Не могут короли…

В день своей коронации Павел I установил новый порядок престолонаследия, который должен был положить конец эпохе дворцовых переворотов.

Долгое время в России не существовало официально утверждённого принципа наследования престола, из-за чего страну серьёзно потряхивало: смута в начале XVII века; династическая схватка Милославских и Нарышкиных 1682 года, вылившаяся в Стрелецкие бунты.

Потеряв сыновей, Пётр I (1672‒1725) попытался изменить ситуацию, издав Указ о престолонаследии. Согласно этому указу император мог передать власть любому лицу, без каких бы то ни было ограничений. Но сам Пётр своего преемника назначить не успел, что и дало старт многочисленным дворцовым переворотам. Жертвой одного из них стал отец Павла I (1754‒1801) император Пётр III (1728‒1762), умерший, судя по массе косвенных доказательств, не без помощи ближайших соратников свергнувшей его супруги Екатерины.

Цесаревича Павла Петровича беспокоила печальная участь отца и весьма туманные собственные перспективы: натянутые отношения с матерью, не ставшей передавать сыну престол после его совершеннолетия, вполне могли привести к утрате им короны и после её смерти.

Действительно, Екатерина II (1729‒1796) не скрывала, что подумывает о том, чтобы объявить своим преемником не сына, а старшего внука — великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I). Среди историков бытует версия, будто бы соответствующий манифест хранился в обвязанном чёрной лентой конверте с надписью: «Открыть после моей смерти в Совете». Однако огласить свою волю императрица не успела, а во время её агонии на конверт обратил внимание обер-гофмейстер Александр Андреевич Безбородко, передавший его Павлу. Из рук цесаревича этот конверт полетел прямо в горящий камин…

Генеалогическое древо рода Романовых с фотографиями. Изображение из открытых источников

 

Правда это или придворные слухи — теперь сказать невозможно, но Безбородко, в отличие от многих других деятелей екатерининской эпохи, не просто не попал в опалу при новом государе, а, напротив, возвысился. Павел сделал его светлейшим князем, наградил Большим крестом Святого Иоанна Иерусалимского с бриллиантами, пожаловал ему свой портрет, орловскую вотчину и несколько тысяч десятин земли.

Но даже если история с манифестом Екатерины II и была придворной выдумкой, вопрос о престолонаследии в Российской империи не становился от этого менее злободневным. Стремясь предотвратить новые дворцовые перевороты, Павел постарался разработать чёткий механизм перехода власти, который не зависел бы от личной воли монарха и не оставлял бы простора для двояких трактовок — «Акт о престолонаследии», оглашённый и получивший силу закона 5 [16] апреля 1797 г., в день коронации Павла в Успенском соборе Московского Кремля.

Акт о престолонаследии (1797). Подлинник. Вверху листа помета чернилами: «Акт, высочайше утвержденный в день августейшей коронации Его Императорского Величества и положенный на хранение на престоле Успенского собора». Типографская печать. 33,0 х 21,5. Российский государственный исторический архив. Ф. 1329. Оп. 1. Д. 191. Л. 16-17. Источник: Wikimedia Commons

 

Акт о престолонаследии

Причины установления нового порядка разъяснялись так: «…дабы государство не было без наследников, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать, дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род».

Таким образом петровский Указ о престолонаследии 1722 г. утрачивал силу, а новый законодательный акт едва ли не впервые в истории России ограничивал самодержавие, ставя закон выше воли правящего государя.

Помимо невозможности выбирать преемника, теперь на монарха налагался ряд и других ограничений. Так, до 1797 г. не существовало официально закреплённой нормы, что царь и его супруга должны быть крещены в православной вере, — это было лишь неписаной традицией. Акт Павла устанавливал обязательность исповедания православия для монаршей четы, обусловленную тем, что с петровских времён император в России одновременно являлся и главой церкви:

«…Когда наследство дойдёт до такого поколения женскаго, которое царствует уже на другом каком престоле, тогда предоставлено наследующему лицу избрать веру и престол, и отрещись вместе с наследником от другой веры и престола, если таковой престол связан с законом, для того, что государи российские суть главою церкви; а если отрицания от веры не будет, то наследовать тому лицу, которое ближе по порядку».

