Liviko — от казённого склада до главной алкогольной марки Эстонии

В первой части публикации о спиртовой промышленности на территории Эстонии было рассказано о том, как из артельного уклада она выросла до уровня фабричного. Вторая же часть посвящена главной ликёро-водочной марке страны — Liviko.
Дом, где живёт Liviko

Историки Liviko начинают свою летопись с 25 сентября 1898 года. Именно в этот день на Ревельской улице Суур Тарту был заложен краеугольный камень Казённого винного склада №1, который в дальнейшем станет главным зданием предприятия, уже более 122 лет являющегося самым известным производителем и продавцом спиртных напитков на территории Эстонии.

Проект здания, которое и в настоящее время находится на Тартуском шоссе неподалёку от городского автовокзала, создал архитектор Рудольф Отто фон Кнопфер. Строительство продолжалось до июля 1900 года. Проектная мощность Казённого винного склада составляла более 300 000 ведер, что в переводе на современные единицы измерения составляет 3 690 000 литров водки в год.

Построенное в XIX веке здание фабрики Liviko и одна из версий логотипа предприятия. Источник: Facebook

 

В начале XX века продукция шла в государственные винные магазины обозначенные вывеской «Казённая винная лавка». Главный же винный склад Ревеля, располагавшийся в доме на Тартуском шоссе, через пару лет стал называться «Императорской спиртовой завод».

Со вступлением Российской империи в Первую мировую войну производство спирта и торговля алкогольными напитками на всей её территории были запрещены. Однако скорее это был отказ государства от одной из важных частей своего бюджета, чем реальный процесс остановки производства и торговли в этой отрасли.

Рецепт Kännu Kukk

По легенде, поддерживаемой нынешними владельцами Liviko, рецепт ликёра Kännu Kukk был привезён в Эстонию примерно в 1900 году из Германии или Голландии. Утверждается, что до сих пор основой одного из самых эстонских ликёров являются исключительно экологически чистые ингредиенты.

Именно ликёру Kännu Kukk вместе с ликёром Vana Tallinn будет суждено стать самыми известными алкогольными сувенирами Эстонии. Источник: Facebook

 

В процессе производства ликёра используется горячая методика разлива, что даёт на выходе рубиново-красный окрас, тминовый аромат и прозрачную консистенцию. На дне оригинальной бутылки Kännu Kukk (по-русски — «Петух на пеньке») обязательно должны быть сахарные кристаллы, которые образуются в процессе производства ликёра из сахарного сиропа, входящего в его состав. Полный же рецепт этого алкогольного напитка, получившего международное призвание, — засекречен. Утверждается, что он передаётся от мастера к мастеру.

Независимый эстонский алкоголь

В первые годы независимости Эстонии все помещения спиртовой фабрики столицы страны были отданы военным. Лишь в марте 1919 года, когда одна за другой начинали работу спиртовые фабрики в других регионах Эстонии, постепенно началось восстановление производства алкоголя и в столице.

В 1920 году в Эстонии была введена государственная спиртовая монополия, основой для которой стала довоенная российская методика. С апреля, согласно введённой карточной системе, каждый достигший 20-летнего возраста мужчина мог купить один штоф (0,25 литра) водки или полштофа  спирта. Однако уже летом того же 1920 года нормы были повышены больше чем в два раза — производство начало удовлетворять спрос.

Параллельно шёл и рост количества мест продажи алкоголя. К концу 1920 года право на это имели 49 магазинов и 229 питейных заведений.

К 1924 году спиртовая фабрика на Тартуском шоссе была оснащена самым современным в странах Балтии оборудованием и двумя производственными разливочными линиями. Теперь она уже называлась «Государственный водочный склад».

На фото — цех разлива на втором этаже «Государственного водочного склада» Эстонии (1930-е годы). Фото из книги «Liviko-120»

 

Алкоголь кормит и государство, и рабочих, и фабрикантов

С 1926 года алкоголь стал продаваться на территории Эстонии уже свободно. В среднем ежегодно на каждого жителя Эстонии приходилось около 10,9 литров напитков на основе спирта.

