Силламяэ 1940-60-х: градообразующий сланцехим — его строители, работники и руководители

Рассказом о том, как и под чьим руководством с 1947 года в Силламяэ появилось его главное градообразующее предприятие - сланцехимический комбинат - автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает серию публикаций об этом населённом пункте из цикла "Города Эстонии".

Восстановительные работы в Силламяэ после освобождения города в 1944 году вели военно-строительные части и монтажные конторы (№5 и №7) Главпромстроя Министерства внутренних дел СССР. Они же с привлечением сначала немецких военнопленных, а затем и заключённых Исправительно-трудового лагеря системы ГУЛАГ,  работавшего здесь с 1946 по 1955 год, проводили очистку территории для нового завода.

После введения в 1947 году режима секретности посёлок в официальной переписке именовался либо почтовый ящик 17, либо комбинат №7, а иногда, коротко  — п/я 22. Начальником строительства с 1945 года стал генерал-майор Михаил Михайлович Царевский. Под его кураторством часть заключённых  лагеря направлялась на работы по добыче диктионемового сланца на одной из двух местных шахт, а другая —  восстанавливала или возводила  как промышленные площади завода, так и жилой фонд будущего города.

Работавший до начала военных действий на территории Эстонии в июле-августе 1941 года сланцеперегонный завод, который ранее принадлежал шведской фирме «Кренкель-Рамен», а после национализации в 1940 году получил имя Виктора Кингисеппа, в военные годы пострадал очень сильно. Старожилы Силламяэ вспоминали, что на его территории сохранились лишь остатки тоннельных печей, небольшое здание механического цеха, изрешеченные осколками баки-емкости, подземное хранилище мазута, а также котельная, к которой в первые послевоенные месяцы была присоединена теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), и пирс на море.

После того, как в начале 1947 года было принято окончательное решение о том, что силламяэский сланцехимический завод (СХЗ) будет относиться к атомной промышленности, был назначен и начальник предприятия. С сентября 1947 года директором  «Комбината №7» стал партийно-хозяйственный работник Федор Яковлевич Гуков. Вместе с ним в числе первых руководителей предприятия были С.Т.Баркунцев, И.В.Волков, П.Н.Печерица, Г.В.Рудой, Л.И.Семенов, А.П.Синев и И.И.Сорокин.

Первый директор СХЗ Фёдор Гуков и созданный при его активном участии Приморский бульвар Силламяэ. Коллаж автора на основе традиционной продукции городского фотоателье
Директор СХЗ Фёдор Яковлевич Гуков с супругой. Фото: музей Силламяэ

 

Родившийся в 1904 году Фёдор Гуков был уже довольно опытным работником. После окончания ленинградского института гражданского строительства, он успел в предвоенные и военные годы поработать на объектах в различных регионах. Он применял свои знания и получал бесценный опыт и в Ленинграде, и на Южном Урале, и на Севере, и даже в Болгарии. Приехав в Силламяэ в 1947 году в 43-летнем возрасте, он занимал пост директора до выхода на пенсию в 1960 году. Все эти тринадцать лет не только на заводе, но и во всём Силламяэ ни один крупный проект не обходился без его участия. А многое на заводе, да и в городе появилось именно его стараниями.

Работники завода и жители сначала посёлка, а с 1957 года и города Силламяэ вспоминали Гукова, как «коренастого, плотного с приветливой улыбкой на простом лице русского мужика», который был настоящей душой и завода, и всего населённого пункта. В городе его называли «царь Фёдор», но в этом не было никакого упрёка, только уважение

Из книги «Силламяэ 1946-89»: «Гуков всё охватывал, вникал в каждую мелочь. Был строг, требователен. Любил дисциплину и порядок. Болел душой за дело, которому служил. Мог дать разнос нерадивому, заставит переделать, а потом обязательно проверит. Был справедлив и незлопамятен. Его побаивались и уважали. Он видел, кто как работает, ценил это, не боясь выдвигать молодых на ответственные должности. Умел подбирать кадры, знал, кто чего стоит, поддерживал, направлял, делал все, чтобы временные строители завода остались здесь жить и полюбили Силламяэ, как любил его он сам…».

