К 1940 году, когда Эстония стала частью Советского Союза, Пюсси подошёл в административном статусе посёлка. По разным данным, в нём, рядом с запущенной в 1937 году электростанцией, проживало тогда от пяти до шести сотен человек. Часть из них занималась сельским хозяйством, часть работала на железной дороге, часть — на электростанции или в сфере торговли и бытового обслуживания, а некоторые ездили на работу на шахту и завод сланцевого масла в Кивиыли.
Социальная инфраструктура Пюсси к тому времени уже почти сформировалась. Здесь работали несколько магазинов и лавок, фельдшерский пункт и аптека, детский сад, а также различные ремесленники, оказывавшие услуги населению. Исключение составляло школьное образование. Так уж сложилось, что школы в Пюсси не было. Местные дети после детсада продолжали путь к знаниям либо в Кивиыли (до которого примерно четыре километра), либо в Люганузе (до которого менее трёх километров).
Реформы, начавшиеся с лета 1940 года после смены не только политического строя, но и экономической формации, постепенно набирали ход… Однако менее чем через год, в июне 1941 года, началась Великая Отечественная война, а уже в августе в Пюсси вошли немецко-фашистские войска. Немецкая оккупация продолжалась более трёх лёт — до августа 1944 года. После её окончания в будущем городе, как и во всей Эстонской ССР, параллельно с восстановлением повреждённого народного хозяйства начались уже более глубоко спланированные преобразования.
Пюссиская электростанция в годы войны довольно сильно пострадала — котлы и другое сложное оборудование, а также подъездные железнодорожные пути, были взорваны отступавшими немцами. Да и часть построенных несколько лет назад зданий в ней пришлось практически отстраивать заново. Восстановительные работы здесь начались ещё осенью 1944 года, но вернуться к предвоенным мощностям энергетикам удалось только к 1946 году.
В 1954 году Пюсси получил статус посёлка городского типа. Именно в этот период была застроена та часть населённого пункта, которая располагается ближе к железной дороге. Здесь появились не только жилые дома так называемого «сталинского ампира», но и построенные в том же стиле здания различных учреждений. К ним относятся и Дом культуры, и баня, и столовая, возведённые по типовым советским проектам того времени.
К 1959 году количество жителей Пюсси выросло до 839 человек. Однако административные реформы следующего десятилетия ненадолго притормозили рост рабочего посёлка. Сначала в начале 1960-х годов он вошёл в состав города Кивиыли, став его районом, а затем в 1964 году они уже вместе были переподчинены горсовету Кохтла-Ярве.
Проект создания «супергорода» в сланцедобывающем регионе Эстонской ССР предполагал, что общее административное и хозяйственное руководство поможет грамотнее скоординировать развитие шахт и других предприятий с созданием новых и развитием старых жилых районов. Однако после столь глобальных административных реформ число жителей Пюсси не выросло, а даже немного уменьшилось. По состоянию на 1970 год в этом районе Кохтла-Ярве было прописано 820 человек, что на 19 меньше, чем десятилетием ранее.
В этот момент в судьбу Пюсси вмешалось Министерство лесной промышленности Эстонской ССР. На XXIV съезде КПСС, который проходил в Москве с 30 марта по 3 апреля 1971 года, в числе прочего было запланировано на девятую пятилетку (1971-1975) значительное увеличение на территории Эстонии мощностей по производству древесных плит (ДСП) из низкокачественной древесины и древесных отходов. В свете этого уже на местном уровне было принято решение о том, что новое предприятие, которое поможет реализовать далеко идущие планы леспрома, будет построено именно в кохтла-ярвеском районе Пюсси.
Из газеты «Ленинское знамя» (22.09.1971): «Вблизи посёлка Пюсси на болоте, поросшем сосняком, зарокотали могучие бульдозеры, раздвигая по сторонам горы торфяного грунта вперемежку с пнями и сосенками. Здесь началась подготовка строительной площадки для закладки нового завода по производству древесностружечных плит».