Вводилось положение о невозможности вступления на российский престол того, кто уже занимал какой-либо другой трон. Если бы случилось, что первоочередное право наследования получил иноземный монарх, то он обязан был отречься и от иного престола, и от иной веры, или право наследования передавалось бы далее.

Акт впервые в Российской империи вводил понятие регентства — петровский указ не предусматривал возможности опекунства над государем. Соответственно, в павловском указе оговаривался возраст совершеннолетия наследника — 16 лет. Для прочих представителей царствующей династии назывался более зрелый возраст совершеннолетия — 20 лет.

В отличие от петровского указа, который не предусматривал различий в правах для наследников мужского и женского полов, Акт вводил так называемую «австрийскую» примогенитуру [принцип наследования имущества и титулов от отца к старшему сыну, рожденному в законном браке, исключая при этом младших сыновей, дочерей и иных родственников, — прим. автора], при которой преимущество в наследовании имели потомки мужского пола («брат же меньший наследует прежде старших своих сестёр»). Однако о полном исключении женщин из очереди речь не шла — власть могла быть передана женщине, но только в случае пресечения всех мужских линий.

Не допускалась возможность наследования супругой или супругом царствовавшей особы, что, собственно, ранее и произошло после свержения Петра III, когда императрицей стала его жена, Екатерина — подобное развитие событий Павел хотел раз и навсегда исключить. Как следствие — после принятия акта на российском троне больше не было ни одной женщины-правительницы.

Объявлялось, что после смерти самого Павла престол наследует его старший сын, великий князь Александр, затем — мужское потомство последнего. В случае пресечения ветви Александр преемство должно было перейти ко второму сыну императора — Константину — и его мужскому потомству и так далее, вплоть до младшего сына.

Акт дополнялся и уточнялся положениями «Учреждения об Императорской фамилии». «Учреждение…» определяло состав императорской фамилии, иерархическое старшинство её членов, их права и обязанности, устанавливало гербы, титулы, источники и размеры содержания.

Текст акта был разработан Павлом ещё в бытность его цесаревичем в 1788 г. перед отъездом на войну со Швецией и подписан им совместно с женой, великой княгиней Марией Фёдоровной. При коронации император собственноручно вложил написанные бумаги в заранее приготовленный серебряный ларец.

Автографы великого князя Павла Петровича и его супруги Марии, 1788 год. Фото: Wikipedia / Shakko (Sofia Bagdasarova)

 

Ларец для хранения акта по заказу Павла был изготовлен датским мастером Иваром Венфельдом Бухом. Он сохранился — его верхнюю крышку украшает накладной герб Российской империи с монограммой Павла на щитке. Ларец закрывается на ключ и хранится в обитом голубым бархатом деревянном футляре на атласной подкладке.

На протяжении XIX века ларец пополнили другие документы государственного значения:

  • Манифест императора Александра I от 20 марта 1820 г. о запрете неравнородных браков (равнородность брака становилась необходимым условием для наследования престола. Дети, родившиеся в неравнородном браке, право на трон теряли);
  • Письмо великого князя Константина Павловича императору Александру I об отказе от прав на престол;
  • Манифест Александра I о передаче прав на наследование престола великому князю Николаю Павловичу;
  • Форма присяги для наследника престола от 22 апреля 1834 г.;
  • Форма присяги для членов императорской фамилии от 1 декабря 1851 г.;
  • Манифест императора Александра II о регентстве и опеке от 21 мая 1855 г. (когда он вступил на престол, его старшему сыну, цесаревичу Николаю, было лишь 12 лет).