В 1930-е годы спиртовая фабрика стала одним из самых успешных предприятий Таллинна. Зарплата здесь платилась два раза в месяц, а увольнение предполагало двухнедельное предупреждение. Увольнение со дня было возможно только за трёхдневное отсутствие на работе подряд или за шесть прогулов в месяц. Также сразу уволить могли при получении тюремного наказания или в случае обнаружения у работника опасного заболевания.

Эстонское государство также было вполне удовлетворено, ведь в период с 1934-го до 1936 года из налогов, связанных с продажей алкоголя, было получено более 15% поступлений в бюджет.

В 1938 году «Государственный водочный склад» был переименован в «Государственный водочный завод». Теперь на нём работало уже 127 человек. Социальная база также быстро росла.

Заводская рабочая столовая была больше похожа на ресторан — официанты подавали обеды из трёх блюд. Что это, как не признание этой отрасли пищевой промышленности одной из самых успешных в далеко не самой богатой Эстонии тех лет. Фото из книги «Liviko-120»

 

В 1940 году «Государственный водочный завод» был переименован в «Таллиннский водочный завод». Два самых популярных сорта водки, которые здесь выпускались, — Riigiviin (государственная водка) и Laua Viin (столовая водка). Они разливались в бутылки объёмом 0,25 и 0,75 литра.

Нынешние владельцы Liviko утверждают, что водка и сегодня производится по рецептам времён довоенной Эстонской Республики.

Смутные 1940-е: алкоголь по-прежнему востребован

23 июля 1940 года государственное собрание теперь уже Эстонской ССР  приняло декларацию о национализации банков и промышленности, коснувшуюся и столичного водочного завода. 16 сентября 1940 года он был подчинён Наркомату лёгкой промышленности ЭССР, получив название «Таллиннская фабрика очистки спирта». К концу года здесь ежедневно производилось не менее 4200 литров спирта.

Продукция фабрики в 1930—40-е годы. Источник: книга «Liviko-120»

 

В начале 1941 года фабрика была переподчинена главному управлению спиртового производства ЭССР. В это время на ней работало четыре инженера, 35 работников и около десяти канцелярских служащих. Планировалось существенное расширение, но в июне началась Великая Отечественная война, а к осени в город вошли немецкие войска.

В первые месяцы после прихода немцев директором спиртовой фабрики был назначен Геллингсгаузен, который ранее работал здесь главбухом, но за пару лет до этого уехал в Германию. Сама же фабрика была подчинена эстонскому отделу германской дирекции спиртовой монополии, получив наименование «Завод по очистке спирта и ликёрная фабрика Rosen & Co». Вскоре, уже традиционно, вокруг фабрики было создано объединение спиртозаводов Эстонии.

К концу 1941 года директором предприятия вновь стал Альберт Сиккар, который начал работать на этом посту ещё в независимой Эстонии и остался во главе производства и в советское время.

У фабрики, число работников которой при немецкой оккупационной администрации колебалось от 47 до 118 человек, была масса проблем. И с качеством продукции, и с получением компонентов для производства спирта, и с тарой для разлива. Производимая тогда на фабрике 32-градусная водка получила в народе название «Mäe silmapisarad» («Слёзы Мяэ», Хяльмар Мяэ в те годы был руководителем эстонского самоуправления). Её вновь могли приобрести по карточкам все мужчины, достигшие 20-летнего возраста

Строения фабрики и её филиалов почти не пострадали во время немецкой оккупации. В 1944 году в здание фабричного склада, в котором хранилось около 80 000 литров спирта, попала бомба, но, к счастью и для фабрикантов, и для всего города, она не взорвалась.

При отступлении немцы заминировали таллиннскую спиртовую фабрику, но взорвать не успели. Существует не подтверждённая фактами, но поддерживаемая до нынешнего времени легенда о том, что житель города, у которого родители работали здесь, успел, десантировавшись с одного из первых советских катеров, обезвредить взрывное устройство. Так он спас не только их рабочее место, но и историческое здание, а, возможно, изменил и всю историю будущего производства.

В итоге фабрика вернулась в состав Советского Союза вместе с Эстонией практически в рабочем состоянии. На складах остались даже запасы спирта и водки, с которых началось восстановление разрушенной пищевой промышленности республики.

