Железнодорожный Тапа — от усадьбы Тапсъ до статуса города в 1926 году

Рассказом о городе железнодорожников Тапа, который дольше века был важным транспортным узлом c немалым количеством промышленных предприятий, а теперь является в основном спальным районом и местом проведения досуга для расположенных неподалёку частей НАТО, автора портала Tribuna.ee Дмитрий ЦЕХАНОВСКИЙ продолжает цикл публикаций о малых городах Эстонии.

Мои собственные первые впечатления об этом городе восходят к позднедетсадовским временам, когда я впервые проехал на поезде сначала до Ленинграда, а затем — до Москвы. Расположенный в 80 километрах от Таллинна Тапа стал первой станцией, по которой мои ещё малоопытные ножки впервые сбегали по ступеням вагона, чтобы радостно поноситься мимо сохранившегося хоть и в немного переделанном виде здания вокзала.

А на обратном пути именно этот город был тем местом, после которого начинались сборы перед домом в так любимом мною всегда путешествии на поезде. Из Москвы — обычно на легендарной «Эстонии» (№34), из Ленинграда — чаще на вечернем поезде номер 14/15, а также из Минска, Риги или Вильнюса на очень сильно любимой мною за длительный дневной переезд «Чайке». К сожалению, уже почти два года межгосударственных поездов из Эстонии нет, а из Тарту или Нарвы нынче чаще ездим на машине или автобусе, не проезжая Тапа.

Однако Тапа, получивший в 1926 году статус города, — не только крупный железнодорожный центр, это и имеющий довольно развитую промышленность город Эстонии. В годы царской России здесь производились самый известный в регионе чугун и довольно популярная колбаса, в послереволюционные годы в уже независимой Эстонии активно развивался частный бизнес, а в советское время кустарных производителей сменили несколько крупных предприятий различных отраслей, некоторые из которых продолжают работать и в настоящее время.

Посёлок вокруг узловой станции

История довольно крупного по меркам Эстонии населённого пункта под названием Тапа началась в конце XIX века, когда мимо одноимённой усадьбы была проложена ветка железной дороги из Санкт-Петербурга в Палдиски через столицу Эстляндии Ревель (ныне Таллинн). Именно это послужило толчком для развития этих земель.

Так выглядела излучина реки Валгейыэ до того, как в ней началось строительство будущего города Тапа. Фото из архива городского музея

 

По происхождению названия города Тапа есть несколько версий. Первая связана с ливонскими именами Таббе (Tabbe), Таппе (Tappe), а также с адаптацией к местной лексике имени Стефанос — Табан (Taban), Теппо (Teppo). Вторая утверждает, что название происходит от эстонского слова tapp (в родительном падеже tapu), которое означает «хмель» или иное вьющееся растение, например, «вьюнок» (эст. яз. — kassitapp). Кроме того, с финского диалекта слово tappo можно перевести как «огороженная пахотная земля», а на карельском языке tapos — «местожительство». И, наконец, интересна версия сопоставления Тапа с убийством (эст.яз. — tapmine) и битвой (эст. яз. — taplus). Но это скорее «народная этимология», которая не имеет ни исторического, ни лингвистического основания.

Станция Тапс в конце XIX века. Фото: Facebook

 

24 октября 1870 года через Тапсъ (именно так населённый пункт по-старославянски был обозначен на картах конца XIX — начала XX веков) прошёл первый поезд по широкой «российской» колее, а менее чем через пять лет этому месту суждено было стать узловым. 21 августа 1875 года началось строительство следующего участка пути. На этот раз — до находившегося тогда в Лифляндии города Тарту. Первый состав по этой ветке отправился уже в 1876 году — теперь через Тапа проходили обе важнейших железнодорожных магистрали Эстляндской губернии.

На выкупленных у хозяев усадьбы землях, расположенных в древней долине реки Валгейыэ, постепенно началось возведение железнодорожной инфраструктуры. На месте вырубки в еловом лесу было построено здание вокзала, а затем год за годом вокруг здания вокзала увеличивалось количество различных станционных строений и объектов. Появились и здание водокачки, и паровозное депо, и багажные склады, и маневровая горка, и различные станционные помещения.

Главное фото — станция Тапа в 1918 году. Изначально здание вокзала было деревянным (на фото вверху), а рядом был открыт трактир. В конце XIX века путешествие на поезде, состоявшем из паровоза и двух вагонов, от Ревеля до Санкт-Петербурга занимало почти 12 часов. От станции Тапс до Юрьева было около 5 часов пути. Коллаж автора из Facebook

 

В 1885 году в Тапа появилась первая частная школа, которую открыла Кэтрин Мазинг. В небольшом одноэтажном здании на улице Лай велась подготовка мальчиков и девочек к дальнейшему обучению в 3-м классе. Стоимость обучения составляла 16 рублей в год. Дети в течение двух лет изучали Библию, немецкий язык, каллиграфию, физику и прикладные ремёсла. В 1889 году был изменён курс обучения. Прежде всего, с 11 до 4 часов в неделю было сокращено преподавание немецкого языка. В программу теперь также вошли русский язык, арифметика и пение. Школа Мазинг, в которой одновременно обучалось около двух десятков детей, просуществовала до июля 1919 года.