Ещё до конца 1971 года Министерство лесной промышленности ЭССР выделило местному стройтресту первые 20 000 рублей на первичные работы по возведению нового завода. В дальнейшем вливание государственных средств пошло значительно быстрее. Завод ДСП в Пюсси считался также комсомольско-молодёжной стройкой республиканского уровня, что привлекло сюда немало молодёжи. Ввод в эксплуатацию предприятия был запланирован на 1974 год.
Пюссиский завод, директором которого в 1971 году был назначен Альберт Перияйнен, стал по сути первым подобным предприятием во всём Советском Союзе. Ещё со стадии планирования было принято решение о том, что здесь будет активно применяться комплексно-механизированное и автоматизированное производство. Проектная мощность первой очереди предприятия была рассчитана на ежегодный выпуск до ста тысяч кубометров древесно-стружечных плит.
Заказчиком проведения работ по строительству завода ДСП в Пюсси выступало Министерство лесной и деревообрабатывающей промышленности Эстонской ССР. Оборудование для нового предприятия было решено закупить в Финляндии у фирмы Raumo-Repola. Её представители уже в конце в 1971 году побывали на месте строительства.
В 1971 году началась расчистка строительной площадки на 18 гектарах земли. В первичный комплекс предприятия, помимо производственных цехов, вошли 6-этажный административный корпус, новый детский сад, столовая, почтовое отделение и другие объекты социальной инфраструктуры.
Установка завезённого из Финляндии оборудования началась с 1972 года. В 1973 году Пюссиская электростанция была переориентирована на местный уровень и стала использоваться как котельная, дающая тепло и электроэнергию для завода и посёлка. Производство же древесно-стружечных плит (ДСП) началось в Пюсси в 1974 году.
В качестве сырья использовались либо нестроевой лес, либо отходы деревообрабатывающей промышленности. Они размельчались, затем смешивались с различными видами клеевых смол, а далее поступали на прессовочный станок. В завершающей стадии производства в специализированном цехе плиты ДСП получали необходимое оформление. Они могли отделываться под любой вид дерева, получать внешний вид мрамора или окрашиваться в различные цвета.
Эксперты отмечают, что появление ДСП существенно изменило мебельную отрасль. Они позволили производить более удобную при сборке секционную, или так называемую коробчатую мебель. Выпускаемая пюссиским заводом продукция легко нашла применение как на территории ЭССР, так и за её пределами. Примерно треть её поступала на различные мебельные предприятия республики, а остальное вывозилось либо в другие регионы Советского Союза, либо за границу. Согласно статистике, в некоторые годы до 20% продукции уходило за пределы СССР.
При этом завод древесно-стружечных плит стал лишь первой очередью созданного уже в 1975 году здесь же, в Пюсси, крупного по эстонским меркам комбината, который занимался переработкой низкокачественной древесины и древесных отходов. Вскоре рядом с его цехами появились и другие смежные производства. Планировалось, что на комбинате, который в общей сложности занял территорию в 31 гектар, ежегодно будет выпускаться не менее 10 миллионов квадратных метров продукции.
До середины 1980-х годов в поселке Пюсси для работников комбината строился крупный жилищный комплекс. По оригинальным проектам были возведены четыре дома на 149 квартир (длиной до 300 метров) и шесть домов меньшей площади.
Директор завода ДСП Альберт Перияйнен рассказывал журналистам, что объёмы производства здесь были самыми крупными на территории города Кохтла-Ярве. Продукции в денежном эквиваленте выпускалось больше, чем даже на сланцехимическом комбинате «Кивиыли». При этом благодаря автоматизации процессов количество работников в Пюсси было примерно втрое меньше.
Годовые и месячные планы комбинат практически всегда выполнял, а иногда и перевыполял, что благодаря премиям сказывалось на благосостоянии жителей Пюсси. Комбинат абсолютно по праву считался одним из наиболее автоматизированных предприятий республики. Количество производимой здесь продукции с каждым годом росло, поскольку спрос на ДСП как в Эстонской ССР, так и за её пределами только увеличивался.
В начале 1980-х годов была инициирована перестройка первого построенного завода. Он был остановлен на некоторое время, а после перезапуска производства выпуск продукции был увеличен на 30 000 кубометров год. Примерно в то же время на комбинате была установлена новая линия по производству ламината, позволившая увеличить качество плит ДСП.
