На Штромке в столичном районе Пыхья-Таллинн открылась фотовыставка, посвящённая юбилею Таллиннского машиностроительного завода, в советское время одного из крупнейших предприятий республики. На вернисаже бывшие заводчане аплодисментами встречали каждого выступающего, а в конце торжественной части дружно спели.
Несколько десятков фотографий выставки рассказывают о полуторавековой истории завода, известного сегодня как Tallinna Masinatehas OÜ. Председатель его Совета ветеранов Игорь Сенюшкин в разговоре с автором портала Tribuna.ee Александром Айсбергом изображённое на фотографиях дополнил своими комментариями.
«Выставку рассчитывали открыть ещё в марте, именно тогда мы планировали отметить 155-летие завода. Но вмешалась пандемия, так что торжественно отмечать юбилей будем уже в сентябре», — сказал собеседник.
Йоханнес Лауристин и Франц Крулль
«Звёздные» годы Таллиннского машиностроительного завода в Копли относятся к советскому периоду его истории, когда он находился в подчинении Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР и носил имя эстонского революционера Лауристина. Его продукция была хорошо известна во всех республиках Советского Союза и за границей, и ещё в середине 1960-х годов завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Начинал свою жизнь Таллиннский машзавод в царское время как завод Крулля, российского промышленника, немца по происхождению, обосновавшегося в Эстляндской губернии. Фотографии, относящиеся к этому периоду истории, открывают выставку.
В советские годы завод был национализирован, и им руководили уже другие люди. Все директора — крепкие хозяйственники и высококлассные специалисты. Например, Леонид Головачёв, возглавлявший завод до середины 60-х годов, — лауреат Государственной премии, известный изобретатель.
«Показательна карьера предпоследнего директора завода Вильяра Вескивяли. После того, как его деятельность на предприятии завершилась, ему предложили руководство крупнейшим научно-производственным объединением в Сумах на Украине. Но Вескивяли остался в Эстонии и возглавил Министерство местной промышленности республики», — рассказал Сенюшкин.
Много чего производил Таллиннский машиностроительный завод. Последние десятилетия его основной продукцией были аппараты воздушного охлаждения для газо- и нефтепроводов, которые шли и на экспорт.
Поработал завод и непосредственно для Таллинна, готовя, в частности, эстонскую столицу к проведению Олимпийской регаты в 1980 году. Городские улицы и парки украшают скульптуры, отлитые в цехах Таллиннского машзавода: в начале улицы Виру прохожих встречает фонтан «Мальчик с рыбой», через дорогу виден величественный «Памятник жертвам расстрела 1905 года», а в Кадриорге стоит монумент эстонскому классику Фридриху Рейнгольду Крейцвальду.
Вот эти руки, руки трудовые, руками золотыми назовут
В советское время на предприятиях народного хозяйства было широко развито наставничество, когда опытные работники брали шефство над молодыми рабочими, передавая им свое умение и мастерство.
На Таллиннском машзаводе в этом отношении выделялся токарь Владимир Иванович Малышев, носивший звание «Заслуженный наставник Эстонской ССР». Он набирал себе ребят, учил их заводскому делу, свободное время также нередко проводил с ними, устраивая выезды за город. По словам Сенюшкина, Малышев «горел» этим делом и организовывал республиканские слёты наставников.
Есть на фотографиях и портреты других известных рабочих. Например, в 1946 году на завод из России привезли выпускников ФЗУ (школ фабрично-заводского ученичества), человек сто. Среди молодых ребят и девчат оказалась и Тамара Сергеевна Ригина, попавшая в бригаду разметчиков. Проработав на заводе 50 лет, она ушла на пенсию в должности старшего мастера механического цеха.
Или взять историю Инны Львовны Шульц. На заводе она с 1956 года. Работала там почти до самого конца, до приватизации предприятия в начале 1990-х. Первой её наградой была медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», потом были ещё медали.
После выхода на пенсию Инна Львовна не встала на учет в ветеранской организации и никаких льгот и юбилейных наград не получала. И только благодаря заводским друзьям, которые все эти годы ее навещали и помогали (в первую очередь, Галине Васильевой), ей удалось восстановить свое членство в организации и в июне Инне Львовне вручили юбилейную медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».
На Таллиннском машзаводе трудились целые рабочие династии. Например, в конце 40-х годов на предприятие пришел Роланд Метсар, чей отец и брат работали ещё на заводе Крулля. Он сделал, можно сказать, государственную карьеру, став депутатом Верховного Совета СССР.
