Долгое время в России не существовало официально утверждённого принципа наследования престола, из-за чего страну серьёзно потряхивало: смута в начале XVII века; династическая схватка Милославских и Нарышкиных 1682 года, вылившаяся в Стрелецкие бунты.
Потеряв сыновей, Пётр I (1672‒1725) попытался изменить ситуацию, издав Указ о престолонаследии. Согласно этому указу император мог передать власть любому лицу, без каких бы то ни было ограничений. Но сам Пётр своего преемника назначить не успел, что и дало старт многочисленным дворцовым переворотам. Жертвой одного из них стал отец Павла I (1754‒1801) император Пётр III (1728‒1762), умерший, судя по массе косвенных доказательств, не без помощи ближайших соратников свергнувшей его супруги Екатерины.
Цесаревича Павла Петровича беспокоила печальная участь отца и весьма туманные собственные перспективы: натянутые отношения с матерью, не ставшей передавать сыну престол после его совершеннолетия, вполне могли привести к утрате им короны и после её смерти.
Действительно, Екатерина II (1729‒1796) не скрывала, что подумывает о том, чтобы объявить своим преемником не сына, а старшего внука — великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I). Среди историков бытует версия, будто бы соответствующий манифест хранился в обвязанном чёрной лентой конверте с надписью: «Открыть после моей смерти в Совете». Однако огласить свою волю императрица не успела, а во время её агонии на конверт обратил внимание обер-гофмейстер Александр Андреевич Безбородко, передавший его Павлу. Из рук цесаревича этот конверт полетел прямо в горящий камин…
Правда это или придворные слухи — теперь сказать невозможно, но Безбородко, в отличие от многих других деятелей екатерининской эпохи, не просто не попал в опалу при новом государе, а, напротив, возвысился. Павел сделал его светлейшим князем, наградил Большим крестом Святого Иоанна Иерусалимского с бриллиантами, пожаловал ему свой портрет, орловскую вотчину и несколько тысяч десятин земли.
Но даже если история с манифестом Екатерины II и была придворной выдумкой, вопрос о престолонаследии в Российской империи не становился от этого менее злободневным. Стремясь предотвратить новые дворцовые перевороты, Павел постарался разработать чёткий механизм перехода власти, который не зависел бы от личной воли монарха и не оставлял бы простора для двояких трактовок — «Акт о престолонаследии», оглашённый и получивший силу закона 5 [16] апреля 1797 г., в день коронации Павла в Успенском соборе Московского Кремля.
Акт о престолонаследии
Причины установления нового порядка разъяснялись так: «…дабы государство не было без наследников, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать, дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род».
Таким образом петровский Указ о престолонаследии 1722 г. утрачивал силу, а новый законодательный акт едва ли не впервые в истории России ограничивал самодержавие, ставя закон выше воли правящего государя.
Помимо невозможности выбирать преемника, теперь на монарха налагался ряд и других ограничений. Так, до 1797 г. не существовало официально закреплённой нормы, что царь и его супруга должны быть крещены в православной вере, — это было лишь неписаной традицией. Акт Павла устанавливал обязательность исповедания православия для монаршей четы, обусловленную тем, что с петровских времён император в России одновременно являлся и главой церкви:
«…Когда наследство дойдёт до такого поколения женскаго, которое царствует уже на другом каком престоле, тогда предоставлено наследующему лицу избрать веру и престол, и отрещись вместе с наследником от другой веры и престола, если таковой престол связан с законом, для того, что государи российские суть главою церкви; а если отрицания от веры не будет, то наследовать тому лицу, которое ближе по порядку».
Вводилось положение о невозможности вступления на российский престол того, кто уже занимал какой-либо другой трон. Если бы случилось, что первоочередное право наследования получил иноземный монарх, то он обязан был отречься и от иного престола, и от иной веры, или право наследования передавалось бы далее.
Акт впервые в Российской империи вводил понятие регентства — петровский указ не предусматривал возможности опекунства над государем. Соответственно, в павловском указе оговаривался возраст совершеннолетия наследника — 16 лет. Для прочих представителей царствующей династии назывался более зрелый возраст совершеннолетия — 20 лет.
