Застопорившееся после смерти Петра I строительство порта в Рогервике после прихода к власти его внука Петра III едва не закрыли насовсем. Практически сразу после того, как он стал императором в конце 1761 года, было принято решение о переводе работавших здесь каторжников на сибирские заводы, а войска были отправлены в другие гарнизоны. И тут снова в историю города вмешалась история.
Теперь — Балтийский порт
После того, как в июле 1762 года Петр III был убит в результате заговора, к власти пришла Екатерина II, обратившая внимание на порт в Рогервике. Уже 5 августа вывоз каторжников был прекращён, а военный гарнизон — восстановлен. Вскоре директором строительства был назначен сподвижник Петра генерал-фельдмаршал Бурхард Кристоф фон Миних, который прибыл в Рогервик и оценил проделанные ранее работы довольно критически.
«Весьма погрешили те, кто были назначены Его Величеством Петром служить здесь, а после кончины императора они и вовсе мешали в исполнении его воли. Рейд в городе так чист и обширен, что может считаться лучшим в Европе», — писал Миних императрице Екатерине II.
19 августа 1762 года местечко Рогервик получило волею императрицы новое название — Балтийский порт, хотя Миних предлагал городу другое имя — Екатеринштадт. Назначенному главным на строительство генерал-поручику Резанову была поручено продолжать строительство молов, восстановить крепость Петра Великого на острове Малом Роге (ныне — Вяйке-Пакри) и возвести новые казармы.
Через год Миних представил новый проект Балтийского порта. Между островами и эстляндским берегом планировалось построить барьеры. В Верхнем городе (на материке) должен был появиться каменный дворец и церковь, которую «с соизволения Её Величества» планировалось назвать именем Кира и Иоанна. В городе должны были появиться казармы для размещения около 5000 военных, два госпиталя (морской и сухопутный) и два пороховых погреба.
В Нижнем городе (на острове Малый Рог) планировалось разместить около 10 000 военных. Здесь должны были появиться офицерские казармы и квартиры для 6000 пехотинцев, 1000 артиллеристов и 4000 моряков. Также значительно увеличивался укрепрайон — появлялись редуты и батареи.
Однако Адмиралтейская коллегия, потратив на рассмотрение проекта Миниха три дня, пришла к мнению, что без введения в Российской империи специального налога его реализовать нельзя. Тогда Екатерина II поставила вопрос о том, нужен ли Балтийский порт государству и какие средства на него могут быть выделены.
Комиссия вынесла вердикт, что порту Кронштадта, даже несмотря на то, что он до шести месяцев в году находится подо льдом, всё-таки следует отдать преимущество. Главным обоснованием этого была названа близость к столице Санкт-Петербургу, что позволяло быстрее доставлять кораблестроительные материалы и припасы для флота.
Перевод же базы Балтийского флота империи в Балтийский порт был признан затруднительным из-за «безлюдности и нелюдимости края». Здесь было решено лишь улучшить крепость на материке, построенную ещё Петром Великим, и сохранить небольшой гарнизон.
Стоит привести пять причин, которыми Миних апеллировал к Екатерине II, доказывая преимущества Балтийского порта над Кронштадтом и Ревелем (ныне Таллинном).
- Рейд здесь более чистый и безопасный для всех судов, входящих в гавань, поскольку нет подводных камней и песчаных мелей.
- Аванпорт в гавани — 3-4 версты, а у входа — 6 вёрст, что значительно больше, чем в Кронштадте.
- Глубина бухты доходит до 10 метров, что также повышает безопасность плавания.
- Балтийский порт не заносится песком и илом, поскольку ни одна река не впадает в бухту.
- Бухта замерзает или покрывается наносным льдом лишь на значительно более короткое время, чем в Кронштадте и в Ревеле.
- В Балтийском порту можно оборудовать три причала и бассейна — для флота, для российских купеческих и для иностранных судов. Они могут быть расположены так, что с неприятелю с рейда очень трудно обстреливать порт. Особенно, при условии возведения батарей на острове Большой Рог (Суур-Пакри).
