Русский Оберпален
5 сентября 1703 года русские войска под руководством Шереметева заняли Везенберг (Раквере) и двинулись на юг в сторону Феллина (Вильянди). На их пути был Оберпален, который вместе с окружающими землями де-факто именно тогда вошёл в состав Российской империи. Документально же это было зафиксировано в Ништадтском мире, подписанном 10 сентября 1721 года.
Ещё в 1720 году утративший своё значение замок Оберпален и церковный приход при нём получил в своё владение Генрих фон Фик, бывший в те годы советником Петра I. Уроженец Гамбурга, он некоторое время служил Швеции, но всё-таки предпочёл получить российское подданство. Он тайно (в оборках одежды жены) привёз российскому императору копии важных шведских государственных документов, чем помог в противостоянии со шведами. Стать новым собственником Оберпалена фон Фику посоветовала его крёстная дочь Мария Аврора фон Кёнигсмарк — внучка фельдмаршала Германа фон Врангеля, который владел замком при шведах.
До смерти Петра I фон Фик оставался его советником. Однако, предположительно, из-за вражды с Меньшиковым его карьера была не очень яркой. 24 ноября 1726 года Екатерина I даровала Генриху фон Фику чин статского советника, а с 14 декабря того же года фон Фик был назначен вице-президентом Коммерц-коллегии и занимал это место до 1732 года, исполняя обязанности её руководителя.
В дальнейшем экс-гамбуржцу довелось попасть в немилость властей. В 1730 году он помогал Дмитрию Голицыну в составлении планов ограничения самодержавия, за что и был арестован. Для суда 30 декабря 1731 года была образована особая комиссия при Департаменте эстляндских и лифляндских дел коллегии юстиции. Она признала владельца Оберпалена виновным «в защите ограничительных условий, в порицании воображаемых беспорядков предшествовавших царствований и в приписывании их фаворитам». 12 января 1732 года он был приговорён к вечной ссылке и лишению всех пожалованных русской короной земель.
23 февраля 1732 года фон Фика доставили в Якутск, откуда его отправили в Жиганск, а далее перевели в одно из зимовий, где он и отбывал ссылку. Но спустя девять лет, уже после восхождения на престол императрицы Елизаветы, фон Фик был возвращён из ссылки. В 1743 году он получил назад и все конфискованные имения. Последние годы своей жизни Генрих фон Фик прожил в Оберпалене, активно занимаясь местным хозяйством.
Вольдемар фон Лау — родоначальник городской промышленности
После смерти фон Фика в 1750 году его владения были разделены между пятью его дочерьми. Собственником замка Оберпален стал Вольдемар фон Лау, супруг Авроры фон Фик. Фон Лау в своё время окончил университет в Йене, сражался в Русско-турецкой войне, в 1737 году под Очаковом потерял левую руку и вышел в отставку в звании майора.
Прибыв в Оберпален, Вольдемар фон Лау не менее активно, чем его тесть, взялся за развитие теперь уже своих земель.
За счёт государственного кредита и наследства супруги он не просто восстановил в прежнем стиле ренессанса замок, но и значительно увеличил его. Теперь это был трёхэтажный дворец с интерьером в стиле рококо, считавшийся в то время одним из самых красивых не только в Лифляндии, но и в других губерниях у Балтийского моря. Автором интерьеров дворца был архитектор И. М. Графф. Вокруг дворца были разбиты парки, сооружены мостики, соединявшие берега протекавшей рядом реки с островками.
Также была перестроена церковь — к ней теперь относилась одна из башен замка, где до настоящего времени находятся помещения церковного хора.
Во второй половине XVIII века Оберпален пережил резкий экономический взлёт, который связан с Вольдемаром Иоганном фон Лау. Именно он в период с 1760 по 1780 годы основал рядом со старой мызой несколько промышленных предприятий. Стараниями фон Лау в округе появились: стекольный завод в Лаасхооне, медное производство в Камари, завод по производству зеркал и даже собственная фарфоровая мануфактура. Также в Оберпалене был создан крепостной оркестр и активно работала дворцовая капелла с итальянскими актёрами. Но не по средствам роскошная жизнь привела семейство Лау к банкротству, даже несмотря на многочисленные производства, которые работали в хозяйстве.