В отличие от петровского указа, который не предусматривал различий в правах для наследников мужского и женского полов, Акт вводил так называемую «австрийскую» примогенитуру [принцип наследования имущества и титулов от отца к старшему сыну, рожденному в законном браке, исключая при этом младших сыновей, дочерей и иных родственников, — прим. автора], при которой преимущество в наследовании имели потомки мужского пола («брат же меньший наследует прежде старших своих сестёр»). Однако о полном исключении женщин из очереди речь не шла — власть могла быть передана женщине, но только в случае пресечения всех мужских линий.
Не допускалась возможность наследования супругой или супругом царствовавшей особы, что, собственно, ранее и произошло после свержения Петра III, когда императрицей стала его жена, Екатерина — подобное развитие событий Павел хотел раз и навсегда исключить. Как следствие — после принятия акта на российском троне больше не было ни одной женщины-правительницы.
Объявлялось, что после смерти самого Павла престол наследует его старший сын, великий князь Александр, затем — мужское потомство последнего. В случае пресечения ветви Александр преемство должно было перейти ко второму сыну императора — Константину — и его мужскому потомству и так далее, вплоть до младшего сына.
Акт дополнялся и уточнялся положениями «Учреждения об Императорской фамилии». «Учреждение…» определяло состав императорской фамилии, иерархическое старшинство её членов, их права и обязанности, устанавливало гербы, титулы, источники и размеры содержания.
Текст акта был разработан Павлом ещё в бытность его цесаревичем в 1788 г. перед отъездом на войну со Швецией и подписан им совместно с женой, великой княгиней Марией Фёдоровной. При коронации император собственноручно вложил написанные бумаги в заранее приготовленный серебряный ларец.
Ларец для хранения акта по заказу Павла был изготовлен датским мастером Иваром Венфельдом Бухом. Он сохранился — его верхнюю крышку украшает накладной герб Российской империи с монограммой Павла на щитке. Ларец закрывается на ключ и хранится в обитом голубым бархатом деревянном футляре на атласной подкладке.
На протяжении XIX века ларец пополнили другие документы государственного значения:
- Манифест императора Александра I от 20 марта 1820 г. о запрете неравнородных браков (равнородность брака становилась необходимым условием для наследования престола. Дети, родившиеся в неравнородном браке, право на трон теряли);
 - Письмо великого князя Константина Павловича императору Александру I об отказе от прав на престол;
 - Манифест Александра I о передаче прав на наследование престола великому князю Николаю Павловичу;
 - Форма присяги для наследника престола от 22 апреля 1834 г.;
 - Форма присяги для членов императорской фамилии от 1 декабря 1851 г.;
 - Манифест императора Александра II о регентстве и опеке от 21 мая 1855 г. (когда он вступил на престол, его старшему сыну, цесаревичу Николаю, было лишь 12 лет).
 
Акт о престолонаследии с изменениями и дополнениями был включён в Свод законов Российской империи и действовал вплоть до падения династии Романовых в 1917 г.
Интересно проследить, как исполнялся павловский указ — при нём и после кончины императора.
Жизнь по правилам
В первый раз Павел Петрович женился в сентябре 1773 г. на великой княжне Наталье Алексеевне, урождённой принцессе Августе Вильгельмине Луизе Гессен-Дармштадтской. Через 2,5 года брака, в 1776 г., принцесса скончалась после пятидневных мучений во время родов вместе с ребёнком.
После её смерти Екатерина увезла морально и физически разбитого сына в Царское Село и сразу начала подыскивать ему новую невесту. В том же году Павлу сосватали Софию-Доротею Августу Луизу Вюртембергскую, после принятия православия ставшую Марией Фёдоровной. В этом браке родилось 10 детей, в том числе четыре сына: Александр, Константин, Николай и Михаил.
Павел I (1754–1801) не пользовался поддержкой у влиятельных слоёв подданных и был убит в собственной спальне в марте 1801 г. На трон взошёл его старший сын Александр I (1777–1825).
