедший. Ей пришлось возвратиться в Таллинн. Здесь она трудилась на фармацевтической и кондитерской фабриках, секретарём в министерстве здравоохранения, а позднее стала манекенщицей в столичном доме моделей. Но Лариса не прекращала мечтать об актёрской карьере, и однажды мечта сбылась.

Поскольку они жили напротив киностудии «Таллинфильм», и Лариса часто проходила мимо съёмочных павильнонов, однажды молодую красавицу заприметили кинематографисты и пригласили на маленькую роль шансонетки ночного кабаре в картине «Незваные гости» (1959) режиссёра «Ленфильма» Герберта Раппопорта. Он снял несколько лент об Эстонии («Жизнь в цитадели», «Свет в Коорди» и др.). Это была та самая случайность, которая, конечно, совсем не случайность… Её дебют был замечен, и вскоре Раппапорт предложил Ларисе одну из главных ролей в картине «В дождь и в солнце» (1960).

«В дождь и в солнце». Фото: Filmiarhiivi kogu

 

Одновременно дебютантка поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на курс мэтра Сергея Герасимова. Вскоре Сергей Аполлинариевич предложил своему коллеге, фронтовику Станиславу Ростоцкому, отдать ей главную роль в фильме «На семи ветрах».

Именно эта роль сделала Ларису знаменитой не только в Советском Союзе, но и на Западе, и стала её пропуском на самые «гламурные» мероприятия, в том числе — на Каннский кинофестиваль.

Сценарий картины написал поэт и драматург Александр Галич в соавторстве с режиссёром, а песню «Сердце, молчи…», запавшую в души миллионов зрителей и памятную до сих пор — тоже А. Галич, в тандеме с замечательным композитором Кириллом Молчановым. Лужина играла девушку Светлану, приехавшую накануне Великой Отечественной войны в провинциальный город, где в маленьком домике на окраине, «на семи ветрах», её обещал встретить жених. Однако молодой человек ушёл на фронт, и Светлана решила во что бы то ни стало, никуда не уезжая, дождаться его возвращения. Здесь она встречается со многими людьми. В её доме устраивается госпиталь, а позже размещается советский гарнизон. Каждая из встреч добавляет ей мудрости, тепла, милосердия, веры в Победу. А ещё она в любых обстоятельствах остаётся верной своему возлюбленному. В фильме много крупных планов её лица и глаз. Её глаза передают целую гамму переживаний, когда песню Галича для неё поёт военный разведчик (Вячеслав Тихонов). Видимо, этот искренний, беззащитный, лишённый притворства и лицемерия взгляд и покорил сердца не только советских, но и зарубежных зрителей, привыкших к лицедейству и поддельной голливудской лакировке.

Фильм «На сами ветрах» отправили на кинофестиваль в Канны. Его повезла советская делегация, в состав которой включили и Ларису Лужину. Бывшие коллеги из Таллиннского дома моделей прислали ей по такому случаю два вечерних платья. Актриса имела большой успех у тамошних зрителей, причём такой, что западные киношники пытались с нею заигрывать, из-за чего её карьера оказалась под угрозой. На одном из приёмов некий гость пригласил Лужину на твист. Это запечатлел папарацци из знаменитого французского журнала Paris Match. Причём он озаглавил фото с Лужиной так: «Сладкая жизнь советской студентки». Журнал попал в руки к грозному министру культуры СССР Екатерине Фурцевой, и та немедля запретила актрисе бывать в дальнейших зарубежных вояжах. Спас ситуацию прижизненный классик Сергей Герасимов, заявивший, что это он позволил своей ученице исполнить «неприличный» танец. Лужина была «высочайше» прощена и затем побывала на фестивалях в Карловых Варах, Польше, Иране, и Швеции.

