Игорь Круглов: Убедительность Леонхарда Мерзина

Мы уже писали о фильме Саввы Кулиша «Мёртвый сезон», который стал судьбоносным для плеяды прибалтийских актёров, открыл их для широкого зрителя и принёс им всесоюзную славу. Это Донатас Банионис, Антс Эскола, Юри Ярвет, Эйнари Коппель, Анда Зайце, Маури Раус, Лаймонас Норейка, Витаутас Томкус. Среди них достойное место занимает и Леонхард МЕРЗИН, сыгравший в картине католического пастора. Его герой примечателен прежде всего абсолютной непохожестью на подобные образы, создававшиеся прежде в советском кино. Ведь зачастую священников — и католических, и православных, и протестантских — изображали отрицательными персонажами. Особенно это усилилось в годы правления Никиты Хрущёва, когда были устроены новые гонения на религию. И тут вдруг на экране появился пастор, который отличался от привычных стереотипов. А если ещё учесть, что он был представителем «загнивающего Запада», то нетрудно догадаться, какое ошеломление испытал тогдашний зритель.

По сюжету, как мы помним, советский разведчик Ладейников (Донатас Банионис) в западном курортном городке разыскивает нацистского преступника доктора Хасса, которого тамошние власти скрывают от правосудия. Известно, что Хасс работает в секретной лаборатории над психохимическим оружием массового поражения — газом RH. Ладейников подозревает в сотрудничестве с ним профессора О’Рейли (Юри Ярвет), у которого вид человека, испытывающего муки совести. И поскольку О’Рейли является прихожанином местной кирхи, герой Баниониса пытается что-нибудь разузнать о нём у настоятеля отца Мортимера, которого как раз и играет Леонхард Мерзин.

Ладейников — Донатас Банионис, отец Мортимер — Леонхард Мерзин. «Мёртвый сезон» (1968). Источник: kino-teatr.ru

 

Герой Мерзина предстаёт в образе католического священника в его классическом понимании, то есть весьма строгим, немногословным, нелицеприятным и аскетичным. Ладейников настойчиво предлагает ему установить во дворе церкви музыкальные автоматы, способные привлечь молодёжь джазовыми новинками. После чего, дескать, молодые люди начнут заглядывать и в храм, где красота богослужения привлечёт их заблудшие души. В конце концов, ему удаётся убедить отца Мортимера, и тот соглашается на эксперимент, однако не знает, где взять средства на автоматы. Ладейников предлагает попросить денег у профессора О’Рейли, однако пастор отказывается это сделать, поскольку на исповеди тот сознался ему, что вынужден заниматься богопротивными опытами. Здесь мы наблюдаем очень важный штрих в поведении пастора. Он не раскрывает тайны исповеди, и сие свидетельствует о том, что это действительно глубоко верующий человек, чтущий свой священнический долг. Он лишь в общих чертах признается собеседнику, что профессор имеет какое-то отношение к неким тёмным делам. И хотя Ладейников настойчиво пытается узнать подробности, Мортимер наотрез отказывается сообщать их. Как это было не похоже на те ходульные типажи, к коим приучали зрителя малохудожественные киноопусы.

В роли отца Мортимера. Сцена косвенного признания. Источник: kino-teatr.ru

 

Ладейников рассказывает Мортимеру об RH и ужасных последствиях для мира и человечества, пытается переубедить его с помощью цитат из Священного Писания, однако пастор непреклонен. Лицо Мерзина, его глаза абсолютно достоверно передают тончайшие движения его души, сомнения, колебания, одолевающие этого человека. В конце концов, во время похорон О’Рейли, поняв, что профессор погиб из-за нежелания служить тёмным силам, Мортимер кивком головы указывает Ладейникову на нацистского преступника. Но какие душевная боль и смятение в этот момент проступают в его взгляде из-за того, что он пусть косвенно, пусть ради того, чтобы положить преграду злу, но всё же приоткрыл исповедальную тайну!

Это кинороль стала «звёздной» для Леонхарда Мерзина (родился 10 февраля 1934 года в посёлке Роэла, Эстония). В том же 1968 году он снялся ещё в двух фильмах: «Лесная легенда» и «Люди в солдатских шинелях». О «Людях…» надо сказать особо. Они примечательны тем, что показывают боевые подвиги солдат Эстонского стрелкового корпуса, сражавшегося с немецкими фашистами во время Великой Отечественной войны. Эту весьма неординарную картину об окопной правде, не получившую, к сожалению, широкой известности, снял на студии «Таллинфильм» режиссер Юри Мюйр. Она интересна также восстановлением событий Великолукской операции и Моонзундской десантной операции Красной армии; в них участвовали эстонцы, о чём сейчас очень редко вспоминают. Вероятно, фильм был бы сегодня очень полезен для просмотра и молодым зрителям, не знающим истории своей родины, и всем, кто её забыл или поверил в мифы об «освобождении» Эстонии Гитлером. Леонхард здесь играет советского политрука, сдержанного, мужественного и неунывающего, который вселяет в бойцов оптимизм и волю к победе.

