«Не требуя наград за подвиг благородный» (окончание)

Ордена в Российской империи появились при Петре Великом. Первым из них стал орден Святого Андрея Первозванного, который был учреждён в 1698 году. Второй и третий ордена — это знаки отличия Святой Великомученицы Екатерины и Святого Александра Невского. Следующими были приняты ордена Святого Георгия, князя Владимира, Святой Анны и другие.

При Екатерине I

Орден Святого Александра Невского

Формально третий российский орден появился при Екатерине I. Однако мысль учредить орден Святого Александра Невского, причём как исключительно военную награду, возникла опять же у Петра Великого. При нём были изготовлены первые 40 орденских знаков.

Император не успел реализовать своё намерение, и первое вручение состоялось через несколько месяцев после его смерти, уже в правление Екатерины. Императрица нарушила замысел покойного супруга и наградила новым орденом не только военных, но и гражданских чиновников, а также придворных («в воздаяние трудов, для отечества подъемлемых»). Первые награждения состоялись в день свадьбы дочери Екатерины и Петра, царевны Анны и герцога Шлезвиг-Гольштейн-Готторпского Карла-Фридриха.

Орден Святого Александра Невского стал наградой на ступень ниже, чем орден Святого Андрея Первозванного, для отличия не самых высших чинов государства.

Звезда к Oрдену Святого Александра Невского; вышита серебряной нитью на подложке из белой кожи; диаметр 82 мм, аверс, выдача около XVIII века. Фото: shakko / Wikimedia Commons

 

Ирония состоит в том, что замысел Петра Великого — учредить орден Александра Невского как высокую исключительно боевую награду — был реализован лишь в… Советском Союзе. Этим орденом награждались командиры Красной армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечившие успешные действия своих частей. Всего в годы Великой Отечественной войны и после неё состоялось 42 165 награждения этим орденом.

Кто послужил моделью для конной фигуры Александра Невского, изображённого на «петровском» ордене, так, видимо, и останется тайной, а вот при советской реинкарнации ордена в 1942 году он «получил» профиль актёра Николая Черкасова, исполнившего роль великого полководца в одноимённом фильме Сергея Эйзенштейна.

Орден Святого Александра Невского — единственная из полководческих наград, которой награждали и в Российской империи, и в Советском Союзе, и в современной России.

Орден Александра Невского CCCP, тип основной, 1942 г. Источник: Wikimedia Commons

 

При Екатерине Великой

Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия

Екатерина II учредила эту награду в 1769 году. Из-за своего статута этот орден стал наиболее уважаемым — он возлагался вне зависимости от офицерского чина за военные подвиги:

«Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны, не дают право быть пожалованным сим орденом: но даётся оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили ещё себя особливым каким мужественным поступком, или подали мудрые, и для Нашей воинской службы полезные советы…».

В статуте ордена от 1769 года даже было особое указание — «Сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается». 

Один из знаков ордена — чёрно-оранжевая лента, цвета которой символизировали дым и пламень, через которые доводилось проходить военным во время сражений. Девиз этой награды отражал его военную и гражданскую направленность: «За службу и храбрость».

Орденом награждено более 10 тысяч человек. Первой, высшей степенью ордена, — всего 23, из них только четверо стали кавалерами всех четырёх степеней. Офицеры гордились орденом Святого Георгия 4-й степени как никаким другим, так как добывался он собственной кровью и являлся признанием личного мужества награждённого.

Звезда и крест ордена Св. Георгия 1-й степени. Изображение: Чобиток Василий / Wikimedia Commons

 

Один из получателей ордена Святого Георгия первой степени — адмирал Василий Чичагов. Он — единственный адмирал, получивший этот орден. Был награждён в 1790 году за победу в Выборгском сражении, ставшем решающим в Русско-шведской войне.

С именем Чичагова связан известный исторический анекдот. Во время аудиенции у Екатерины II адмирал, рассказывая о выигранном сражении, так увлёкся, что, позабыв об этике и правилах приличия, перешёл на отборную брань. Опомнившись, Чичагов смутился и принялся просить прощения, но Екатерина тактично сделала вид, что ничего не заметила: «Ничего, Василий Яковлевич, продолжайте, я ваших морских терминов не разумею».

Сама Екатерина тоже носила орден Святого Георгия первой степени. Но она не была его кавалером, а по общеевропейской традиции возложила на себя орденский знак как его гроссмейстер, то есть создатель. Поэтому на портретах Екатерину II можно часто увидеть с чёрно-оранжевой лентой.

Екатерина II. Источник: chistovik.info / hisdoc.ru (Wikimedia Commons)

 

В 1807 году был учреждён «Знак отличия военного ордена», предназначенный для нижних чинов, причисленных к ордену святого Георгия. Одного человека могли наградить этим знаком отличия неограниченное количество раз. Кроме того, так как Георгий — христианский святой, для иноверцев был разработан свой вариант, где вместо Святого Георгия был изображён двуглавый орел. В связи с этим в мемуарах и художественной литературе сохранились высказывания офицеров с Кавказа, которые с недоумением спрашивали: «А почему мне дали крест с птицей, а не с джигитом?»