В 1900 году в Тапсе открылись сразу три школы: русская начальная, эстонская начальная и средняя гимназия железнодорожников, в которой обучение велось на русском языке. Позднее последняя стала именоваться Тапским городским училищем.

Городское училище в 1910 году. Источник: ok.ru

 

2 января 1895 года здесь, близ вокзала, было освящено место постройки православной церкви, поскольку большинство работников станции являлись православными славянами. Однако лишь 15 июня 1904 года здесь была открыта Церковь Иоанна Предтечи (Крестителя).

Лютеранское население Тапса долгие годы пользовалось кирхой, находящейся в посёлке Амбла, но к концу того же 1904 года была возведена протестантская церковь, располагавшаяся неподалёку от локомотивного депо. Кроме того, в том же году на центральной площади появился клубный дом в котором разместилась общественная организация «Гармония» («Harmonie»).

Построенный в 1904 году в Тапа клуб «Гармония». Фото: ok.ru

 

В ноябре 1906 года в Тапсе было создан филиал тартуского Общества поощрения воспитания молодёжи (Noorsoo Kasvatuse Selts). Своей главной целью созданный филиал ставил организацию получения среднего образования на эстонском языке. На первом его заседании, которое состоялось в клубе «Гармония», председателем был избран Виллем Габриэль. Обществом было получено разрешение на открытие в городе своей народной школы (Tapa osakonna rahvakool), которая начала работать уже 30 ноября 1906 года в небольшом здании на улице Пикк (Pikk) — главной улице тогда ещё пристанционного посёлка. Тогда же был поднят вопрос и о строительстве нового здания школы. В феврале 1907 года Обществом поощрения воспитания молодёжи был начат сбор денег на постройку. В итоге овое здание народной школы было открыто 3 января 1910 года.

18 декабря 1917 деревня Тапа вышла из муниципалитета Лехтсе и, объединившись с посёлком при станции, получила статус посада (эст. яз. — alev). С середины 1920-х годов такие населённые пункты стали называться в Эстонии городскими посёлками. Первым старейшиной 7 января 1918 года был избран упомянутый выше Виллем Габриэль.

Так выглядело в 1930-х годах здание городской управы Тапа. Фото: ok.ru

 

В период, пока Эстония входила с состав Российской империи, развитие Тапа шло довольно быстрыми темпами в основном за счёт средств, вкладываемых в развитие железнодорожной инфраструктуры, а также в экономическую и культурную жизнь работников этой отрасли. В годы войны, которая в эстонской истории именуется Освободительной, Тапа суждено было стать одним из важных стратегических объектов. По данным историков, город был освобождён от «красных» в январе 1919 года. В дальнейшем именно здесь в депо ремонтировались как простые паровозы и вагоны, так и бронепоезда, являвшиеся довольно важным аргументом в военных спорах лет.

Яан Крусбах — первый промышленник города

Старейшим в Тапа нежелезнодорожным предприятием стал чугунолитейный завод, основанный Яаном Крусбахом в 1897 году. Здесь занимались производством литья из чугуна и меди, изготовлением токарных и других станков, в том числе и для спиртовой промышленности, а также сельскохозяйственных орудий.

На заводе работало торговое представительство, которое позволяло заказать паровые машины, масляные двигатели, а также компоненты, необходимые для постройки ветряной и водяной мельниц. Кроме того, на заводе Крусбаха изготавливались и надгробия для городского кладбища.

Чугунолитейный завод Яана Крусбаха в Тапа в 1910-е годы. Фото: Facebook

 

Яан Крусбах владел, помимо завода, и мельницей, где две пары жерновов в основном использовались для производства муки. Арендатор мельницы П. Эльбинг выпекал хлеб, продавая его местным жителям вместе с мукой и крупой. Завод Крусбаха продолжил свою работу и после смерти своего создателя. Лишь в 1930-х годах, когда оборудование начало быстро устаревать, завод постепенно потерял своё значение для городской жизни.

Есть легенда о том, как Яан Крусбах пообещал, что его похоронят не в деревянном гробу, а в чугунном. Его могила находится на старом русском кладбище Тапа. На ней, как и на могилах шести его родственников, стоят чугунные кресты. Однако чугунный ли его гроб — история умалчивает.

В память о первом промышленнике города тапасцы называют горой Крусбаха холм с сосновым лесом на берегу реки Валгейыэ, расположенный неподалёку от его бывшего чугунолитейного завода.

Частный бизнес города Тапа

Несмотря на то, что основная экономическая жизнь города была связана с железной дорогой — станцией, депо и ремонтными цехами, постепенно здесь начали появляться и другие предприятия. Да, менее крупные, но при этом оказывавшие влияние на жизнь города.

