Имя великого князя Александра Ярославича Невского на слуху практически у всех, кто говорит по-русски. Однако большинство знает о нём катастрофически мало и то в виде давно устоявшихся стереотипов: это воин, дипломат, государственный деятель, святой. Победил рыцарей-крестоносцев в «Ледовом побоище» — битве на Чудском озере. Стал широко известен благодаря историко-биографическому кинофильму 1938 г. Сергея Эйзенштейна (который, кстати, снимался летом).
Особо продвинутые в курсе той грандиозной роли, какую фигура князя сыграла в Великую Отечественную войну, когда образ Александра Невского стал появляться на плакатах, картинах, в газетах, журналах, театральных постановках. Именем Александра Невского была названа истребительная эскадрилья, средства на которую собирали жители осаждённого Ленинграда.
А орден Александра Невского — единственная из полководческих наград, которой награждали и в Российской империи, и в Советском Союзе, и в современной России.
Изображений князя не сохранилось, так что на ордене красуется профиль актёра Николая Константиновича Черкасова, сыгравшего Невского в фильме Эйзенштейна.
И уж совсем единицы информированы, что Александр Невский умер монахом-схимником, приняв постриг перед самой кончиной. И лишь благодаря Петру Великому святой схимонах Алексий был перепрославлен как святой благоверный князь Александр Невский.
На этом, собственно, и всё…
Для начала в двух словах: а что вообще происходило в XIII веке, когда жил Александр Ярославич (1221–1263)?
XIII век
XIII век считается одним из наиболее сложных и кровавых периодов в истории Руси, которая тогда представляла собой набор отдельных княжеств, объединённых лишь единой верой и родственными узами князей из династии Рюриковичей. Между собой эти княжества воевали порой более жестоко и свирепо, чем с внешним противником. Пока шла эта нескончаемая борьба за власть и земли, со стороны Азии надвигалась внешняя угроза — татаро-монгольские племена.
Вот некоторые из основных событий того времени:
1223 г.: битва на реке Калке (территория нынешней Донецкой области), которая закончилась поражением русских ратников. Причиной поражения стала несогласованность действий князей.
Преследуя половцев, 20 тысяч монгольских всадников пришли на земли, расцениваемые киевскими князьями как сфера своих интересов. Собрав огромное сборное войско (около 50 тысяч человек), южнорусские князья вышли монголам навстречу. Те прислали послов с разъяснением, что преследуют «предателей-половцев» и не имеют враждебных намерений к русским. Князья же приказали послов убить и вышли на битву несогласованно — каждый самостоятельно со своим отрядом.
В результате почти все русские отряды были разбиты поодиночке. А тем, кто уцелел, монголы, не желая терять воинов, пообещали, что не прольют ни капли крови сдавшихся. Поверивших князей монголы связали, уложили на землю, постелили на них доски и, усевшись на этот помост, праздновали победу, пока не умер последний князь — не пролив ни капли крови сдавшихся врагов и не нарушив данное слово.
1237 г.: Рязанское княжество завоёвано внуком Чингисхана, Батыем.
1239-1241 гг.: новый поход Батыя на Русь как часть Западного похода монголов (1237‒1242).
1243 г.: образование Золотой Орды. Русские земли платили дань в её казну, а князья получали ярлыки на княжение у хана.
В последнюю четверть XIII века ордынцы 15 раз приходили с набегами на Русь, что привело к обескровливанию Переяславского и Городецкого княжеств и переходу ведущей роли к Твери и Москве. Конец века особых изменений не принёс: Русь продолжала находиться под властью ордынцев, которые поощряли княжеские междоусобицы.
Почти одновременно с нашествием из Азии началась экспансия на русские земли с запада. Так, в 1240 г. обосновавшиеся на Балтике рыцари-крестоносцы стали угрожать Псковским и Новгородским землям. За общую идею — распространение католичества — должны были выступить объединённые шведско-немецкие силы, однако шведы напали на Русь первыми…
Александр Ярославич — тоже Рюрикович — родился в 1221 г. Его отцом был переяславль-залесский князь (позже великий князь киевский и владимирский) Ярослав Всеволодович. В 1228 г. отец оставил малолетнего князя Александра и его старшего брата Фёдора под опекой тиуна (управляющего) Якуна и воеводы Фёдора Даниловича в Новгороде на княжение, а сам отправился в поход на Ригу. Во время голода, наступившего зимой 1229 г., опекуны сбежали с малолетними княжичами из города.
В 1230 г. Новгородская республика повторно призвала Ярослава на княжение. Побыв в городе две недели, он вновь оставил взамен себя Фёдора и Александра. Три года спустя тринадцатилетний Фёдор умирает.
В ноябре 1232 г. папа римский Григорий IX провозгласил крестовый поход против «отступников и варваров». Конфликт закончился победой новгородцев под предводительством Ярослава Всеволодовича на реке Омовже (Эмайыги) [река бассейна реки Нарва, — прим. автора].
В 1236 г. после успешного киевского похода Ярослав уехал из Новгорода княжить в Киев (оттуда в 1238 г. — во Владимир). С этого времени началась самостоятельная княжеская деятельность Александра.
