Сауэ XIX века: от первого самоуправления до железнодорожной станции

Рассказом о том, как в Сауэ после отмены на территории Эстляндии крепостного права появились первые местные административные органы власти, а затем и железнодорожная станция, автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает серию публикаций об этом населённом пункте из цикла "Города Эстонии".

Первая треть XIX века на мызах Эстонии и в поселениях рядом с ними прошла под знаком постепенной отмены крепостного права, которое и до этого в остзейских землях Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерний было менее строгим чем в «глубинных» регионах Российской империи.

После победного окончания Отечественной войны 1812 года император России Александр I начал решение «крестьянского вопроса». С одной стороны, он считал, что это поможет в улучшении состояния экономики империи после войны. А с другой, крестьяне многих губерний, которые сражались плечом к плечу с дворянами, отражая внешнюю угрозу, рассчитывали на благодарность со стороны власти и улучшение своего положения.

Поскольку идея отмены крепостного права была поддержана и со стороны помещиков, в том числе и остзейских, то начался процесс обсуждения нового «Крестьянского законодательства». К тому же в Эстляндии местное рыцарство ещё в 1811 году приняло законодательство, по сути отменившее крепостное право. Однако эти решения получили высочайшее утверждение со стороны императора Александра I лишь 23 мая 1816 года.

Мыза Ялгимяэ находится в нескольких километрах от современного центра Сауэ. Здесь в 1841 году родился создатель Нымме Николай фон Глен. Коллаж автора на основе фотографий google.photo

 

В Эстляндской губернии новое крестьянское законодательство вступило в силу в 1817 году, став своеобразным экспериментом для других регионов империи. Через два года он был продолжен и в Лифляндии. Однако дело шло весьма неспешно. Большая часть крестьян Эстляндии и Лифляндии получила свободу до 1831 года, но кое-где процесс раскрепощения и получения фамилий, как того требовал закон, затянулся до середины 1830-х годов. Подробнее о том, как на территории современной Эстонии отменялось крепостное право, читайте здесь.

В ходе постепенного вступления в силу «Закона о крестьянстве» в различных регионах Эстонии стали появляться крестьянские самоуправления. Многие из них были основаны на территориях прежних поместий или рядом с ними. Стоит особо отметить, что освобождение крестьян происходило без получения ими земли в собственность. Её приходилось либо арендовать у того же помещика, либо выкупать, а средства на это были далеко не у всех «освобождаемых».

Построенная в Сауэ в 1821 году почтовая станция (ям). Фото: ajapaik.ee

 

Историки утверждают, что к началу 1835 году фамилии были даны всем вольноотпущенным представителям крестьянского сословия, которые проживали на территории современной Эстонии. Это можно считать временем, когда реформа крестьянской жизни была официально завершена. Ведь ранее в качестве фамилий употреблялись добавочные имена, связанные с местом жительства, хозяином поместья, профессией или личными особенностями того или иного крестьянина.

В середине 1830-х годов все крестьяне, проживавшие на территории современного Харьюмаа, получили не только свободу, но и право принимать участие в решении местных вопросов. В 1834 году сей процесс добрался и до нынешнего Сауэ. Именно тогда в округе мызы появился муниципалитет, который в честь неё получил официально довольно длинное название — Фридрихсгофское волостное правление (в документах латиницей — Friedrichsgofskoe volostnoe pravlenie).

Здание, в округе Сауэ которое использовалось как школьное в XIX веке. Фото: ajapaik.ee

 

Под бдительным оком собственника земли (каковым тогда являлся граф Карл фон Ребиндер) и его управляющего в самоуправлении началась организация новой крестьянской жизни в округе усадьбы Сауэ. В работе «совета» имели право принимать участие местные мужчины-крестьяне, которые либо владели землёй, либо работали в качестве наёмной силы (батраки). Они и решали текущие вопросы самоуправления. Делопроизводство вели с одной стороны назначенный из уезда управляющий, а с другой — выбранный из числа местных крестьян представитель.