После внезапной кончины не оставившего наследников Александра в соответствии с законом на престол должен был взойти его брат Константин Павлович (1779‒1831), который, однако, царствовать не хотел и заблаговременно об этом позаботился.
14 января 1822 г. он направил брату-императору «Грамоту», в которой, ссылаясь на отсутствие дарований, сил и духа «чтоб быть когда бы то ни было возведену на то достоинство, к которому по рождению моему могу иметь право», просил передать это право тому, кому оно принадлежит после него. Это отречение от потенциальных прав было утверждено Александром в «Ответной грамоте» от 2 февраля 1822 г. и в «Манифесте, утверждающем отречение от наследия престола его императорского высочества цесаревича и великого князя Константина Павловича и утверждающем наследником его императорское высочество великого князя Николая Павловича» от 16 августа 1823 г.
Однако обнародованы эти акты при жизни Александра I не были, поэтому манифест силу закона не приобрёл. После кончины августейшего брата 19 ноября 1825 г. цесаревич Константин Павлович (находившийся тогда в Варшаве) был объявлен императором, и войска начали приносить ему присягу. Лишь после того, как Константин подтвердил свой отказ в «Грамоте» от 26 ноября 1825 г., великий князь Николай Павлович счёл для себя возможным занять трон.
Широко бытует мнение, что к правлению Николая I (1796–
Однако Г. И. Вилламов [статс-
У Николая Павловича и его супруги Александры Фёдоровны (урождённой Фридерики Шарлотты Вильгельмины, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III) родилось семеро детей, в том числе будущий император Александр II, великие князья Константин, Николай и Михаил.
Александр II (1818‒1881) — один из самых деятельных и противоречивых монархов в истории.
В браке Александра Николаевича и Марии Александровны (урождённой принцессы Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии Гессен-Дармштадтской) родилось восемь детей. Старшим был цесаревич Николай (1843‒
По воспоминаниям великой княжны Ольги Николаевны, Николай I после рождения первого внука повелел своим младшим сыновьям — Константину, Николаю и Михаилу — преклонить колени перед колыбелью и принести клятву верности будущему наследнику российского престола.
Однако во время путешествия в 1864 г. по Италии цесаревич неожиданно для всех заболел. Диагноз поставили не сразу — поначалу болезнь проявлялась в слабости и сильных болях в спине. Впоследствии у него диагностировали смертельный туберкулёзный менингит.
Неожиданная кончина молодого наследника потрясла империю и семью. Великая княжна Ольга Николаевна в воспоминаниях «Сон юности» писала, что после смерти цесаревича его мать, императрица Мария Александровна, только внешне оставалась собранной, неукоснительно выполняющей свой долг и заинтересованной в окружающих событиях, но родные знали, что со смертью старшего сына «из неё вынули душу».
После смерти Николая Александровича наследником престола был провозглашён второй сын императорской четы Александр.
Александр III (1845‒1894) всту
Александр Александрович женился на датской принцессе Марии Софии Фредерике Дагмаре — бывшей невесте своего скончавшегося брата Николая, наречённой после принятия православия Марией Фёдоровной.
В этом браке родилось шесть детей, в том числе наследник престола великий князь Николай Александрович — будущий император Николай II, названный отцом так в честь своего старшего брата, которого тот любил «больше всего на свете».
Николай II (1868‒1918) — последний российский император. В период его правления в стране нарастали социально политические противоречия, вылившиеся в конечном итоге в революцию 1905‒1907 гг., а затем в Февральскую революцию 1917 года, после которой государь отрёкся от престола и вместе со всеми членами семьи был отправлен в ссылку.
Мнения о фигуре Николая неоднозначны. Некоторые его называют слабохарактерным и никудышным правителем, но при этом все отмечают его необыкновенную привязанность к семье, детям и супруге Александре Фёдоровне. Вся семья была расстреляна в июле 1918-го.
А были ещё и «постреволюционные» Романовы, но это, как говорится, уже другая история…