Нарва конца XVII века: от пожара 1659 года и новой застройки до кольца бастионов

Рассказом о том, как в Нарве после разрушительного пожара 1659 года появился новый значительно более современный город, а также о том, как по проекту Эрика Дальберга здесь появилась сеть бастионов, читайте в очередной публикации автора портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановского из цикла "Города Эстонии".

Огромное влияние на развитие Нарвы второй половины XVII столетия оказал крупнейший в истории города пожар, случившийся 5 июня 1659 года. Именно после него шведские власти инициировали новую застройку, ставшую символом имперской архитектуры, которая просуществовала до середины XX века.

В истории не сохранилось точного места начала возгорания. Вероятнее всего, оно находилось в одном из деревянных зданий центральной части Нарвы. Известно, что день был ветреным, и огонь распространялся очень быстро. Практически полностью был уничтожен весь город, располагавшийся вне стен замка. Прямых свидетельств о поведении жителей нет, но в некоторых источниках упоминается, что они в панике устремились в замок, а также за стены немногочисленных каменных строений (дома элиты, склады и церкви).

Из всей прежней жилой застройки чудом уцелели лишь три жилых дома. В городских архивах упоминается дом Шварца (позднее принадлежавший бургомистру Крейману и купцу Болтону), стоявший на южной оконечности улицы Östergasse (ныне Koidu). Два других каменных дома также выстояли, но их точные адреса и владельцы со временем были забыты. Всё остальное поглотил беспощадный пожар.

Именно после пожара 1659 года была построена сохранившаяся и сегодня Ратуif Нарвы. Иcточник: narva.ee

Бедствие пережили также шведская и немецкая церкви, хотя и серьёзно пострадали. В огне сгорела кровля крупнейшего в городе лютеранского Домского собора (Domkirche) и католической церкви Святого Иоанна (Johanniskirche). Однако их каменные стены устояли, и впоследствии эти культовые здания были восстановлены.

Русская деревянная церковь сгорела. Однако уцелели некоторые купеческие каменные амбары, выходившие к берегу Наровы. При этом все находившиеся рядом с ними деревянные склады товаров из разных стран, шедших транзитом через Нарву, погибли.

После пожара во второй половине XVII века с привлечением средств шведской короны был возведён преимущественно новый каменный центр города в стиле барокко. Его отличали архитектурная цельность и продуманное планирование, а также многочисленные выделяющиеся на общем фоне общественные и жилые здания. Жёсткий контроль за строительством осуществлялся созданной ещё в 1640-х годах строительной коллегией, которая строго следила как за порядком застройки, так и за эстетическим видом строений.

Именно с того времени сформировалась городская планировка с двумя главными улицами — Вышгородской (ныне Suur) и Рыцарской (ныне Rüütli). Старая деревянная городская ратуша, построенная ещё в Средние века, так сильно пострадала в огне, что вскоре была снесена. С 1668 по 1671 год строилось новое здание, где затем работал городской магистрат. Архитектором этого сохранившегося до наших дней строения в стиле голландского классицизма с башней, флюгером и декоративным порталом, расположенного в начале улицы Rüütli, стал Георг Тейфель.

За счёт освободившейся площади вокруг замка Германа быстрее пошла реализация проекта его укрепления. Именно на месте сгоревших зданий, располагавшихся у замка, в течение последующих десятилетий была возведена большая часть бастионов и проведено расширение оборонительных поясов, получившее название «Новый город».

В 1681 году в Нарву приехал человек, которому предстояло во многом определить её облик на десятилетия вперёд. Это был шведский военный архитектор Эрик Дальберг (1625–1703) — известный инженер, инспектировавший укрепления Ингерманландии. По итогам его визита в Нарву были представлены два варианта будущей застройки города. Первый был достаточно скромным и предполагал сохранить старые границы и приспособить имеющиеся стены. Второй же являлся значительно более амбициозным: расширение укреплений на север и запад, создание вокруг города девяти бастионов и сети равелинов.

Портрет шведского фортификатора Эрика Дальберга на фоне одного из нарвских бастионов, созданных по его проекту. Коллаж автора castle.lv/visitesonia.com
Вид на городские бастионы, расположенные вдоль реки Наровы, и на мост, связывающий Россию и Эстонию. Фото: visitestonia.com

Король Швеции поддержал второй вариант, и в 1685 году он был рассмотрен специальной комиссией. Сопоставив планы Дальберга с проектами Роденбурга и Шталя фон Гольштейна, выбор сделали в его пользу. Итоговый проект предполагал обнести Нарву шестью бастионами и двумя полубастионами, а существовавший бастион Врангеля планировалось значительно увеличить. Также проект включал строительство трёх ворот — северных, восточных и юго-западных.

