Вотчина семейства Левенвольде, в которой с 1734 года работало производство бумаги, более ста лет приносила доход своим хозяевам, а посёлок вокруг поместья медленно, но верно разрастался. И всё-таки в середине XIX столетия имение Ряпина сменило хозяев. Будущему городу повезло, что вновь нашлись те, кто за счёт грамотных финансовых вложений в развитие фабрики сумел преодолеть непростые времена и снова войти в число лучших предприятий бумажной промышленности на территории Лифляндии, а, следовательно, и населённый пункт продолжил развитие.
После смерти барона Фридриха Иоганна фон Левенвольде в 1832 году и раздела собственности между его наследниками бумажное производством в Ряпина вместе с другой недвижимостью перешло его вдове Доротее фон Левенвольде и несовершеннолетней дочери Марии Каролине. Спустя три года они продали своё имение вместе с предприятием за 150 000 золотых рублей барону Густаву фон Шульцу.
Бумажное производство, которое весь первый век своей работы базировалось практически полностью на ручном труде, стало постепенно приходить в запустение. Связано это было с тем, что во многом сбыт продукции и поставка сырья долгое время держались на связях семейства Левенвольде при императорском дворе, которыми Шульц воспользоваться не смог.
Кроме того, в то время, когда в Европе в бумажном производстве начинали всё активнее использоваться машины, для дальнейшего развития фабрики нужен был рачительный хозяин, способный правильно распределить новые вложения, а также меценат, который эти средства выделил бы. И, на счастье города Ряпина, они нашлись. Тем, кто смог из бумажной мельницы сделать бумажную фабрику, стал Фридрих Шульце — потомок довольно известного рода бумажных дел мастеров из Голландии и Пруссии. В роли же мецената выступил Петер Антон фон Сиверс.
После того, как фон Шульц продал Густаву фон Рихтеру мызу Ряпина и прилегавшие к ней земли, новый хозяин начал крупное для тех времён строительство «семейного гнёздышка». Именно по его инициативе в период с 1835 по 1840 годы здесь появился не только новый усадебный дом, который местные жители поныне именуют «замок Силлапяэ» (в переводе — «замок у моста»), но был разбит и настолько крупный и богатый парк, что именно в нём в настоящее время базируется одна из крупнейших в Эстонии школ приусадебного хозяйства.
По проекту, реализованному в середине XIX века, двухэтажными были только центральная часть главного здания и боковые флигели. Соединялись же они одноэтажными галереями, которые были достроены до второго этажа лишь в ходе реконструкции, прошедшей в 1935–37 годах.
Параллельно с замком Силлапяэ создавался прилегающий к нему парк, общая площадь которого в разные годы превышала восемь гектаров. Он располагается на полуострове, который появился в ходе разлива до озера реки Выханду после возведения в XVIII веке плотины. Парковая структура была спроектирована известным остзейским садовым архитектором середины XIX века Вальтером Морицем Александром фон Энгельхардтом. В оформлении использованы одновременно сразу три стиля — английский парковый, французский парковый и лесопарковый.
В исторических документах значится, что работы по созданию парка были завершены бароном Петером фон Сиверсом в 1856 году, но и в последующие годы он поддерживался в настолько хорошем состоянии, что в конце XIX — началу XX века считался одним из лучших парков при поместьях на территории Лифляндской губернии, в состав которой в это время входил Ряпина.
Возможно, поэтому с 1924 года именно здесь, рядом с национализированным после обретения Эстонией независимости замком Силлапяэ, начала свою работу Ряпинаская садоводческая школа. Благодаря ей удалось не только сохранить в хорошем состоянии растительность парка, но и готовить садовников для различных регионов страны, и проводить различные виды исследовательских работ по садоводству.
В 1855 году поместье Ряпина вместе с прилегающими к нему землями приобрел Петер Антон фон Сиверс, который не только вложил немалые деньги в завершение возведения замкового ансамбля Силлапяэ, но и обратил внимание на влачившее тогда жалкое существование бумажное производство. В поисках специалистов фон Сиверс связался с представителями семьи Шульце, которые буквально год назад перебрались в Лифляндию и уже внесли важнейший вклад в создание одного крупнейших бумажных производств Латвии — в Лигатне.
После переговоров удалось привлечь Фридриха Шульце к созданию на базе бумажной мельницы значительно более современного и автоматизированного производства. До 1865 года шло планирование работ и постепенно улучшалось руководство мельницей, а затем буквально за один год произошёл переход от бумажной мельницы к бумажной фабрике. Уже осенью в Ряпина был доставлен из Германии первый станок — это была произведённая в городе Хемнице в мастерской Вильхельма Штробеля цилиндрическая машина для просеивания.
Фридрих Шульце перебрался на постоянное место жительства в Ряпина. Под его руководством в 1867 году здесь была собрана вторая машина для изготовления бумаги, а третий станок, появившийся в 1871 году, также был привезён из Европы. Вплоть до своих последних дней, а умер Фридрих Шульце в 1891 году, он делал всё для того, чтобы фабрика росла и развивалась, вникая не только в технологии производства, но и в социальную жизнь как работников фабрики, так и жителей посёлка Ряпина.
К концу XIX столетия в Ряпина, в котором по состоянию на 1887 год было зарегистрировано население в 708 человек, было налажено производство практически всех используемых тогда видов бумаги. Здесь изготавливалась и бумага для письма чернилами, и канцелярская бумага, и упаковочная бумага, и несколько видов картона, и даже основа для производившейся в Санкт-Петербурге наждачной бумаги.
Историки отмечают, что одним из самых известных видов бумаги, которая производилась на Ряпинаской фабрике, была фильтровальная бумага для аптек. Её особенностью было то, что вплоть до 1897 года она производилась «по старым технологиям», то есть вручную.
Последним владельцем имения Ряпина в конце XIX века был Александер фон Сиверс, который славился своими прогрессивными взглядами и любовью к новшествам. Сохранились данные о том, что именно он стал владельцем первого автомобиля, появившегося на улицах посёлка во втором десятилетии XX столетия.
В 1919 году вместе с другими семейными мызами рода Сиверсов, расположенными в Соосааре, Пюхаярве, Рабивере, Ранну и других посёлках (в общей сложности не менее 13 объектов), ряпинаское имение были национализировано в ходе земельной реформы. Именно тогда посёлок Ряпина, замок Силлапяэ и бумажная фабрика перешли во владение появившегося на картах в 1918 году Эстонской Республики.
О том, как развивались Ряпина и его главное предприятие в XX веке в составе независимой Эстонии, Советского Союза и вновь независимой Эстонии, читайте в следующей статье из цикла «города Эстонии».