Маяк Кери — один из самых необычных и узнаваемых маяков Эстонии. За свой уникальный профиль он получил прозвище «петровский графин», что, в свою очередь, породило следующую байку. Когда русский царь Пётр I приказал построить на острове маяк, кто-то из высших чинов адмиралтейства попросил уточнить, какой именно маяк. В ответ император бухнул стеклянным графином по столу и ответил: «Такой!» Но это не более чем красивая история, не имеющая ничего общего с действительностью. Более того, каменная башня начала строиться уже после смерти Петра. А теперь вся история маяка Кери по порядку.
Впервые остров Кокшер (именно так раньше назывался Кери) был нанесён на карту в 1623 году голландским картографом Виллемом Блау. Уже тогда в описании значилось, что на острове установлен навигационный знак, вероятнее всего, построенный шведами. Знак был деревянным. Первый временный маяк появился на острове в августе-сентябре 1719 года и имел вид мачты с корзиной наверху, где разжигался огонь.
2 августа (22 июля по старому стилю) 1718 года, после посадки на мель военного судна «Arondale», Пётр I написал в письме к графу генерал-адмиралу Фёдору Матвеевичу Апраксину: «Для осенних ночей надлежит огням быть на Кокшхере (Кери), Стеншхере (Вайндлоо), Гогланде, Горивалдае (Шепелёвский) и на конце косы Котлина острова (Толбухин). Но для сего только места изготовить, для того когда нашим кораблям идти, тогда и зажигать, а не всегда. А между тем, когда Бог даст мир, можно говорить с торговыми (людьми) иных государств, чаю, что будут платить».
От слов к делу перешли лишь через пять лет, в 1723 году. Изначально обсуждалась идея каменного маяка, но транспортировать камень на остров было чересчур трудно, и 12 июля 1723 года (по старому стилю) началось строительство временного деревянного маяка по проекту, очень схожему с первым маяком Котлин (Толбухин). Руководителем строительства был назначен инженер-майор Кулонг. Двадцать артиллерийских плотников под руководством капитан-поручика Ягана Каспера Пуга собирали конструкцию башни в Ревельском (Таллиннском) порту. Затем башню высотой 106 футов (около 32 метров) разобрали, перевезли на остров и там собрали заново. 22 августа строительные работы были закончены.
Почти год башня простояла без охраны и неиспользуемая. Впервые огонь на маяке зажгли 1 августа 1724 года по старому стилю и 12 августа — по новому. Эта дата считается официальным днём рождения маяка Кери, но надо подчеркнуть, что это не нынешняя башня. Ответственность за ввод маяка в эксплуатацию возложили на капитана Тениса Трана. По одной из версий, открытый костёр зажигался на железных противнях на вершине башни. По другой — маяк изначально имел лантерну и освещался свечами или масляными лампами. Зажигался маяк только по необходимости, когда рядом были русские корабли.
Планировалось заменить деревянный маяк на каменный, обсуждение этого вопроса затянулось с 1725 по 1740 годы, но после смерти Петра маякам стало уделяться значительно меньше внимания — проект был отложен.
На время русско-шведской войны (1741–1743 годы) оборудование с маяка было демонтировано и вместе с обслуживающим персоналом вывезено на материк, а сама башня разобрана. Осенью 1743 года Кокшерский маяк возобновил работу. К сожалению, зимний шторм 1800 года полностью разрушил башню маяка.
Проект нового каменного маяка был заказан петербургскому дворовому архитектору Чарльзу Кэмерону. По конструкции это должна была быть коническая башня с цилиндрической шахтой по центру. Между внутренней стеной башни и шахтой находится широкая, как во дворцах, каменная лестница, что очень необычно для маяка.