Незаконный сын Екатерины II — очередной хозяин замка
Дальнейшая история города связана со ссылкой в Эстляндию за распутный образ жизни и долги графа Алексея Бобринского — незаконного сына Екатерины II. Поскольку дальнейшее его пребывание за границей при таких «аппетитах» было чревато полным разорением, то для всеобщего спокойствия его было решено вернуть в Россию, дабы поселить не в Петербурге, а в небольшом и тихом городке, подальше от столичных соблазнов. У историков есть версия, что именно для Бобринского был отремонтирован Кадриоргский дворец в Ревеле (ныне Таллинне). Находясь в ссылке, граф сблизился с семьёй коменданта крепости полковника барона Вольдемара Конрада Унгерн-Штернберга. Более всего интересовала графа дочь барона Анна Владимировна.
Есть две версии покупки замка Оберпален в 1791 году. По первой, он был приобретён лично императрицей Екатериной II, а по другой — сам Бобринский «сторговал» его за 200 000 рублей. Эта сумма в два раза превышала стоимость тульского имения, тем не менее Екатерина II не возражала против покупки. Став хозяином имения, Алексей в 1794 году переехал в него.
В 1795 году Алексей сообщил Екатерине II о своих чувствах к Анне Унгерн-Штернберг и в августе получил от матери благословение. 9 октября у Бобринского родился сын, которого назвали в честь отца — Алексеем. На радостях императрица подарила ему огромное имение в Гдове на 24 000 душ. Таким образом, Бобринские стали обладателями огромного состояния, насчитывавшего более 40 000 душ, вместе с тульским поместьем, Оберпаленом, а также купленной ранее Киясовской волостью под Москвой.
Алексей Бобринский основал в башне замка Оберпален обсерваторию, а собрание книг у графа, которое также находилось в нынешнем Пыльтсамаа, было одним из самых значительных собраний в истории поместных коллекций Эстляндии и Лифляндии.
В начале XIX века замок перешёл по браку к роду князей Гагариных, во владении которых находился до экспроприации в ходе революционных реформ в 1919 году, когда город стал часть Йыгеваского уезда .
Пыльтсамаа — центр национального пробуждения эстонского народа
Ещё фон Лау пригласил к себе в компаньоны местного врача Петера Эрнста Вильде, который в 1766 году в помещениях молочного завода поместья на холме Кунингамяэ открыл типографию. Историки утверждают, что это была первая частная типография на территории всей Российской империи. Именно в ней в том же 1766 году вышел из печати первый номер журнала на эстонском языке, получивший название «Lühhike öppetus…» («Короткое обучение…»). Одним из его редакторов и авторов в этом издании был служивший с 1763 года пастором в местной церкви краевед и писатель Август Вильгельм Хупель.
Помимо этого Хупель основал в Оберпалене «кружок чтения» и вёл активную переписку с подвижниками в других регионах Эстляндии и Лифляндии, собирая материалы об эстонской земле и людях, которые её заселяли. Собранные им материалы стали основой следующих этнографических работ — “Topographische Nachrichten von Lief- und Ehstland”, “Nordische Miscellanen” и “Neue Nordische Miscellanen”. В этих трудах Августа Вильгельма Хупеля появились первые изображения эстонцев в национальной одежде.
В 1884 году учительница приходской школы Эмили Беэрман сшила первый сине-бело-чёрный флаг, который сейчас является флагом Эстонской Республики, а лишь затем он был освящён в Отепяэ. В 1888 году именно в Пыльтсамаа начало работу первое высшее учебное заведение с эстонским языком обучения — Александровский колледж.
Кроме того, в той же приходской школе города учился эстонский писатель Эдуард Борнхёэ, который, будучи вдохновлённым старым замком Оберпален и прекрасной дочерью директора школы, написал здесь историческую повесть «Мститель» («Tasuja»). Все эти факты позволяют современным историографам называть Пыльтсамаа одним из центров национального пробуждения эстонского народа.
