Летом 1908 года на Кренгольме по примеру прежних лет происходили соревнования в крикет между англичанами, мастерами нарвских мануфактур, и приезжими петербургскими мастерами. Ту часть Кренгольма, где проживали английские мастера, называли «Английской колонией».
Футбол начал «подвигать» крикет
Однако группа молодых людей (конторские служащие Кренгольмской мануфактуры и гимназисты) задумали провести игру в футбол, который в то время набирал популярность. Ведь игра в крикет требовала больших затрат: нужно было покупать деревянные шарики, обшитые кожей, лапты (биты — Ред.), наголенники, перчатки и прочий инвентарь. Инвентарь стоил дорого, к тому же его приходилось заказывать и долго ждать доставки.
Для игры же в футбол нужен был только мяч, который и подарил игрокам на Кренгольме один из мастеров Кренгольмской мануфактуры — англичанин Кевин Джонс. Первое время игроки, которые по вечерам собирались на футбольном поле, играли в своей старой обуви, но потом приобрели и специальную обувь для игры в футбол.
Кевин Джонс фактически был первым тренером нарвской команды, который объяснил правила и тонкости игры, а также разъяснил существующие стратегии. Так что, можно сказать, нарвский футбол имеет английские корни.
Позднее игроки заказали в Петербурге несколько экземпляров издания «Правил футбольной игры», чтобы не отставать от футбольной жизни того времени.
Матчи стали происходить регулярно, а первыми их инициаторами матчей: В. Блумберг, А. Клыков, Н. Осипов, К. Розенбаум, Н. Смирнов. Игра стала принимать всё более оживлённый характер, возрастало и мастерство игроков.
Футбол приобретает междугородний статус
Все, кто приходил на футбольное поле, делились на две команды, а в качестве судьи обычно выступал сам мистер Джонс. Но так как футбол без состязательного характера теряет все свои интерес и прелесть, то нарвским игрокам захотелось померяться силами с чужими игроками. Для этих целей в Гунгербург (ныне Нарва-Йыэсуу — Ред.) был отправлен гонец, который должен был узнать, нет ли среди гунгербургских дачников желающих провести товарищеский матч. На счастье, желающие нашлись, и дачникам удалось набрать команду.
Игра состоялась 3 августа 1908 года в Гунгербурге в лесу за Курзалом в сторону Шмецке, на довольно неровной, местами даже кочковатой поляне. Гунгербургские дачники играли в белых рубашках, а у кренгольмцев отличительным элементом была повязка — зелёная, через плечо. Так нарвитяне приняли своё первое игровое «крещение». Игра проходила под проливным дождём и окончилась вничью — 1:1. Такой итог очень обрадовал нарвитян и дал им ещё большую энергию для дальнейших тренировок. Судьёй матча был И. Гольдарбайтер, в то время работавший помощником директора Кренгольмской мануфактуры.
В следующем году, с наступлением весны, начались приготовления к новому футбольному сезону. Футболисты разделились на две команды по месту жительства: у тех, кто жил в «Английской колонии», команда стала называться «Конкордия», а у тех, кто жил в районе «Новая деревня», команда так и стала называться — «Новая деревня».
Чтобы иметь возможность тренироваться самостоятельно, игроки «Новой деревни» попросили директора мануфактуры мистера Готтема выделить им пустырь за казармой №18, что и было сделано. С того момента команды тренировались отдельно, а по выходным устраивали между собой футбольные матчи, который стали очень популярными.
На футбольные состязания приезжали жители окрестных Ямбурга (ныне российский Кингисепп — Ред.), Гунгербурга, которые с увлечением смотрели зрелищные баталии и одаривали игроков громкими аплодисментами.
(В статье использованы воспоминания К. Розенбаума)
Читайте следующие материалы:
Как легендарный вратарь Лев Яшин гостил в столице Эстонии
Минутка истории: Как немцы эстонцев с гандболом познакомили
Красноречивая статистика: «Флора» и проклятие Лиги чемпионов