С 1852 по 1871 год, когда владельцем поместья Сауэ являлся уже Отто фон Руктешель, началась активная продажа и сдача в аренду окружающих усадьбу земель. Особенно активно эти процессы шли в 1860-х годах. Вот перевод нескольких выписок из крепостной книги того времени:

Хуторянин Jakob Steinmann Keevalliko приобрёл 43 десятины земли за 2000 рублей.
Хуторянин Detlehn Wartung приобрёл 47 десятин земли за 2000 рублей.
Хуторянин Kustav Kormann Toma приобрёл 55 десятин земли и 14 десятин лесных угодий за 3960 рублей.

В 1866 году в Эстляндии поменялось муниципальное законодательство. С этого времени владельцы усадеб потеряли прямой контроль над общинами и муниципальными собраниями жителей окружающих их земель. В 1870 году в Сауэ был выбран новый совет, который на две трети состоял из проживавших здесь бывших крепостных крестьян и их потомков, а остальные участники совета представляли тех, кто владел местной землёй на правах собственника или арендатора.

Работу этого органа курировал назначаемый из более высоких ступеней власти работник, занимавшейся как контролем оплаты различных видов налогов, так и решением спорных вопросов. Кроме того, представитель волости как представитель государственной власти мог карать арестом или штрафом тех, кто совершил что-то противозаконное (от неоплаты налогов до пьяной драки).

С каждым годом арендаторов и собственников земель в округе мызы Сауэ становилось всё больше. Вскоре эти места стали ещё более привлекательными для вложения капитала, поскольку по ним прошли пути железной дороги, проложенной основанным в 1868 году Балтийским акционерным обществом, председателем которого был владелец мызы Палмсе Александр фон дер Пален.

Акция Общества Балтийской Железной Дороги. 1872 год. Источник: hdoc.ru

 

В первые годы после запуска 24 октября 1870 года движения поездов как между Таллинном (тогда — Ревелем), Нарвой, Санкт-Петербургом и Балтийским Портом (ныне — Палдиски) земли в центре посёлка Сауэ использовались железнодорожниками на правах длительной аренды. Лишь через два года местные власти смогли добиться открытия здесь сначала остановочного пункта, а затем и станции.

Если сначала на железнодорожном перегоне между Таллинном и Палдиски было только три станции — Нымме, Кегель (ныне — Кейла) и Лодензе (ныне — Клоога), то к концу 1872 года вместе с открывшейся в Сауэ станцией под названием Фридрихсхоф (Friedrichof) появилась и остановка Эшенроде (Eschenrode, ныне — Нийтвялья).

Цифрой четыре на схеме Балтийской железной дороги 1877 года обозначена станция Фридрихсхоф, которая затем будем переименована в Сауэ. Источник: книга к 125-летию ЭЖД

 

Здание вокзала в Сауэ будет построено только во втором десятилетии XX века, а снесут его за ненадобностью в начале XXI столетия. Подробнее о его истории читайте в следующих публикациях.

Историки утверждают, что наибольшее количество земель под фермерские, дачные и прочие хозяйства в окрестностях Сауэ было приобретено в 1883 и 1884 годах. Можно утверждать, что появление здесь железнодорожного остановочного пункта резко увеличило привлекательность этих мест, расположенных ближе к столице Эстляндии, чем даже город Кейла. Поэтому количество жителей посёлка Сауэ начало расти ещё быстрее.

Масштабная административная реформа, прошедшая в Эстляндии в 1890 году, также оказала значительное влияние на развитие Сауэ. Связано это с тем, что он был выбран центром нового, значительно более крупного, самоуправления. Уже конце XIX века здесь впервые разместился совет одноимённой волости.

К поместным землям Сауэ волею тех, кто занимался укрупнением административных единиц Эстляндии, именно тогда добавились земли вотчин Саку, Ялгимяэ, Укснурме, Ванамыйза, Рахула, Йыгисоо, Коппельмани, Вооре, Ээсмяэ, Валингу и Тулла. Большая часть из них и сегодня входит в состав волости Сауэ.

В XX век Сауэ вошёл небольшим посёлком, расположенным рядом с помещичьей усадьбой Фридрихсхоф, а завершит он его уже в статусе города. О том, как менее чем за столетие населённый пункт пройдёт этот путь, успев при этом даже побыть частью столицы Эстонской ССР, читайте в следующей публикации.

города ЭстонииисторияСауэтоп