От революции и независимости до расцвета в советские годы
Конец XIX и первое десятилетие XX веков оказались довольно удачными для Оберпалена, число жителей которого выросло с 708 человек в 1881 году до 2100 жителей в 1922 году. Далее в дело вмешались революционные процессы, закрутившие Россию. В ходе Освободительной войны в 1919 году немецкое название сменилось на эстонское — Пыльтсамаа. После подписания в 1920 году Тартуского мира Пыльтсамаа перестал быть населённым пунктом сельского типа в составе Российской империи, став посёлком в Эстонии.
В Пыльтсамаа, вопреки экономическому кризису в стране, началось активное развитие местной жизни — как экономической, так и культурной. Главной причиной этого стал тот факт, что Пыльтсамаа являлся центром одного из самых аграрных районов Эстонии. Если же прибавить к этому удобное транспортное сообщение с Тарту, Вильянди и Таллинном, то становится понятным и быстрый рост числа жителей. 30 июня 1926 года Пыльтсамаа получил права города.
В годы Второй мировой войны, прокатившейся по территории Эстонии уже как части СССР в виде Великой Отечественной войны, Пыльтсамаа довольно сильно пострадал. Военными действиями было разрушено более 70% жилого фонда, заводов, фабрик и административных зданий. Не меньше пяти лет понадобилось местным властям, чтобы справиться с последствиями войны. В 1950 году Пыльтсамаа стал центром одноимённого района ЭССР, что не замедлило сказаться на его экономическом развитии.
С каждым годом расширялся производственный комбинат потребкооперации (ETKVL), постепенно ставший не только градообразующим предприятием, но и получивший всесоюзную известность. Всего же в советское время в городе было запущено примерно три десятка небольших производств, которые не только давали работу местным жителям, но и обеспечивали различными товарами экономику. Как следствие, число жителей в 1989 году составило рекордное число — 5261. А в годы независимой Эстонии снова начало падать…
От соков и вина до кетчупа и майонеза
Объединение потребкооперации Эстонии (ETK) в конце 1920 года приняло решение о создании в Пыльтсамаа завода по производству спирта, соков, вина и по фасовке кофе. Уже в начале следующего года в помещениях старой винодельни было установлено оборудование, и к работе по разливу вина приступили семь человек. История одного из крупнейших предприятий потребкооперации Эстонии началась.
Продукция завода с первых лет очень ценилась в Эстонии и была востребована жителями всех её регионов. 28 мая 1930 года в здании кофейной фабрики произошёл пожар, который остановил производство кофе и муки кама, а также розлив большей части крепких спиртных напитков. Несколько лет оставалось только производство вина и соков.
В 1936 году в ассортименте продукции пыльтсамаасцев появились консервы. Это были и солёные огурцы, и смешанные салаты, и различные джемы (в основном — из клубники и чёрной смородины), и консервированные груши, яблочные дольки или крыжовник в сиропе. В 1939 году предприятие вышло на международный рынок — поставило в Великобританию 35 тонн черносмородинового напитка.
В годы Второй мировой войны завод простаивал. Почти все запасы вина были уничтожены, но уже в составе СССР в 1944 году производство менее чем за полтора года было не просто полностью восстановлено, а значительно увеличило как ассортимент, так и количество выпускаемой продукции.
В 1961 году Пыльтсамааский комбинат стал первым предприятием на территории Эстонской ССР, которое стало выпускать продукты питания в тюбиках. А вскоре — первой в мире фабрикой, которая начала выпуск питания для космонавтов. Соки, супы, пироги и даже кофе с молоком в трубочках быстро завоевали популярность на орбите земли среди первых членов отряда космонавтов СССР. Десять лет пыльтсамаасцы, по сути, были монополистами в этой области, а затем космические продукты начали производить и в других частях СССР.
1988 год вошёл в историю предприятия как дата, когда в Пыльтсамаа началось производство собственного яблочного сока и яблочного концентрата. Тогда же началась упаковка на новой линии Tetra Pak, а через год здесь стал производиться и апельсиновый сок.
После развала СССР до 1993 года шла приватизация производства. На его основе было создано совместное предприятие ETK и AB Felix, получившее название AS Põltsamaa Felix. В том же году здесь началось производство кетчупа Felix, который сейчас считается самым популярным в Эстонии.