Пикк — центральная улица посёлка Тапа в 1920-е годы. Источник: «Википедия»

 

В октябре 1889 года Генрих Кольсхорн основал в Тапа «Эстонский завод мясной продукции». На территории предприятия, расположившегося на окраине у реки Валгейыэ, находились скотобойня, печи, котельная и другие необходимые средства. Первые годы здесь производились мясо и колбасы, а позже в ассортименте появились также ветчина и сало.

В дальнейшем на месте завода мясной продукции работали колбасные цеха П. Ландсберга и А. Пихельштейна. В других местах города открывались лавки и более мелких производителей мясной продукции. Есть данные о том, что колбасы тапских производителей продавались вплоть до Ревеля и Нарвы, а также в Ямбурге, Петербурге и за рубежом. Крупнейшим городским их производителем в первое десятилетие XX века стало предприятие Отто Бауманна.

В 1901 году Йоганнес Лейнберг начал в Тапа производство карет, которые были довольно популярны как в Эстляндии, так и за её пределами. Фото из архива городского музея

 

В 1920-х годах тапасец Юлиус Каарман стал крупнейшим молокозаводчиком в округе — его ферма по производству различных молочных продуктов, которая обеспечивала этими товарами всю округу вплоть до Таллинна, находилась на улице Ийзаку.

В районе нынешней улицы Вабрику располагалось деревообрабатывающее предприятие Бернхарда Рооба. Здесь изготавливались под заказ двери, окна, торговое оборудование и прочая мебель, а также продавались стройматериалы для частного строительства. Стоит отметить, что сам Рооба принимал паевое участие в строительстве городской электростанции. Кроме того, он был активным членом городской администрации. С 30 мая 1919 года по 30 мая 1921 года — мэром города, а в 1930-е несколько лет — заместителем мэра. Умер Бернхард Рооба в 1969 году в Швеции, куда эмигрировал в 1944 году.

Лесопилка Бернхарда Рооба в 1930-х годах. Фото из архивов городского музея

 

Работало в городе и ещё одно довольно крупное лесопильное производство. Сначала его хозяином был Мейер Юдейкин, а затем — Хуго Уллай. Первый начал строить в 1926 году лесопилку, которую к концу 1920-х связал с железной дорогой собственными путями. Второй же приобрёл её в январе 1935 года, продолжив обеспечивать работой около четырёх десятков человек. Из лесных полуфабрикатов здесь изготавливались брус, балки и другие элементы для строительства, а древесные отходы шли на отопление в котельные. Кроме того, часть обработанной древесины через Таллинн поставлялась даже в Англию. Лесопилка была уничтожена пожаром в июле 1938 года.

В Эстонии и даже за её пределами был известен предприниматель из Тапа Иван Иванов, который в 1920-х — 30-х годах владел кожевенной мастерской по адресу улица Вески, 5. Здесь не только производилось дубление телячьих, конских и овечьи шкур, но и занимались окраской меховых шкурок в белый или чёрный цвета. Магазин же Иванова располагался по адресу Пикк, 18. Здесь торговали уже не только изделиями из кожи, но и другими видами одежды. К сожалению, Иван Иванов попал под депортацию 1941 года, а в 1942 году был расстрелян в Сосьвинском исправительно-трудовом лагере Свердловской области.

Портрет тапаского предпринимателя Ивана Иванова на фоне здания его магазина, сохранившегося до настоящего времени. Коллаж автора

 

В 1928 году свою ткацкую фабрику открыл Ганс Саар, который специализировался на производстве шерстяных и льняных тканей и даже в те непростые для страны годы получал заказы не только с разных концов Эстонии, но и из-за рубежа.

Из более мелких производств Тапа периода Эстонской Республики стоит отметить металлическую мастерскую Йоханнеса Рейса (Амблаское шоссе, 7), где производились скважинные насосы, а также выполнялись различные кузнечные, слесарные, сварочные и ремонтные работы. Слесарным делом в городе в те годы занимались также А. Калме, Эльмар Лийви и Карл Лутс.

Важным событием в жизни Тапа  в 1919 году стало начало работы городской электростанции, расположившейся на берегу реки Валгейыэ, которая была значительно перестроена в 1930-х годах. Коллаж автора на основе фотографий из «Википедии» и Facebook

 

Были в городе в 1930-х годах также довольно известные в округе производители гончарных изделий (Оскар Удикас), безалкогольных напитков (Пол Джекси), кондитерских и шоколадных изделий (OÜ Aurora), а также была мастерская по пошиву и покраске одежды Ричарда Михкеля (Лай, 7). О них, как и о других небольших производствах, снабжавших жителей Тапа и железнодорожников всем необходимым, от одежды до алкоголя, можно узнать, посетив городской музей, расположенный по адресу: улица 1 Мая, дом 4.

Во второй части публикации о Тапа, читайте о том, как развивался город в годы СССР, а также о том, каким он стал в настоящее время. 

Читайте также:

Город Тапа — пионер языкового погружения в Эстонии

Мыйзакюла: Железнодорожно-промышленное прошлое и деревенское настоящее

Синди — город ткачей: сначала Лифляндии, а затем — Эстонии

городисторияТапатопЭстония