Директор Пюссиского комбината древесных плит Рейн Куусмик: «Ранее весь ламинат возили с домостроительного комбината города Монза, что в Вологодской области. Регулярно туда ходили три КамАЗа, а это более 1100 километров в один конец. Вологодское бездорожье заставило даже отвезти в Грязовец трактор ДТ-75, чтобы буксировать автомашины до проезжих участков мало-мальски сносных дорог». («Ленинское знамя», 6.09.1983)
Ламинат — это текстурная, с узором, бумага, пропитанная специальными смолами, которая после сушки, прессования при высокой температуре наклеивается на древесную плиту. Эта бумага имитирует различные породы деревьев — дуб, орех, красное дерево, ясень. Плиты ДСП к тому времени уже стали основным сырьём для выпуска высококачественной мебели.
Руководитель комбината рассказал также, что ламинат — штука деликатная, хрупкая, не любит сырости, быстро впитывает влагу. Да и при выгрузке и погрузке немалое его количество повреждалось. Пюссиские снабженцы узнали, что на Монзенском комбинате бездействует поточная линия для изготовления ламината, которая очень помогла бы предприятию.
Дирекция через Министерство лесной промышленности СССР добилась того, что линию было решено передать в Пюсси. В Монзу выехала бригада слесарей и наладчиков, которые провели демонтаж линии, перевезли её в Эстонию, а затем очень быстро сделали монтаж сложного оборудования.
В ходе работ к 1985 году были решены и другие проблемы предприятия, такие как запуск очистных сооружений на реке и установка в цехах пылеудалителей. Тогда же комбинат стал выделять земли, как в границах Пюсси, так и рядом с ним, под строительство гаражных и садоводческий кооперативов.
В новые здания переехали поселковые объекты социальной инфраструктуры — отделение связи, сберкасса, магазин, детсад, столовая, аптека. Параллельно шёл и рост числа жителей посёлка за счёт сданных в эксплуатацию в 1983-84 годах новых жилых домов как гостиничного типа, так и с полностью благоустроенными отдельными квартирами. Если году в нём проживало 1869 человек, то к концу 1989 года это число увеличилось до 2532.
В прессе советского времени был отмечен такой факт, что в 1985-86 годах дома на 120 квартир каждый строились в Пюсси по секциям. Один подъезд вселялся, а работы в следующем продолжались. Сделано это было для того, чтобы новые работники как комбината, так и стройтреста, которые приезжали сюда как с других регионов Эстонской ССР, так и из-за её пределов, могли максимально быстро получить новую квартиру.
Вместе с ростом комбината увеличивалось и омолаживалось население Пюсси. В некоторые годы фиксировалась даже самая высокая рождаемость в ЭССР. Тесно становилось в детском саду, к которому пришлось делать пристройку на 50 мест. И плюс к этому руководство комбината было вынуждено организовать автобусную доставку дошколят в соседние детсады Эрра и Кивиыли. К концу же 1980-х годов была готова проектная документация на новый 280-местный детсад, строительство которого было запланировано на 1990 год.
Ближайшая к Пюсси средняя школа и в 1980-х годах была в Люганузе. Преподавание в ней велось на эстонском языке. Детей же с домашним русским языком возили автобусом в Кивиыли. Руководство комбината неоднократно обращалось в Госплан ЭССР с просьбой разрешить строительство новой школы, преподавание в которой велось бы на двух языках. К 1986 году разрешение было получено. Заботы, связанные с возведением нового здания, должны были взять на себя горсовет Кохтла-Ярве и райисполком. Свой взнос планировали внести и колхоз «Люганузе», и комбинат.
Школа должна была заработать в 1990 году, но этому не суждено было сбыться. Как и строительству детского сада. Как и многим другим планам руководителей и работников комбината…
Впереди был выход Эстонии из состава Советского Союза, случившийся в начале 1990-х годов, и последовавшие за этим экономические и политические проблемы, которые очень негативно сказались как на развитии Пюсси, так и на благосостоянии его жителей.
Следующие публикации будут посвящены непростым 1990-м годам, которые в Пюсси, получившем статус города в 1993 году, продолжились не менее сложным началом XXI века, а также тому, как город живёт сегодня и какие у местных властей есть планы по его развитию.