Акт о престолонаследии с изменениями и дополнениями был включён в Свод законов Российской империи и действовал вплоть до падения династии Романовых в 1917 г.

Ларец для хранения Акта о престолонаследии. Санкт-Петербург. Мастер Ивар Венфельд Бух. Серебро, недрагоценный металл, муар; литьё, чеканка, ткачество. 22,5х35х5. Государственный архив РФ. Источник: Wikimedia Commons

 

Интересно проследить, как исполнялся павловский указ — при нём и после кончины императора.

Жизнь по правилам

В первый раз Павел Петрович женился в сентябре 1773 г. на великой княжне Наталье Алексеевне, урождённой принцессе Августе Вильгельмине Луизе Гессен-Дармштадтской. Через 2,5 года брака, в 1776 г., принцесса скончалась после пятидневных мучений во время родов вместе с ребёнком.

После её смерти Екатерина увезла морально и физически разбитого сына в Царское Село и сразу начала подыскивать ему новую невесту. В том же году Павлу сосватали Софию-Доротею Августу Луизу Вюртембергскую, после принятия православия ставшую Марией Фёдоровной. В этом браке родилось 10 детей, в том числе четыре сына: Александр, Константин, Николай и Михаил.

Конный портрет императора Павла I c сыновьями и палатином Венгерским Иосифом. Ботман Егор (Георг) Иванович, Лампи Иоганн Баптист Младший (автор оригинала). Источник: hermitagemuseum.org

 

Павел I (1754–1801) не пользовался поддержкой у влиятельных слоёв подданных и был убит в собственной спальне в марте 1801 г. На трон взошёл его старший сын Александр I (1777–1825).

Изображение детей Павла I — великих князей и княгинь Александра, Константина, Александры, Елены, Марии, Екатерины. Рисунок Джеймса Уокера 1790 г. Изображение: Wikimedia Commons

 

Портрет Александра І работы Дж. Доу. Изображение: Wikimedia Commons

 

После внезапной кончины не оставившего наследников Александра в соответствии с законом на престол должен был взойти его брат Константин Павлович (1779‒1831), который, однако, царствовать не хотел и заблаговременно об этом позаботился.

14 января 1822 г. он направил брату-императору «Грамоту», в которой, ссылаясь на отсутствие дарований, сил и духа «чтоб быть когда бы то ни было возведену на то достоинство, к которому по рождению моему могу иметь право», просил передать это право тому, кому оно принадлежит после него. Это отречение от потенциальных прав было утверждено Александром в «Ответной грамоте» от 2 февраля 1822 г. и в «Манифесте, утверждающем отречение от наследия престола его императорского высочества цесаревича и великого князя Константина Павловича и утверждающем наследником его императорское высочество великого князя Николая Павловича» от 16 августа 1823 г.

Однако обнародованы эти акты при жизни Александра I не были, поэтому манифест силу закона не приобрёл. После кончины августейшего брата 19 ноября 1825 г. цесаревич Константин Павлович (находившийся тогда в Варшаве) был объявлен императором, и войска начали приносить ему присягу. Лишь после того, как Константин подтвердил свой отказ в «Грамоте» от 26 ноября 1825 г., великий князь Николай Павлович счёл для себя возможным занять трон.

Портрет великого князя Константина Павловича. Томас Райт, по эскизу Джорджа Доу. 1834 год. Источник: Wikimedia Commons

 

Широко бытует мнение, что к правлению Николая I (1796–1855) не готовили: как-никак третий сын. Между Николаем и его старшими братьями была огромная разница в возрасте (Александр был старше его на 19 лет, Константин — на 17), к государственным делам его не привлекали, а его образование было ограничено главным образом военными науками.

Однако Г. И. Вилламов [статс-секретарь по IV отделению собственной Е. И. В. канцелярии; член Государственного Совета; действительный тайный советник, — прим. автора] в своём дневнике 1807 г. свидетельствовал, что вдовствующая императрица смотрела на Николая Павловича именно как на будущего государя. В записке о его воспитании прямо указывалось на необходимость включить в программу учебных занятий науки политические, так как, «вероятнее всего, Великий князь в конце концов будет нашим государем».