Орден Святого равноапостольного князя Владимира

Императрица учредила его в 1782 году — в день 20-летнего юбилея своего царствования. Орден Святого Владимира в 4-х степенях стал более демократичной наградой, позволившей охватить широкие круги государственных служащих и офицеров — он вручался военным чинам от подполковника и чиновникам среднего ранга. Его девиз — «Польза, честь и слава».

Как явствует из названия, орден учредили в честь князя Владимира — крестителя Руси. В день учреждения ордена его кавалерами стали Григорий Потёмкин, Григорий Орлов, Пётр Румянцев, Никита Панин, Захар Чернышёв, Иван Бецкой и другие.

В 1783 году высшей степени ордена Святого Владимира удостоили полководца Суворова «за присоединение разных кубанских народов к Российской империи».

В 1789 году императрица отдельным указом ввела дополнительное отличие для знака 4-й степени, получаемого за военные подвиги, — бант из орденской ленты. Первым кавалером ордена Св. Владимира 4-й степени с бантом стал капитан-лейтенант Д. Н. Сенявин, вторым — М. Б. Барклай-де-Толли. Ордена Владимира 4-й степени с бантом ценились особенно — как боевые офицерские награды.

Звезда и знак ордена Святого Владимира 1-й степени на орденской ленте. Изображение: Чобиток Василий. Главный исторический музей / Wikimedia Commons

 

При Павле I

В день своей коронации 5 апреля 1797 года Павел объединил существующие в России орденские корпорации в единый Российский кавалерский орден, или Кавалерское общество. Однако в него не вошли кавалеры орденов, учреждённых императрицей Екатериной II, — Святого Георгия и Святого Владимира.

Павла Петровича называли «Последним рыцарем Европы» — он вернул истинное и изначальное понятие «ордена». Что такое «орден»? Это монашеское братство во имя какого-то святого. Соответственно, в соответствии с рыцарскими правилами при Павле каждый орден (награда) высочайшим приказом был приписан к определённому храму. Награда государственная становилась наградой духовной, появилась сакральная составляющая награждения.

Например, орден Святой Анны приписан к церкви Анны и Симеона, а орден Святой Екатерины — к Екатерининскому собору на Васильевском острове Петербурга, орден Андрея Первозванного — к Андреевскому собору. Единственное исключение — орден Святого Александра Невского: его приписали к Свято-Троицкому собору Александро-Невской лавры, потому что там находились мощи святого князя.

Орден Святой Анны

«Анну» на шею, грудь или эфес холодного оружия император Павел I «повесил» в 1797 году.

Сам орден был учреждён в 1735 году в немецком княжестве Гольштейн в память о покойной Анне Петровне — старшей дочери Петра Великого, герцогине Гольштейн-Готторпской в замужестве [Святая Анна — в христианстве мать Богородицы, жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака, — прим. автора].

После смерти герцога Карла-Фридриха княжеский трон перешёл к его сыну от Анны Петровны, Карлу Петеру Ульриху — будущему императору российскому Петру III. Он-то и привёз голштинский орден в Россию. В свою очередь, орден перешёл по наследству к его сыну Павлу. Императрица Екатерина II, относилась к ордену как к любимой игрушке сына, дозволяя жаловать им российских сановников от своего имени, но по её выбору. Чтобы скрыть от матери самостоятельно совершённые награждения, Павел велел изготовить маленькие копии ордена, которые можно было навинтить на эфес шпаги с внутренней стороны и легко прикрыть от нежелательных глаз.

Орден Святой Анны в 1770 году стал первой наградой будущего генералиссимуса А. В. Суворова — «по соизволению её величества, от его императорского высочества государя Цесаревича». А его отец, генерал-поручик В. И. Суворов, заслужил этот орден ещё при Елизавете Петровне. Будущий фельдмаршал Кутузов также удостоился ордена Святой Анны в 1789 году, когда тот ещё не имел статуса государственной российской награды.

В день коронации Павла I орден Святой Анны был причислен к государственным орденам Российской империи и разделён на три степени. Орден 3-й степени носился на наружной стороне шпажной чашки (в память о временах, когда орден, вручённый цесаревичем Павлом, приходилось скрывать от посторонних) и предназначался для награждения исключительно младших офицеров за боевые заслуги.

До 1831 года орден Святой Анны был младшим в иерархии российских орденов, и им отличали самые широкие круги чиновников и военных.