Разорение Батыем в 1237‒1238 гг. северо-восточной Руси стало причиной активизации деятельности Ливонского ордена и Швеции. Если южные русские княжества горели и гибли под ударами со стороны степей, то Новгороду и Пскову, скорее, грозила опасность со стороны Швеции и католических рыцарских орденов, утвердившихся на Балтике.
На Новгород татары так и не пошли, а вот шведы в 1240 г. высадились в устье Невы для похода на Новгород, а рыцари Ливонского ордена осадили Псков. Шведский предводитель прислал Александру надменное послание: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою».
Юный Александр решил выступления шведов не дожидаться. С небольшой дружиной новгородцев и ладожан он выдвинулся к Неве и, застав шведов врасплох, нанёс им сокрушительное поражение.
Полная победа Александра превратила его в героя. Именно за неё потом он и получит своё прозвище «Невский». Особый ореол личности князя придало то, что перед битвой ижорскому старосте Пельгусию было видение, будто бы по Неве плыла ладья с русскими воинами и святыми Борисом и Глебом, которые пришли помогать «сроднику своему» [Борис и Глеб — двоюродные прадеды Александра Невского. Они наряду с Ярославом Мудрым были сыновьями Владимира Святославича (Крестителя Руси), а Александр Ярославич был правнуком Ярослава, — прим. автора].
Однако новгородцам показалось, что князь возгордился этой победой, поэтому они «указали ему путь из города». Но взятие ливонцами Пскова и продвижение их до самого Новгорода заставило горожан изменить своё мнение и вновь призвать Александра.
5 апреля 1242 г. на Чудском озере новгородцы и суздальцы под предводительством 21-летнего Александра наголову разбили войско Ливонского ордена, уничтожив тем самым возможность дальнейшего продвижения западных соседей на восток. Было пленено около 50 рыцарей, чего никогда ранее не случалось. Впоследствии эта битва и будет названа «Ледовым побоищем».
В 1245 г. литовский князь Мидовинг вторгся в русские пределы. Узнав об этом, Александр собрал дружину и выступил в поход. Литовцам стало известно о приближении князя, и войско Мидовинга разбежалось, испугавшись одного его имени.
Таким образом, основные усилия Александра Невского сосредоточились на севере — он воевал на Балтике, защищал Новгород, отбивал нападения литовских князей. За пять лет Александр сумел расширить новгородские владения, отвоевав у Ливонского ордена часть Латгалии (восточной части современной Латвии по правому берегу Даугавы).
Теперь главным стратегическим направлением внешней политики Александра становятся отношения с Ордой.
В 1246 г. князь Ярослав был приглашён к ханскому двору в Каракорум, где и скончался (по одной из версий его отравили).
В 1247 г. уже Александр Ярославич отправился на Волгу к Батыю — с учётом судьбы его отца и многих других русских князей это было очень рискованное мероприятие. Однако он проявил себя не только как талантливый военачальник, но и как искусный дипломат — в Орде он сумел заручиться поддержкой сына Батыя Сартака.
И когда через некоторое время на Руси началась очередная княжеская междоусобица — тогда родной брат Невского Андрей Ярославич выступил против Александра, — монголы поддержали именно Невского, отправив на Русь «Неврюеву рать» [карательный поход в мае 1252 г. золотоордынских войск под командованием эмира (бека) Неврюя против великого князя владимирского Андрея Ярославича, — прим. автора]. Именно по итогам этого нашествия Александр стал великим князем Руси, и именно его потомки стали правящей династией в будущем Московском государстве [территория Великого княжества Московского в XVI—XVII веках, — прим. автора].
Следующие годы прошли в нескончаемой череде войн с западными соседями, утихомиривании русских князей и поездок в Орду.
В 1262 г. хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси — возникла угроза его владениям со стороны ильхана Ирана. Александр отправился в Орду, чтобы попытаться Берке отговорить. Поездка затянулась на год. Хана ему успокоить удалось, но в Орде Александр заболел. Будучи больным, он выехал на Русь.
Уже дома, приняв схиму под именем Алексия, Александр Ярославич скончался 14 ноября 1263 г. Митрополит Кирилл возвестил народ о смерти великого князя словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце земли Суздальской», и все с плачем воскликнули: «Уже погибаем!» [Впоследствии «земля Суздальская» была преобразована в «землю Русскую», в таком виде фраза дошла до нашего времени. Никакого противоречия тут нет: с географической точки зрения земля Суздальская — это вся северо-восточная Русь, ставшая центром единой русской государственности, — прим. автора].
Князь скончался в 42 года. Для современного человека это очень молодой возраст, но в Средневековье были совершенно другие бытовые реалии — тогда мало кто доживал до 45-50 лет. При тогдашнем уровне медицины даже, например, небольшое загноение раны могло привести к заражению крови и смерти. А у Александра Невского за плечами были многочисленные войны, походы, тысячекилометровые переезды — всё это отнимало силы и здоровье.
Александр Ярославич оставил четырёх сыновей. Старший — Василий — в 1255 г. был отстранён отцом от политических дел за противодействие ордынской переписи в Новгороде, и его имя исчезло со страниц летописей. Два других — Дмитрий Переяславский и Андрей Городецкий — по смерти отца в разные годы занимали великокняжеский стол во Владимире и много друг с другом воевали. Младший, Даниил, стал основателем Московской династии, но сам великим князем никогда не был.
Окончание следует.