У Николая Павловича и его супруги Александры Фёдоровны (урождённой Фридерики Шарлотты Вильгельмины, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III) родилось семеро детей, в том числе будущий император Александр II, великие князья Константин, Николай и Михаил.

Николай с дочерью Марией Николаевной во время прогулки по Дворцовой набережной. Рис. XIX в. Источник: Wikimedia Commons

 

Александр II (1818‒1881) — один из самых деятельных и противоречивых монархов в истории.

В браке Александра Николаевича и Марии Александровны (урождённой принцессы Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии Гессен-Дармштадтской) родилось восемь детей. Старшим был цесаревич Николай (1843‒1865). Из восьми детей в этом браке шестеро — сыновья.

По воспоминаниям великой княжны Ольги Николаевны, Николай I после рождения первого внука повелел своим младшим сыновьям — Константину, Николаю и Михаилу — преклонить колени перед колыбелью и принести клятву верности будущему наследнику российского престола.

Цесаревич Николай Александрович. Художник Лютовченко, 1865. Источник: Wikimedia Commons

 

Однако во время путешествия в 1864 г. по Италии цесаревич неожиданно для всех заболел. Диагноз поставили не сразу — поначалу болезнь проявлялась в слабости и сильных болях в спине. Впоследствии у него диагностировали смертельный туберкулёзный менингит.

Неожиданная кончина молодого наследника потрясла империю и семью. Великая княжна Ольга Николаевна в воспоминаниях «Сон юности» писала, что после смерти цесаревича его мать, императрица Мария Александровна, только внешне оставалась собранной, неукоснительно выполняющей свой долг и заинтересованной в окружающих событиях, но родные знали, что со смертью старшего сына «из неё вынули душу».

После смерти Николая Александровича наследником престола был провозглашён второй сын императорской четы Александр.

Император Александр II и императрица Мария Александровна. Фотограф С. Л. Левицкий. Источник: Wikimedia Commons

 

Александр III (1845‒1894) вступил на престол 2 [14] марта 1881 г. — после убийства народовольцами Александра II.

Александр Александрович женился на датской принцессе Марии Софии Фредерике Дагмаре — бывшей невесте своего скончавшегося брата Николая, наречённой после принятия православия Марией Фёдоровной.

Александр III и императрица Мария Фёдоровна в окружении членов императорской фамилии и приближённых лиц на охоте в Спале (имп. усадьба «Спала» в 110 км от Варшавы). Автор: Я. К. Мечковский. Источник: Wikimedia Commons

 

В этом браке родилось шесть детей, в том числе наследник престола великий князь Николай Александрович — будущий император Николай II, названный отцом так в честь своего старшего брата, которого тот любил «больше всего на свете».

Александр II с детьми, 1861 г. Источник: Wikimedia Commons

 

Николай II (1868‒1918) — последний российский император. В период его правления в стране нарастали социально политические противоречия, вылившиеся в конечном итоге в революцию 1905‒1907 гг., а затем в Февральскую революцию 1917 года, после которой государь отрёкся от престола и вместе со всеми членами семьи был отправлен в ссылку.

Мнения о фигуре Николая неоднозначны. Некоторые его называют слабохарактерным и никудышным правителем, но при этом все отмечают его необыкновенную привязанность к семье, детям и супруге Александре Фёдоровне. Вся семья была расстреляна  в июле 1918-го.

Москва. Николай II и императорская семья, медицинский персонал Солдатенковской больницы во время визита к раненым воинам. 1915 год. Автор: К. А. Фишер, источник: catalog.shm.ru

 

А были ещё и «постреволюционные» Романовы, но это, как говорится, уже другая история…

Первые части публикации читайте тут и тут.