Орден Святой Анны, аверс. Изображение: Eurostimul / Wikimedia Commons

 

Его статут претерпевал многочисленные метаморфозы, и если вначале награждённые этим орденом любой степени автоматически получали потомственное дворянство, то в 1845 году вольница закончилась. Отныне потомственное дворянство жаловали только лицам, награждённым орденом Святой Анны 1-й степени. Ордена остальных степеней приносили награждённым личное дворянство, а представители купеческого сословия и инородцы-мусульмане и личного дворянства не получали, их возводили в статус «почётных граждан».

Отношение к ордену едко, тонко и реалистично подмечено в рассказе Антона Павловича Чехова «Анна на шее» (1895): «…На Пасхе Модест Алексеич получил Анну второй степени. Его сиятельство сказал на это: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». Модест Алексеич ответил: «Теперь остаётся ожидать появления на свет маленького Владимира. Осмелюсь просить ваше сиятельство в восприемники». Он намекал на Владимира IV степени и уже воображал, как он будет всюду рассказывать об этом своём каламбуре».

Орден Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест) 

Названный в честь Иоанна Крестителя, орден просуществовал недолго — он был исключён из числа российских наград при Александре I.

Согласившись принять сан великого магистра Мальтийского ордена, в 1798 году Павел издал высочайший Манифест об установлении в пользу российского дворянства ордена (общества) Святого Иоанна Иерусалимского и правила для принятия дворянства Российской империи в сей орден.

При Павле орден (уже как знак отличия) Святого Иоанна Иерусалимского стал, по существу, высшим знаком отличия, жалуемым за гражданские и военные заслуги, превосходя по своему значению даже орден Святого Андрея Первозванного, так как этим выражалось личное благорасположение государя.

Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена. Художник В. Л. Боровиковский. 1800 год. Источник: ar.culture.ru

 

Преемник Павла на российском престоле Александр I убрал из государственного герба мальтийский крест и сложил с себя полномочия великого магистра. С 1801 года награждения орденом были прекращены, а в 1817 он был отменён.

При Александре I

При этом императоре новые ордена не вводились. Самым важным нововведением Александра в наградной системе стало введение в 1807 году знака отличия военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия для нижних чинов и рядовых.

При Николае I

Орден Святого Станислава

Этот монарх завершил создание российской наградной системы: после подавления Польского восстания 1831 года он причислил польские ордена к российским.

Ранее восставшие объявили Николая лишённым польского престола, поэтому император наградил всех военнослужащих, участвовавших в подавлении восстания, некогда польским орденом Воинской доблести, или Virtuti Militari. Потом этим орденом никого больше не награждали, а вот ордена Белого Орла и Святого Станислава органично вписались в российскую наградную систему.

С ордена Святого Станислава [Краковский епископ с 1072 года; убит польским королём Болеславом II Смелым; причислен католической церковью к святым мученикам, — прим. автора] убрали изображение святого, заменив его вензелями SS. Тогда же одноглавых польских орлов сменили на орденском кресте двуглавые российские.

Согласно статуту ордена (девиз «Награждая, поощряет»), он разделялся на три степени, им мог быть награждён «любой подданный Российской империи и Царства Польского» как за военные и гражданские отличия, так и за частные заслуги. Орден 3-й степени стал самым младшим в порядке старшинства российских орденов и вручался чаще других.

Почтовая марка, посвящённая ордену Св. Станислава. Источник: Wikimedia Commons

 

При учреждении орден любой степени предоставлял права потомственного дворянства, однако в среде дворянства возникло недовольство от слишком большого числа новых дворян из числа купцов и мелких служащих. В 1845 году высочайшим повелением было приостановлено награждение 2-й и 3-й степенями. Награждения возобновились лишь 10 лет спустя, но с этого времени право потомственного дворянства предоставляла только 1-я степень ордена.

Орден Белого Орла

Став «сопричисленным» к орденам Российской империи, некогда польский «Белый Орёл» «взлетел» выше Станислава: в иерархии российских орденов новый-старый орден разместился сразу за орденом Святого Александра Невского. Поменяли лишь девиз: вместо «За веру, короля и закон» стало «За веру, царя и закон».

Награждали орденом лиц не ниже армейского генерал-майора (либо статского советника — на гражданской службе). Среди первых пожалованных кавалерами «сопричисленного к орденам империи Российской» были отличившиеся в Польской кампании генерал-фельдмаршал светлейший князь Варшавский, граф И. Ф. Паскевич-Эриванский, генералы от кавалерии И. О. Витт и П. П. Пален. Среди знаменитых кавалеров ордена — художник Айвазовский, поэт Жуковский, химик Менделеев, адмирал Нахимов.

Почтовая марка, посвящённая ордену Белого Орла. Источник: Wikimedia Commons

 

Такая вот ещё одна страничка истории. И её становлению — как и многим другим — обязаны императору Петру Великому.

Первую часть публикации можно прочесть по этой ссылке.

Екатерина IЕкатерина IIисторияПавел IРоссийская империятоп