Визит Екатерины, смерть Миниха и остановка строительства
1 июля 1764 года Екатерина II лично лично посетила Балтийский порт. Глава Российской империи в гавани Ревеля взошла на корабль папы Римского святого Климента и отправилась на инспекцию. Однако отсутствие ветра вынудило Екатерину перейти на шлюпке на собственный корабль, который и доставил её в Балтийской порт.
Визит императрицы был встречен салютом крепостных батарей. Императрица оценила ход строительных работ и посетила графа Миниха. На следующий день местный гарнизон представил главе государства «флотскую эксердицию» — показательную морскую баталию. Командующий флотом адмирал Полянский получил за это особое царское благоволение.
В пять часов пополудни императрица Екатерина II, провожаемая всеми жителями Балтийского порта, после салюта из 101 залпа отправилась сухим путём в Ригу.
К сожалению, смерть Миниха в 1767 году вновь остановила процесс строительства порта. Адмиралтейство снова приняло решение отозвать каторжников, часть из которых была отправлена в Сибирь, а часть — в Польшу и Грецию, где шли военные действия Русско-турецкой войны.
К этому времени, по данным Морского министерства, возвышавшийся над водой на три сажени мол со стороны материка имел протяжённость 80 саженей, а со стороны острова Вяйке-Пакри — 61 сажень. Его ширина была около 10 саженей, но местами доходила и до 18 саженей.
Общая сумма потраченных на строительство за полвека (с 1718 до 1768 годов) средств до указа о прекращении работ была оценена в 495 372 рублей и 61 копейку.
Город ожил лишь с приходом железной дороги
После этого более чем на век история Балтийского порта почти остановилась. Несколько раз Адмиралтейству предлагались новые проекты по его расширению, но все они были отвергнуты. К концу XVIII века продолжавшая работать купеческая гавань постепенно пришла в упадок. Лишь после восстановительных работ под руководством инженера-полковника Де-Витте она смогла принимать до 45 судов одновременно.
После того, как в Ревеле была построена база для Балтийского флота России, Балтийский порт был совсем забыт. Вмешалась и стихия — в октябре 1818 года жестокий шторм повредил здесь портовые сооружения. Лишь в 1825 году были выделены 6000 рублей из запрошенных почти 80 000 на восстановление гавани.
Вновь о Балтийском порте вспомнили после Крымской войны. В 1859 году был представлен очередной проект его развития общей стоимостью до 24 миллионов рублей. Связан он был с тем, что Ревель планировалось постепенно выводить из числа военных крепостей. Однако вновь, как и впоследствии в 1880-х годах, далее проектов дело не дошло.
Значительно быстрее развитие города пошло после 1870 года, когда Балтийский порт стал конечной точкой на проложенном из Санкт-Петербурга через Ревель отрезке железной дороги. Возможность перегрузки на поезда значительно увеличила грузопоток через Балтийский порт. К концу XIX века он ненадолго даже стал третьим портом России на Балтике, уступая по грузообороту только Санкт-Петербургу и Ревелю.
В 1876 году, помимо порта, в городе появилось военно-морское училище, считавшееся лучшим на территории Эстляндской губернии. До 1897 годы его выпускниками стали 463 курсанта, которые проходили службу в различных флотах Российской империи.
Один из самых секретных пунктов Эстонии
После получения Эстонской Республикой независимости город активно не развивался, поскольку российский флот вывел из него все свои подразделения. В 1933 году Балтийский порт сменил название на эстонский лад — Палдиски (до это он именовался в эстонских документах как Baltiski). В сентябре же 1939 года городской совет попытался начать использование названия Лаэ, но оно так и не прижилось.
Очередной этап развития Палдиски начался в 1939 году, когда Советский Союз в соответствии с заключённым с правительством Эстонии соглашением на арендных правах разместил здесь военную базу.