На обложке журнала. Источник: kino-teatr.ru

 

Тогда-то и родилась у Владимира Высоцкого песня про то, как «она была в Париже, и сам Марсель Марсо ей что-то говорил». Правда, насчёт Марселя Марсо, как утверждает сама Лужина, здесь имел место небольшой авторский домысел. Действительно, она показывала коллегам свою фотографию с кем-то из французов, но это был не прославленный мим, а просто похожий на него человек. Выходит, бард упомянул Марсо для рифмы. Но это ни в коем случае не умаляет достоинств ни песни, ни, тем более, самой замечательной актрисы.

После успеха в Каннах Лужину стали звать и зарубежные киностудии. В нескольких фильмах совместного производства СССР и ГДР Лариса сыграла несколько романтических юных героинь. Но режиссёры разглядели в ней умение проникать в самые сложные образы и начали приглашать на глубокие драматические роли.

В 1965 году режиссёр восточно-германской студии «ДЕФА» Иоахим Хюбнер предложил ей сыграть целых две роли в сериале «Доктор Шлютер». Лужина воплотила образы антифашисток матери и дочери, сражавшихся в немецком подполье. Вообще Лужина снялась в ГДР в шести фильмах. В их числе — постановки русской классики: это тургеневские «Вешние воды» (1968, Марья Николаевна) и «Дворянское гнездо» (1969, Варвара Павловна). Молодая исполнительница так понравилась немецким зрителям, что те назвали её лучшей актрисой. А руководство республики вручило ей три премии: одну национальную и две «Золотой лавр ТВ».

«Доктор Шлютер». Источник: kino-teatr.ru

 

Посему неудивительно, что хрупкая девушка с искренними глазами очаровывала знаменитых поэтов. В 1966 году они встретились с Владимиром Высоцким на съёмках фильма «Вертикаль», где, по словам Ларисы Анатольевны, он пытался за ней ухаживать, но получил отказ. Тогда-то и родилась песня со словами «Куда мне до неё — она была в Париже!».

Но не только Высоцкий и Галич радовали актрису своим творчеством. Не устоял также и Булат Окуджава, посвятивший ей песню «Море чёрное», где есть слова «Как расстаться с тобой, не отчаяться…». Их роман был чисто платоническим. Он называл её своим талисманом, ходил с ней гулять и держал за руку. Об этом она сохранила самые тёплые воспоминания: «Ему нравилось, что я сижу, слушаю. Ничего больше!»

Её творческий багаж — это роли в более чем 120 фильмах. Среди них можно упомянуть «Гонщики» (1972), «Исполнение желаний» (1973), «Четвёртая высота» (1977), «С любимыми не расставайтесь» (1979), «Внимание! Всем постам…» (1985), «Возвращение Турецкого» (2007) и др. Одна из любимых ролей Лужиной — роль Анны Тимофеевны Гагариной, матери первого космонавта, в картине «Так начиналась легенда» (1976).

«Так начиналась легенда». Источник: kino-teatr.ru

 

Параллельно Лужина служила в Театре киноактёра. Однако после распада СССР и наступления кризиса в кино ей перестали предлагать роли, а Театр киноактёра закрылся за неимением финансирования. Но актриса не пала духом и, одолжив денег у друзей, создала спектакль «Театральный анекдот», с которым гастролировала по России.

Вскоре её снова начали приглашать в кинопроекты. Кроме того, она стала преподавать актёрское мастерство в Московской детской академии при столичном департаменте образования и руководить женским клубом «Сударыня».

Лариса Лужина в 2012 году. Фото: Tess Mattew / Wikimedia Commons

 

Её талант остаётся востребованным и сегодня.

В 2022 году вышла историко-приключенческая картина режиссёра Виктора Носкина «Русь и Ганза. Путь навстречу», где Лариса Анатольевна Лужина исполняет одну из главных ролей.

Читайте по теме:

Игорь Круглов: Эве Киви, одинаково блестяще игравшая и «физиков», и «лириков»

Игорь Круглов: Каарин Райд — яркое «солнышко» мрачного сериала

Игорь Круглов: Программа о Владимире Высоцком как знаменательная веха в истории Эстонского…

Владимир ВысоцкийкинокультураЛариса ЛужинаСССРТаллиннтеатртопЭстония