Её директор Альберт Сиккар всё-таки не решился второй раз вернуться в СССР и бежал вместе с фашистскими войсками через Германию в Швецию, где умер лишь в 1989 году.

Расцвет производства — советский алкоголь в Эстонии

Производство продукции было восстановлено менее чем через месяц после окончания в Эстонии военных действий в сентябре 1944 года. За 1945 год предприятие, получившее название «Таллиннский винно-водочный завод» (ТВВЗ), уже произвело 241 266 декалитров различных алкогольных напитков. Через год после проведения небольшой  реновации было выпущено уже 346 493 декалитра продукции.

В 1944 году восстановлено производство главной эстонской водки под названием VIRU VALGE. C 1962 года она запущена на автоматизированной линии и до настоящего времени уверенно конкурирует на местном рынке с западными и российскими образцами данной продукции. Однако споры о том, какой рецепт применяется, скорее всего сможет остановить только экспертиза с опытными дегустаторами. Коллаж автора

 

С 1 мая 1948 производство, которое было переименовано «Таллиннский ликёро-водочный завод» и получило существенные финансовые вливания, перешло к расширению линейки продукции. В 1951 году к нему были присоединены несколько спиртозаводов Харьюмаа и Рапламаа, а к 1955 году число работников выросло до 287 человек.

С разливочных линий предприятия теперь сходили различные советские водки, ликёр «Одесский», а также напитки, которые кто-то, может быть, даже помнит под названием «Запеканка» и «Спотыкач». Вскоре в ассортименте появились легендарные для тех времён «Зверобой» и «Зубровка», а также ликёр Chartreuse («Шартрез»).

С 1959 года в линейку выпускаемых в столице Эстонии водок вошли самые популярные в Советском Союзе «Особая» и «Столичная». Тогда же на заводе начались и различные эксперименты в виде горьких настоек. На прилавках магазинов ЭССР появились лимонная, апельсиновая и тминная вариации. Следующим этапом, освоенным предприятием, стали сладкие настойки — «Лучшая», «Рябинка» и другие модификации.

Затем началось расширение спектра выпускаемых ликёров. Если в первые годы после восстановления советской власти в основном выпускались «Бенедиктин» и кофейный ликёр, то затем появился и второй после Kännu Kukk чисто эстонский сорт. Им стал Vana Tallinn, впервые сошедший с разливочной линии в 1960 году.

Ликёр c так и не повторённым никем вкусом Vana Tallinn стал фирменной продукцией предприятия — своего рода валютой и дефицитным товаром. Создателями самой популярной алкогольной марки Эстонии считаются мастер Илзе Маар, работавшая на производстве с 1930 года, начальник цеха розлива Бернхард Юрно и главный мастер завода Яан Сиймо. В 1969 году именно Vana Tallinn получил первый советский «Знак качества» среди ликёров. До настоящего времени он является самой востребованной за пределами Эстонии продукцией предприятия.

Ликёры Vana Tallinn образцы 1968 года. График Вийве Семпер разработал дизайн бутылки, а студент третьего курса художественного института Кайса Пусток является автором этикетки. Источник: книга «Liviko-120»

 

Рождение Liviko

В ходе продовольственной реформы в СССР была проведена попытка сокращения числа управленцев через укрупнение предприятий. С 1 января 1970 года по решению Совета министров ЭССР было создано производственное объединение Liviko.

В его состав, помимо ставшего головным предприятием ликёро-водочного завода столицы Эстонии, вошли спиртовые заводы в Лехтсе, Раквере, Моэ, Каарма и Росна-Аллику. По состоянию на начало 1971 года в общей сложности количество работников объединения достигло 670 человек.

Большую часть оборудования в цеха объединения поставили предприятия из различных регионов СССР, но была и купленная в Италии линия, производившая в основном напитки на экспорт.

Продолжились эксперименты с ассортиментом продукции. В 1972 году ПО «Liviko» выпустило на рынок аперитивы «Агнес» и «Габриэль», которые долго были напоминанием о героях одного из самых известных фильмов студии Tallinnfilm — «Последняя реликвия». Разливочные цеха также в те годы выпускали шнапсы с различными вкусами, самым ходовым из них был «Имбирный».