В роли политрука Мянда в фильме «Люди в солдатских шинелях». Фото из архива Мерике Ратас (efis.ee)

 

Спустя два года Мерзин снялся в шедевре классика советского кинематографа Григория Козинцева «Король Лир». Здесь артисту досталась роль Эдгара, наследника графа Глостера, оклеветанного его сводным братом Эдмондом (Регимантас Адомайтис) и вынужденного стать бездомным скитальцем. Леонхард достоверно и щемяще передаёт всю гамму переживаний человека, потерявшего богатство и титул, но не утратившего человеческого достоинства.

В роли Эдгара в фильме «Король Лир» (1970). Источник: kino-teatr.ru

 

Ещё одна картина с участием Мерзина, к сожалению, тоже малоизвестна, как и фильм Ю. Мюйра, несмотря на «звёздный» состав актёров (Валентина Титова, Тамара Логинова, Владимир Басов) и постановку замечательного режиссёра. Это лента «Возвращение к жизни» (1972), снятая Басовым на киностудии «Мосфильм» по мотивам романа эстонского писателя Ахто Леви «Записки серого волка».

В ней повествуется об изломанной судьбе молодого человека по имени Арно (Мерзин), носящего блатную кличку «Серый волк». Во время войны, ещё мальчиком, мечтавшим о приключениях, Арно отплыл на пароходе в Германию, надеясь оттуда перебраться в Южную Америку. Однако в «Рейхе» он попадает в «гитлерюгенд», затем — на тяжёлые полевые работы, а после них — в немецкую армию.

«Возвращение к жизни». Источник: kino-teatr.ru

 

После поражения Германии Арно остаётся в западной оккупационной зоне. Не имея работы, попадает в уголовную компанию, где учится воровскому и жульническому «мастерству». Затем знакомый журналист советует ему попроситься в СССР, парень следует совету и вскоре получает разрешение вернуться. Но и в Эстонии благополучно жизнь у него сначала не складывается. Народ колоссальным трудом восстанавливает республику из военной разрухи, живёт бедно и тяжело, а к этим сложностям добавляется ещё и разделение людей на тех, кто принял советскую власть, и тех, кто сочувствует бывшим гитлеровским коллаборантам. Арно встречает друга своего отца, который уговаривает его уйти в лес, чтобы бороться с Советами. Поверив, Арно соглашается, однако вскоре убегает от «лесных братьев», не желая совершать убийства ни в чём не повинных людей.

«Возвращение к жизни». Источник: kino-teatr.ru

 

Новый этап его запутанной судьбы — встреча с городской бандитской шайкой, где он поначалу чувствует себя как рыба в воде. Но потом возникшая любовь к молодой женщине, Мари, побуждает его уйти из банды. Бандиты, не желая отпускать подельника, избивают Мари. А сам Арно вскоре попадает за решётку за старые уголовные «подвиги». Снова бежит и снова оказывается у тех же «братьев», которые теперь поручают ему убийство сельской учительницы. Не в силах совершить такое злодеяние, парень расстреливает карателей и сдаётся милиции. По возвращении из колонии он переосмысливает всю свою жизнь и решает начать её заново.

«Возвращение к жизни». Источник: kino-teatr.ru

 

Леонхард Мерзин каждый из моментов этой изломанной судьбы изображает аутентично и убедительно. Я бы в чём-то сравнил путь его персонажа с метаниями Григория Мелехова в романе «Тихий Дон», даже несмотря на различия сюжетов и героев. Мерзин очень впечатляюще передаёт эволюцию прозрения своего Арно, приходящего в итоге к катарсису, покаянию и решению больше не грешить. Несомненно, что и «Возвращение к жизни» весьма достойно просмотра в том смысле, который указан выше.

На съёмках фильма «Сойти на берег» (1972). Фото: Jüri Poljakov. Источник: Filmiarhiiv

 

Мерзин был актёром разносторонним. Ему удавались и положительные, и отрицательные персонажи. Хотя, положа руку на сердце, автору этих строк в его творческом багаже куда больше нравятся первые, чем вторые. Всё же из них упомянем главаря банды «Хряка» («Личной безопасности не гарантирую», 1980) и Спиридонова («Частное лицо», 1980). В «Частном лице» актёр играет циничного тренера по восточным единоборствам, организатора убийств и грабежей. Эта его роль ещё за несколько лет до перестройки и развала СССР «сигнализировала» зрителю о том, что в некоторых спортивных секциях идёт воспитание будущих рэкетиров и громил.

Но только кинематографом творческая деятельность Мерзина не ограничивалась. Он служил в нескольких театрах, а с 1968 года работал режиссёром тартуского Народного театра имени Эдуарда Вильде. Занимался также сценографией, оформлением спектаклей и постановок. Написал несколько пьес и рассказов.

В роли шута Фесте». «Двенадцатая ночь» Шекспира (Раквереский театр, 1964 год). Источник: Eesti Teatri- ja Muusikamuuseum

 

Умер Леонхард Рихардович Мерзин 2 января 1990 года. Ему было 55 лет.

Читайте другие материалы Игоря Круглова:

Игорь Круглов: Глаза Юри Ярвета

Игорь Круглов: Спокойное достоинство Антса Эсколы

Игорь Круглов: Романтик Лембит Ульфсак

историякинокультураСССРтеатртопЭстония