В августе 1941 года город был захвачен войсками нацистской Германии, которая основала в его пригороде концентрационный лагерь и расположила школу разведки абвера. Освобождение Палдиски состоялось в 24 сентября 1944 года.
Дальнейшая история города вновь тесно связана с военным флотом — теперь уже советским. Здесь располагался учебный центр атомного подводного флота, в котором жили и работали не менее 16 000 человек. Территория города считалась закрытой — попасть сюда можно было лишь с особым разрешением. Согласно архивным данным, в Палдиски также базировались 157-я отдельная бригада подводных лодок и подразделение ПВО. В гавани же располагалась стоянка торпедных катеров и малых военных кораблей.
Нынешний Палдиски: порт и туризм
После восстановления независимости Эстонии Палдиски открыли для посещения всеми желающими. Последние части советских войск покинули его 30 августа 1994 года. Были также обезврежены ядерные объекты, которые были переданы властям Эстонии в 1995 году. Оба работавших в городе реактора заключили в бетонные саркофаги под которыми они находятся до сих пор. Атомное же топливо было вывезено.
Постепенно Палдиски вновь начал осваиваться как порт на Балтике. Его удобное положение, глубоководная гавань и малый период замерзания привлекли сюда бизнес. На сегодняшний день город связан регулярным морским сообщением со шведским Капельшером, кроме того, порт занимается обслуживанием торговых судов различных видов. В ближайшее время (вероятнее всего, до конца 2022 года) здесь планируется открыть первый в Эстонии терминал по приёму судов со сжиженным газом.
Город, большая часть которого вновь занята военными, после вывода войск потерял огромную часть своего населения. Однако постепенно построенные в 1960-х — 80-х годах районы пятиэтажных домов начали заселяться новыми жителями. К началу XXI века непростые годы были преодолены, но до настоящего времени молодёжь, выросшая здесь, старается найти работу и постепенно перебраться в столицу Эстонии, которая расположена в 50 километрах и имеет хорошее транспортное сообщение с Палдиски.
Город старается привлекать туристов как красотой окружающей природы, так и историческими объектами. Некоторые из них пока остаются в том виде, в каком достались независимой Эстонии, другие же постепенно восстанавливаются. Интерес у туристов представляет также крупнейший в Эстонии парк ветровых генераторов электричества, расположенный рядом с Палдиcки.
На окраине города над берегом моря возвышается обрыв Пакри, на вершине которого рядом с современным стоит старинный маяк. Во время прогулки по городу можно увидеть и останки Петровской крепости. Сегодня на её месте лишь поросшие травой очертания, но тем не менее крепость включена в официальные туристические справочники Эстонии и считается важной достопримечательностью Палдиски.
Несмотря на очень небольшие размеры города, а проживает здесь сейчас менее 4000 человек, на его улицах есть что посмотреть. Большая часть достопримечательностей здесь связана с военно-морской историей, однако нашлось место и памятнику скульптору Амандусу Адамсону, который долгое время жил и работал в Палдиски. Также есть и монумент в честь башкирского героя Салавата Юлаева, который провёл в Палдиски последние годы своей жизни.
В городе в настоящее время работают две церкви — лютеранская и православная. Последняя была построена здесь совсем недавно. С исторической точки зрения ценность представляет недействующая церковь Святого Георгия, построенная в XVIII столетии.
К сожалению, место, в котором мог появиться самый большой порт России на Балтике, сегодня очень похоже на провинциальный городок. Может быть, однако, когда-нибудь планы Петра I вновь заинтересуют кого-то, и проект большого порта Палдиски будет реализован…
*Первую часть публикации можно прочесть тут.
Читайте по теме:
Вейсенштейн — белокаменный замок Ливонии, ставший городом Пайде
Железнодорожный Тапа — от усадьбы Тапсъ до статуса города в 1926 году
Уникальная фотогалерея — как в Таллинне порт имени Петра Великого строили