«Потом Метсар оказался на хозяйственной работе и долгое время являлся председателем Калининского райисполкома. Последняя его должность — председатель Эстонских профсоюзов. Уйдя на пенсию, он работал начальником мастерских в нашем межзаводском ПТУ», — продолжил в комментарии Сенюшкин.
Сам он — тоже представитель рабочей династии, его отец за 40 лет работы на Таллиннском машзаводе прошел путь от подручного сталевара до заместителя начальника сталелитейного цеха. Игорь Сенюшкин пришел к отцу на завод в 1976 году после окончания Таллиннского политехнического института.
Спорт плечи расправляет
Как заметил собеседник, показательна история старейшей работницы завода Альмы Куллеркупп. Она появилась на производстве в 1953 году и стала токарем пятого разряда. Потом работала в техническом бюро механического цеха, одновременно училась и занималась спортом.
За свою жизнь Альма неоднократно становилась чемпионкой Эстонии и Таллинна по лёгкой атлетике, много лет являлась членом эстонской сборной, участвовала в чемпионатах мира по лёгкой атлетике среди ветеранов и чемпионатах Европы. Её имя занесено в Эстонскую энциклопедию.
Ряд фотографий выставки рассказывает о том, как отдыхали заводчане и чем занимались после смены. Всегда был развит спорт. Например, Герой соцтруда Альфред Вальдов, ещё работая на заводе Крулля (до войны), играл в футбол и выступал за сборную Эстонии. А в 50-е годы футбольная команда Таллиннского машиностроительного завода стала обладательницей Кубка Таллинна.
Среди заводских спортсменов были известные баскетболисты. Арво Путмакер в конце 40-х — начале 50-х годов являлся сильнейшим центровым эстонского баскетбола. На заводе работал в конструкторском бюро.
«Очень сильная была волейбольная команда, помню отдельных её игроков. Были парашютисты. Работал на заводе и чемпион Советского Союза по буерному спорту Владимир Гирс, считавшийся в 60-х годах непобедимым. В те времена в Эстонии это был популярный вид спорта.
В 70-е годы, когда я пришел на завод, застал команду по спортивной подводной стрельбе, ездившую на всесоюзные соревнования. Среди её членов были мастера спорта и чемпионы СССР: Арвидс Камерадс, Николай Бурихин, Геннадий Сироткин», — сообщил Сенюшкин.
Костёр и аромат свежей рыбы
На фотографиях можно увидеть художественные коллективы Таллиннского машзавода. В советское время — это огромное предприятие с числом работников более двух тысяч человек, многие из которых после работы занимались в коллективах художественной самодеятельности. На заводе был большой актовый зал, а заведующей заводским клубом работала Мильви Пярксон.
Смешанный хор заводчан постоянно принимал участие во Всеэстонских певческих праздниках. С танцорами занимался известный Иван Макаров, руководила же хореографической студией Галина Писарева. Заводской профсоюз организовывал им поездки, причём не только по Эстонии.
«А праздники какие у нас были! Выступали все эстонские «звезды» тех лет — Яак Йоала, Тынис Мяги. Устраивались творческие вечера с российскими артистами, приезжавшими в республику на гастроли. Всех принимали, привечали», — вспоминал Сенюшкин.
Завод имел свою базу отдыха в Янеда. Там всё начиналось с одного домика, в котором стояли двухъярусные кровати. Потом появились специальные вагоны-домики и отдельная баня с парилкой. Позже стали строить домики на четырёх персон.
По словам собеседника, их было видно из окон вагонов московского поезда — стояли, как теремки. Летом в Янеда собирали ягоды, на соседних озёрах ловили рыбу, занимались спортивным ориентированием, а зимой катались на лыжах. Была у завода и своя рыболовная база в Пивароотси, а также дом отдыха на острове Аэгна.
Выставку на Штромке организовали Совет ветеранов Таллиннского машиностроительного завода, созданный несколько лет назад, и управа района Пыхья-Таллинн.
Как заметил на прощание председатель Совета ветеранов Игорь Сенюшкин, в фотографиях хотелось отразить всю богатую и многогранную жизнь завода. Но всё равно многое осталось за кадром, так что если возродится заводской музей (а он когда-то существовал), то экспозицию можно будет многократно расширить.