В воспоминаниях силламяэсцев 1950-х годов всплывают факты о том, что Фёдор Яковлевич утверждал даже цвет в который будут покрашены дома. Именно его усилиями появились и пальмы на лестнице Приморского бульвара, ставшего украшением Силламяэ, и лепнина в Доме культуры и в кинотеатре «Родина», которые сегодня признаны архитектурным наследием Эстонии.

Директор СХЗ много внимания уделял молодёжи и социальной инфраструктуре. По его личному распоряжению уже в первые годы были выделены средства на строительство двухэтажного здания школы по адресу улица Маяковского дом 7, а затем появилась и школа на Приморском бульваре. Также не без участия директора в 1950-х годах в Силламяэ вырос целый больничный городок с больницей, родильным отделением, поликлиникой и другой инфраструктурой. Немного позже Фёдор Гуков выделил средства и на дом отдыха в Нарве-Йыэсуу и на пионерский лагерь для школьников Силламяэ неподалёку от него.

Из книги «Силламяж 1946-89»: Большая часть завода и города — это дело рук Фёдора Гукова. Он хорошо знал, что хотел, и шел к своей цели, не обращая особого внимания на политотделы.»

В 1960 году, когда Гуков выходил на пенсию, передав свой пост Георгию Васильевичу Дубровскому, министр среднего машиностроения СССР Ефим Павлович Славский предложил ему работу в Сосновом Бору. На что главный строитель Силламяэ сказал: «Если вы переведёте туда всю мою команду, то и я поеду работать». Видимо, выполнить это условие не удалось. Человек, который по праву мог сказать «Силламяэ — это я», завершил свою производственную карьеру.

В 1963 году на заводе отмечалось пятнадцатилетие работы на заводе группы молодых специалистов, приглашённый на мероприятие Фёдор Яковлевич обратился к ним с речью. Выступая перед ними и новым директором предприятия, он сказал: «Вы даже не представляете с каким коллективом работаете», а после этого низко поклонился залу.

Последние годы жизни Фёдор Иванович Гуков жил в Ленинграде в квартире на площади Островского, а лето проводил на даче в Нарве-Йыэсуу. В год 25-летия завода онпопросил похоронить себя на Синих Горах, сказав, что хочет, чтобы его сердце навсегда осталось в Силламяэ. Могила первого директора завода находится на верхнем кладбище в Синимяэ.

Памятная табличка, установленная в 2014 году к 110-летия Фёдора Яковлевича Гукова на доме по адресу улица Румянцева дом 5,  в котором он жил, работая директором СХЗ. Фото: музей Силламяэ

 

Восстановление предприятия первично сланцевой, а затем атомной промышленности, началось в 1945 году. Примерно за три года был построен и сдан в эксплуатацию пусковой минимум в который входили три первых цеха завода. Первую продукцию удалось отгрузить в июле 1948 года. Летом 1949 года на базе помещений мастерских довоенного завода был запущен ремонтно-механический цех был, который к 1951 году был разделён на самостоятельные участки — литейный, токарный, а также три слесарно-ремонтных.

Поскольку атомная отрасль была делом новым, а сам завод считался опытно-экспериментальный, то здесь проводились и научно-исследовательские работы вместе с проведением опытных испытания. Этой деятельностью занимались работавшие в связке научно-исследовательский отдел и лаборатория. Ими руководил главный инженер завода Петр Александрович Гаевой.

Студенты силламяэского энергетического техникума. Фото: ajapaik.ee

 

Источником пополнения кадров НТР (научно-технических работников) были такие известные ВУЗы СССР как Ленинградский технологический институт им. Ленсовета, Уральский политехнический институт им. С.М.Кирова в Свердловске и Московский институт стали и сплавов им. М.И.Калинина. Администрация завода заботилась о подготовке специалистов на всех уровня, сформировав собственную сеть производственно-технического обучения  Уже в 1948 году при нём появилась ШРМ (школа рабочей молодежи), а в 1951 году начал работу и вечерний техникум, позволявший всем желающим повысить свою квалификацию без отрыва от производства.