Как писалось выше, доставлять камень на остров было проблематично. За два года была построена лишь нижняя часть башни, высотой 16 метров. Мореходы были крайне недовольны такими темпами строительства, так что пришлось искать компромиссное решение — достроить строение деревом. Так в 1802–1803 на каменном основании была возведена 80-футовая (около 24 метров) восьмигранная деревянная коническая башня с лантерной по проекту того же архитектора.
По особому распоряжению «главного маячника» Леонтия Васильевича Спафарьева на маяке впервые в России должно было быть опробовано освещение катоптрическим (отражательным) фонарём, который состоял из 16 ламп, работавших на конопляном масле, и медных рефлекторов для собирания лучей света в фокус и отражения их к горизонту. Фонарь был изготовлен Александровским чугунолитейным заводом по примеру фонаря, привезённого из Англии. Фонарное помещение проектировалось с учётом размеров фонаря. Этот маяк был пущен в эксплуатацию 1 ноября 1803 года. Тогда же к каменной башне было пристроено техническое здание.
Катоптрическая система освещения испытывалась на Кери год, после чего была признана успешной и рекомендована к использованию и на других маяках России.
В 1854 году, во время Крымской войны, оборудование и персонал маяка вновь эвакуировали на материк, а деревянную надстройку разобрали. После войны маяк возобновил работу, но деревянную надстройку на нём восстановить не получилось: световое оборудование было установлено прямо на каменной части. Великий князь Константин Николаевич, с 1855 года занимавший должность управляющего флотом и морским ведомством, приказал «сделать для Кокшерского маяка чугунную башню и поставить на ней аппарат системы Френеля». 20 августа 1857 года на остров из Петербурга были доставлены диоптрическая система освещения с линзой Френеля 2-го разряда, изготовленная в Париже фирмой Henry-LePaute, и чугунная башня, сделанная на Гальванопластическом заводе Петербурга. С установкой последней маяк обрёл свой нынешний узнаваемый вид.
Светооптическая система представляла собой устройство, состоявшее из двух плоских зеркал (бизеркал), расположенных под малым (в несколько угловых минут) углом друг к другу. Высота огня над уровнем моря составила 32 метра при высоте самого маяка 30,8 метра. Башня была окрашена в коричневый цвет. 29 сентября все работы были закончены, начались опыты и обучение служителей маяка. Во всех трёх лампах были обнаружены неисправности, поэтому в октябре они были отправлены в Ревель (ныне Таллинн) в маячную мастерскую Дирекции маяков и лоции Балтийского моря. 13 мая 1858 года с открытием навигации лампы были возвращены на маяк. 15 мая (27 мая по новому стилю) 1858 года маяк начал освещение с новым аппаратом. Таким образом, маяку Кери суждено было дважды в истории послужить родоначальником двух различных систем маячного освещения в Российской империи — катоптрической и диоптрийной.
Документальных подтверждений этому нет, но исследователь маяков Индрек Лаос считает, что при создании чугунной башни на петербургском заводе использовали французские чертежи. В пользу этого говорят как сложность конструкции, рассчитать которую без опыта и компьютеров было очень сложно, так и вся система крепления панелей башни.
В 1872 году на маяке были проведены плановые реставрационные работы: железная надстройка была окрашена масляной краской снаружи и внутри, а её швы законопачены и обновлена штукатурка каменной части.
B 1876 году фонарь был переведён с конопляного масла на керосин. На этом инновации маяка Кери не заканчиваются. В 1903 году на острове был обнаружен метан, с 1907 года маяк работал от природного газа, а с 1908 на газ перевели не только освещение маяка, но и отопление маячных зданий. Предполагалась добыча и перевод на местный природный газ маяков на близлежащих островах. На тот момент это было первым подобным опытом в мире. К сожалению, в 1912 году из-за незначительного землетрясения газовый поток иссяк — пришлось возвращаться к керосину. В 1930-х годах вся газовая инфраструктура острова была вывезена, переплавлена и использовалась при строительстве подлодок «Калев» и «Лембиту».