Любопытно, что строительные работы в Нарве начались ещё до официального утверждения — уже в 1682–1683 годах. Сначала на них трудилось несколько сотен человек, но после того как в 1686 году Карл XI окончательно утвердил проект, на стройку было доставлено до 1370 человек, в основном из числа финских пехотинцев.

За организацию работ отвечали военные инженеры: сначала капитан Свен Вассандер, затем Никлас Эозандер, а позже к делу подключились братья Кристоффер и Магнус Йоханн де ла Валле. С 1684 года началось систематическое строительство новых укреплений. Работы охватили практически всю крепостную стену и даже замок; неизменной осталась лишь та его часть, которая выходила к реке. Западная и северная части крепости кардинально преобразились — они были укреплены бастионами и земляными валами, ставшими настоящим оплотом шведской обороны в регионе.

Схема бастионов из буклета, изданного Нарвским музеем. Жирной линией отмечены сохранившиеся на сегодняшний день укрепления, жирными точками — бастионы конца XVII века, а тонким пунктиров — укрепления старого города (до пожара).

Строительство бастионов продолжалось более двух десятилетий. Его не прекращали даже во время Великой Северной войны (1700–1721). После взятия Нарвы в 1704 году работы завершили уже российские военные. К этому времени город был окружён следующими укреплениями:

  • бастион Victoria — самый мощный бастион Нарвы. Его фронтальная стена имела высоту до 16 м; внутри — казематы и пороховые склады;

  • бастион Honor — отвечал за оборону определённого сектора, имел большую стратегическую значимость;

  • бастион Gloria — также часть укреплённого пояса, сохранился в значительной мере;

  • бастион Fama — единственный бастион, совершенно не сохранившийся;

  • бастион Triumph — ещё один бастион, выполненный по шведскому проекту;

  • бастион Fortuna — построен в конце XVII века по плану Дальберга, сохранился частично;

  • Spes — полубастион, также возведённый по проекту Дальберга;

  • бастион Wrangel был переименован в Pax («Мир») и перестроен.

Как фортификатор, Дальберг придерживался французского и новоголландского стилей, но внёс в них ряд оригинальных черт. Для нарвских укреплений характерны короткие куртины, защищённые довольно широкими равелинами. Для увеличения огневой мощи укороченный фланк бастиона делился на четыре огневые зоны: два каземата располагались друг над другом и два земляных вала над эскарпом.

Каждый бастион имел форму звезды с двумя лицевыми гранями (faces) и двумя боковыми флангами (flanks), что позволяло вести перекрёстный обстрел куртин между бастионами. Толщина фронтальных стен достигала нескольких метров, а казематы внутри бастиона были двухъярусными, с бойницами для артиллерии и стрелкового оружия. Общая длина внутренних проходов составляла около 1,5 км, а с наружной стороны бастионов было построено четыре километра стен. Бастионы окружали рвы, усиленные земляными валами и водной преградой в виде реки Наровы.

Бастион Victoria, строительство которого началось в 1693 году, возводился по особому проекту. Вместо двойных валов на нём была сделана насыпь правильного профиля, а в фасе со стороны реки казематы отсутствовали.

Последний раз оборонительный потенциал системы бастионов оценивался во время Крымской войны (1853–1856), когда существовал риск нападения британского флота со стороны Балтики. В 1863 году бастионы были переданы от военного ведомства России городу, и на части из них появился городской парк.

Вход в открытую для туристов часть бастиона Виктория. Фото: visitestonia.ee
Казематы нарвского бастиона Виктория, открытые для посещения туристами. Источниr: Visitestonia.com

До наших дней сохранились все нарвские бастионы, кроме Fama. Усилия местных властей сегодня направлены на их сохранение как важного культурно-исторического наследия. Бастион Victoria уже восстановлен и адаптирован как исторический туристический объект. Имеются также планы реставрации бастионов Honor и Gloria.

В следующей публикации читайте о том, как в первые годы XVIII столетия укрепления Нарвы стали ареной боевых действий между Швецией и Россией во время Великой Северной войны (1700–1721).

города ЭстонииисторияНарватоп