Из воспоминаний Н.Ф.Королева, жителя Силламяэ с июня 1947 года: «Несмотря на напряженную работу, мы учились сначала в ШРМ, а потом в техникуме, занимались спортом (в каждом цехе завода была и футбольная, и хоккейная команды), озеленяли улицы…»

К началу 1950-х годов эспериментальными методами было выяснено, что низкое содержание радиоактивных элементов в эстонском сланце не обеспечивает потребность промышленности в сырье для создания как атомных реакторов, так и ядерного оружия, которое в СССР впервые было испытано 29 августа 1949 года на Семипататинском полигоне. После этого было принято решение о том, что СХЗ переходит на заводное сырье, которое теперь поставлялось из таких стран, как Венгрия, ГДР и Чехословакии.

К 1953 году на СХЗ была проведена коренная реконструкция, позволившая не только перейти на завозное сырье, но и внедрить прогрессивные технологии обогащения урана, использовавшие различные виды кислот, химических соединений и специальное (порой — уникальное) оборудование. В разные годы на заводе и его напрямую связанной с городом инфраструктуре появились и другие вспомогательные цеха и хозяйства. В их числе — собственная ТЭЦ, железнодорожное хозяйство, обслуживавшее в числе прочего ветку от станции Вайвара, а автопарк и другие отделы.

Силламяэ 1950-х. Городской Дом пионеров. Фото из книги «Силламяэ 1940-90-х годов.
1960-е годы. Первомайская демонстрация в Силламяэ. Фото: ajapaik.ee

 

Внедрение новых технологических процессов, которые проходили на главном градообразующем предприятии Силламяэ постоянно, было бы невозможно без надежного технического и аналитического контроля, которые постоянно совершенствовались под руководством сначала главного инженера завода. Первым этот пост занимал П.А.Гаев, а затем здесь работали будущие директора завода.

С 1947 до 1991 года у СХЗ было только три руководителя — Гуков Федор Яковлевич (1947-1960), Дубовский Георгий Васильевич (1960-1976) и Плотников Владимир Павлович (1976 — 1991). Причём последний возглавил уже силламяэское химико-металлургическое производственное объединение. Под их руководством успешно развивался не только сам завод, но и  весь город. От жилищно-коммунального сектора  и предприятий бытового обслуживания и досуга до медико-санинитарных структур и торговой сети.

1957 год. Делегаты от Силламяэ на Московский Фестиваль молодёжи и студентов.
1960-е годы. Формирование колонный ТЭЦ на первомайской демонстрации. Фото: ajapaik.ee

 

Основная часть строительных работ, как на заводе, так и в городе, проводилась собственным строительно-монтажным управлением (СМУ). Его в разные годы возглавляли Сергей Трофимович Баркунцев и Виктор Михайлович Барвинский, которых вполне можно назвать главными строителями Силламяэ.

Из бюджета градообразующего предприятия помимо складского хозяйства и традиционного для многих крупных заводов ЭССР 1950-80-х годов подсобного сельскохозяйственного участка, поддерживалась и городская инфраструктура. В ведении заводского управления находились детские дошкольные,  образовательные и спортивные учреждения Силламяэ. Помимо этого СХЗ шефствовал над совхозом «Синимяэ», помогая убирать урожай, построив ему зерносушилку, склад для, пристройку к школе, а также два каменных дома для его работников.

Вид на Силламяэ в 1980-х годах. На заднем плане сланцехимический завод (СХЗ).

 

О том, как развивался Силламяэ с момента получения статуса города в 1957 году до начала 1990-х, когда его градообразующее предприятие прекратило свою работу, читайте в следующей публикации. В ней вы узнаете какие предприятия здесь работали, а также как сформировалась сохранившаяся до сегодняшнего дня сеть  улиц и развивалась социальная инфраструктура — от школ и детсадов до магазинов и мест проведения досуга.

города ЭстонииИда-ВирумааисторияСССРтопЭстония