Далее постепенно в ассортимент продукции добавлялись нарезанные огурцы (для сэндвичей), которые очень удачно сбывались на рынках Швеции и Финляндии, а также различные виды майонеза и другие продукты питания.
В настоящее время предприятие принадлежит скандинавскому концерну Orkla Group, которое сконцентрировало здесь производство соков, различных консервов и джемов. Его продукция пользуется популярностью не только на эстонском рынке, но и в соседних странах — прежде всего, Финляндии и Швеции.
Закат виноделия Пыльтсамаа?
Слава винодельной промышленности в округе Пыльтсамаа восходит ко временам Ливонской войны, когда окрестности замка Оберпален стали настоящим местом паломничества тех, кто любил выпить крепких (или креплёных) напитков. Вполне вероятно, что плодово-ягодную бражку тут производили и при Магнусе. Однако производство вина в промышленных масштабах началось здесь только XX веке — при Эстонской Республике.
ETK Põltsamaa Tehased уже в 1921 году поставило на рынок семь бочек яблочного вина. Потребители по достоинству оценили продукцию, которая была вкусной, натуральной и не слишком дорогой.
«Почему же местная продукция так стремительно завоевала популярность?» — задавалась в 1926 году вопросом газета «Ühistegelised Uudised». И сама же отвечала: потому что пыльтсамааские вина отличаются чистотой вкуса и приготовлены без каких-либо консервантов.
К концу 1930-х годов предприятие уже поставляло на внутренний рынок порядка ста тысяч литров вина ежегодно. Во время Второй мировой войны производство резко упало, а после её окончания снизилось качество, поскольку ставка была сделана на креплёный продукт.
Практически все советские годы большая часть продукция пыльтсамааских виноделов считалась чем-то, что стоит пить, когда нет ничего другого. От выпуска разбавленной этиловым спиртом «плодово-выгодной бормотухи», рассчитанной на невзыскательного потребителя, окончательно отказались только 1995 году. Смена технологии оказалась удачной — спустя всего три года Пыльтсамаа абсолютно по праву провозгласил себя винной столицей Эстонии.
Дегустировать винную продукцию города рекомендуется на территории исторического замка, где работает винный погреб. Вкусовой букет, цветовая гамма да и стоимость — вполне достойные для северной страны, где очень непросто собрать крупный урожай того, из чего можно произвести вино.
Казалось, что не очень большое, но всё-таки довольно серьёзное количество выпущенной заводом продукции всегда найдёт покупателя, однако виноделы Пыльтсамаа недавно заявили, что в 2023 году прекращают выпуск вин и глинтвейна. Отмечается, что предприятие сосредоточится на производстве пищевых продуктов, однако свою более чем столетнюю торговую марку пока продавать не будут… На всякий случай.
Для туристов — замок, мосты, вино и розы
Помимо возможности посещения замка с богатой историей и дегустаций местных вин, Пыльтсамаа пытается заманить к себе туристов мостами и розами. В этом довольно небольшом городке есть 19 мостов, которые пересекают реку Пыльтсамаа, соединяют её берега с речными островками или проложены через ров. Самый новый из мостов — подвесной мост Кирикумяэ (или Парвей), построенный в 2006 году.
С одного берега одноимённой с городом реки на другой ведут четыре моста, но только по одному из них (Большому мосту) можно проехать на автомобиле. В 2013 году плотину Большого моста перестроили, соорудив под ним современный проход для рыб. Местные жители называет это «строительством века».
Вторым туристическим магнитом является розарий, считающийся крупнейшим в странах Балтии. Также он входит в десятку крупнейших европейских розариев. Ежегодно цветоводы представляют гостям новые сорта роз.
По состоянию на 2021 год в розарии Пыльтсамаа представлено около 5000 саженцев роз 800 различных сортов. В ходе экскурсии туристов знакомят с различными сортами роз, их историей и легендами. Время цветения роз — в основном с середины июня до середины сентября. Именно эти дни месяцы считаются лучшими для посещения Пыльтсамаа.
Первую часть публикации о городе Пыльтсамаа можно прочесть по этой ссылке.
Читайте также:
Железнодорожный Тапа — от усадьбы Тапсъ до статуса города в 1926 году
Мыйзакюла: Железнодорожно-промышленное прошлое и деревенское настоящее