В начале XX века начались проблемы с каменной частью маяка, и в 1922 году образовавшиеся в кладке трещина замазали цементом. Тогда же пристроенное к башне строение было отреновировано, на нём появился второй этаж для наутофона. Вероятно, в то же время туманный колокол, находившийся под небольшим навесом наверху каменной части маяка, перенесли на стену железной части башни.
Следующие ремонтные работы были проведены в 1937 году бригадой известного строителя эстонских маяков Армаса Луйге по его же проекту. Четыре кольца из бетона метровой высоты и толщиной 15 см с равными промежутками были сделаны на башне и должны были остановить её разрушение. Также наверху каменной части появился балкон с перилами.
В 1940 году остров Кокшер наконец-то был переименован в Кери.
Во время Второй мировой войны пострадали лантерна маяка и часть маячного городка и был полностью утрачен французский светооптический аппарат. Были разрушены здание туманной сирены и двухэтажное здание-пристройка к маяку. 25 августа 1941 года на маяке произошёл пожар. Это привело к самому капитальному ремонту маяка в его истории, который был проведён в 1949 году. Среди прочего, питание фонаря было переведено на электрогенераторы американской фирмы Kohler. Затем, с 1984 года, фонарь начал работать от изотопных батарей ИЭУ-1. В 1991-1992 годах они были демонтированы_ с 1995 года маяк продолжил работу от ветрогенератора и солнечных батарей. В 2007 году маяк Кери получил светодиодное освещение LED-350 мощностью 4 Ватта производства фирмы Sabik.
Во второй половине 1950-х или начале 1960-х годов на железной части башни был установлен и направлен на север наутофон немецкой фирмы Gaselan.
Что раньше, что сейчас причалить к острову Кери непросто. В советское время это очень затрудняло обеспечение маячников. В конце 1970-х, в условиях ограниченной видимости и сильного волнения, при попытке снабжения маяка Кери погибли несколько человек, в том числе капитан гидрографического судна. Зимой члены команда маяка иногда ходили за продуктами по льду, что было строжайше запрещено, так как это была пограничная зона.
К 1980 году состояние башни вновь стало критическим, и в 1986 году начались очередные работы по её укреплению. В качестве первого этапа были демонтированы три верхних укрепляющих кольца. В этот момент Эстония отделилась от СССР и работы остановились на полпути. 4 мая 1990 Эстонская Республика провела технический аудит башни. Были зафиксированы трещины в северной части башни, но никаких работ начать не успели. Зимой 1991 года произошло обрушение северной стены башни. Некоторые книги утверждают, что это произошло в 1996 году. В 1996 году башню укрепили четырьмя стальными кольцами.
С годами процесс разрушения усиливался. На конструкцию были надеты стальные кольца, чтобы замедлить процесс разрушения. В январе 2017 года состояние маяка было признано аварийным, с августа 2018 внутрь него не пускают. Даже веб-камеры, установленные в 2007 году и транслирующие картинку на сайт keri.ee, были перенесены с маяка на мачту возле самого крупного здания на острове.
В 2020 году начались реставрационные работы, самые масштабные реставрационные работы на маяке в новейшей истории Эстонии. В ходе них со всей поверхности башни был удалён 30-сантиметровый слой старой кладки и положено около 35 см новой. Таким образом, общая толщина стен башни варьируется от 120 (у основания) до 100 см. На данные работы ушло около 680 тонн камня из карьера Маарду и 220 тонн раствора. Также на северной стороне каменной части башни появилось окно, которого там ранее не было.
Планируется, что вскоре маяк Кери вновь будет открыт для посетителей.
Маяк Кери можно увидеть в сетевом шутере Battlefield 1 в одной из карт дополнения «In the Name of the Tsar».
*Статья написана по материалам приложения «Маяки Прибалтики».
Читайте по теме:
Маяки Эстонии, Латвии и Литвы поможет освоить приложение