В 1973 году специалисты предприятия разработали «Балтийский джин», ставший первым в Прибалтике авторским видом можжевеловой водки. Источник: книга «Liviko-120»

 

Были на Liviko эксперименты и с креплёными винами, но они продолжались довольно недолго, также как и выпуск редких для Прибалтики сортов водок «Русская» и «Пшеничная». Разработанный же в середине 1970-х годов вишнёвый ликёр Cherry долгие годы был одним из самых популярных у местных жителей.

Максимальным расцветом Liviko стал 1983-й год, когда на заводе работало 705 человек, а в следующем 1984 году был зафиксирован рекорд, который наверняка не будет побит уже никогда. Предприятие произвело 22,4 миллиона литров водки и ликёра.

Горбачёв, который не любил алкоголь

Всё шло хорошо, а затем случился Михаил Горбачёв. Стараниями этого человека, который позже войдёт в историю как главный могильщик СССР, 7 мая 1985 года было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». И началось…

Уже к осени 1985 года из восьми разливочных линий одного из самых прибыльных предприятий столицы Эстонии были закрыты четыре. Особо ярые активисты занялись разбиванием пустых бутылок и даже отчитывались об этом в Морском райкоме КПСС.

Одним словом, пришла очередная антиалкогольная кампания, каковых только в годы советской власти было несколько. Их итогом в лучшем случае становилась просветительская деятельность, а в худшем — дыра в бюджете и крах производства.

К развалу СССР, который узаконен в 26 декабря 1991 года в Беловежской пуще, ПО «Liviko» успело пройти через все трудности «борьбы с алкоголизмом» — от проблем с реализацией продукции и сокращений персонала до нехватки сырья и тары.

Заводская колонна Liviko на демострации 1984 года. Источник: Facebook

 

В те годы на предприятии работало около 500 человек. В 1989 году удалось даже большей частью восстановить производство основных линеек алкогольной продукции, добавив к ним разлив подсолнечного масла, которого в 1988 году было выпущено 1152 тонны.

Возвращение в капитализм

Развал Советского Союза ударил по Liviko, как и по большинству предприятий Эстонии, имевших рынок сбыта по всей территории СССР и поставщиков ресурсов и техники из других регионов огромной страны.

1 апреля 1991 года начался процесс разделения ПО «Liviko». Дрожжевые заводы стали отдельными юридическими лицами. Вслед за ними обрели «независимость» Таллиннский ликёро-водочный завод и Раквереский спиртозавод.

В дело быстро вмешались финны, которые создали совместное предприятие «Liviko-трейдинг», открывшее свои представительские магазины как на территории Эстонии, так и Финляндии. Производство росло, но сбыта была мало. Из-за таможенных пошлин РФ сократился экспорт на главный рынок сбыта. К тому же резко выросло количество дешёвого контрафактного спирта. Одним словом, пошёл общий для большинства крупных промышленных предприятий Эстонии процесс развала. Спасло торговую марку Liviko скорее всего лишь то, что спиртовая промышленность очень выгодна государству.

Линейка ликёров Vana Tallinn, производившихся на Liviko в 1990-е годы

 

В 1998 году AS Liviko первым из предприятий пищевой промышленности Эстонии получил сертификат качества ISO 9001, подтверждавший соответствие всех производственных и маркетинговых процессов высоким требованиям к качеству. Была попытка продать предприятие финнам, но, к счастью, она не удалась, поскольку финскую сторону интересовали только торговые марки.

В 2000 году владельцем Liviko стал конгломерат NG Investeeringud. Одна из самых успешных торгово-промышленных инвестиционных групп в Эстонии получила и торговые марки, и недвижимость, и персонал, и всё, что связано с производством чисто эстонского алкоголя. Желающие могут найти в магазинах алкогольные напитки под известной всем жителям Эстонии маркой, но рекламировать этот товар сейчас не принято…

Ассортимент продукции Liviko в 2020 году. C сайта предприятия — liviko.ee
историятопЭстония