Таллиннская фабрика «Норма» — это не просто промышленное предприятие, а настоящая действующая легенда эстонской промышленности. Датой основания в Палдиски считающейся её прародителем мастерской по обработке жести является 1891 год.
С 1930-х годов «Норма» уже известна производством игрушек, которое существенно разрослось в годы советской власти. В 1970-х годах фабрика стала первым в Советском Союзе местом производства автомобильных ремней безопасности. Сегодня же она продолжает выпускать их и их компоненты уже в составе шведской корпорации Autoliv.
Первоначальное производство в Палдиски именовалось Michelsoni plekitöökoda. Уже перед переездом в Таллинн (тогда — Ревель) ближе к концу XIX века оно было переименовано в Taube & Starr. В столице Эстляндской губернии предприятие смогло пережить русские революции и Первую мировую войну. В годы первой эстонской независимости, несмотря на смену режимов и экономические трансформации, его владельцы сумели эволюционировать от производства простых жестяных изделий к более сложным элементам.
Основателями предприятия являются Херман Таубе (Herman Taube) и Пауль Старр (Paul Starr). Они изначально специализировались на изготовлении жестяной тары, а также на литографии по металлу. После переезда в столицу губернии им удалось расширить производство. Быстрый рост промышленности и торговли в Российской империи на рубеже XIX–XX веков позволил им получить достаточное количество заказов от промышленных предприятий, а также частных лиц и торговых точек. Здесь не только изготавливались вывески и реклама для магазинов города, но и производилась различная тара для перевозки и реализации товаров.
Название «Норма» появилось в начале 1930-х годов. Именно тогда после непростого предыдущего первого десятилетия независимости Эстонии хозяевам фабрики удалось найти инвесторов и расширить производство. Теперь здесь появлялись на свет металлические игрушки: жестяные машинки, конструкторы, свистульки и другие детские товары. Они быстро завоевали популярность сначала в Эстонии, а затем и за её пределами. Произошло это во многом благодаря самобытному оформлению и качественным материалам. Именно этим игрушки, произведённые в Таллинне, нравились и детям, и взрослым.
После присоединения Эстонии к Советскому Союзу в 1940 году «Норма» была национализирована. Начались работы по реорганизации и расширению производства в новых социалистических условиях. Однако их прервала немецкая оккупация республики, которая продолжалась с августа 1941 года по сентябрь 1944 года.
После возвращения советской власти в 1944 году на основе предприятия начало формироваться более крупное производство. С присоединением нескольких более мелких смежных предприятий и артелей фабрика значительно разрослась Уже к середине 1950-х годов она смогла войди в число ведущих предприятий не только столицы, но и всей Эстонской ССР. Уже тогда бывали годы, когда здесь работало более тысячи человек.
В 1957 году «Норма» стала первым предприятием Советского Союза, которое начало массово выпускать карманные и налобные электрические фонарики. Это было значимым достижением, поскольку ранее подобные изделия либо импортировались в страну, либо производились кустарно.
В 1950-60-е годы активно расширялась и линейка производимых игрушек, которые теперь изготавливались не только из жести, но и из дерева, а в дальнейшем — из пластмассы. Также быстро выросло и количество наименований жестяных изделий для быта, которые быстро завоевали советский рынок и даже уходили на экспорт. Отдельно стоит отметить организацию выпуска фотовспышек, которые быстро полюбились советским фотолюбителям.
В 1960-х годах «Норма» стала одним из первых предприятий в СССР, на которых был организован выпуск самодвижущихся жестяных и пластмассовых игрушек. Они работали на моторчиках, приводимых в действии батарейками, которые также изготавливались на фабрике. Забавные грузовички, автобусы, кораблики и даже луноходы помнит немалое число жителей разных уголков бывшего Союза, которые в детстве играли с ними либо собирали различные конструкторы местного производства.
Игрушки «Нормы», которых было около сотни различных модификаций, стали частью детства для многих тысяч советских людей. Фонарики, разошедшиеся по всей огромной стране, стали надёжными помощниками в быту и важными спутниками в походах. Фотовспышки (тогда именовавшиеся фотоимпульсными лампами) с логотипом предприятия пользовались заслуженным уважением любителей фотографии не только в СССР, но и за его пределами (даже в капиталистических странах).
Вплоть до конца 1960-х годов более 60% продукции предприятия составляли товары для детей, а остальное — это металлическая фурнитура, фонарики, фотовспышки и сувенирные светильники, а также прочие товары народного потребления. Фабрика уже 1970-х годах была оснащена по последнему слову техники для своего времени. Ещё больше средств на развитие удастся получить уже после реорганизации до статуса Производственного объединения (ПО), который будет получен в 1981 году.
Однако ещё ранее, в 1973 году, на «Норме» случилось событие, изменившие всю историю предприятия, а в дальнейшем позволившее ему удачно вписаться в рыночную экономику. Здесь было запущено производство автомобильных ремней безопасности, позволившее предприятию стать важной частью советского автопрома. До этого в большинстве произведённых в СССР легковых автомашин (от «Жигулей» и «Москвичей» до «Волг») подобные ремни либо вообще не ставили, либо использовали иностранную продукцию — они были редкой опцией.
Рассказ о том, как и благодаря кому предприятие получило новую важнейшую специализацию, а также, как оно смогло в отличии от многих заводов и фабрик Эстонской ССР пережить 1990-е годы после обретения страной независимости и продолжать работу до сегодняшнего дня, читайте в следующей публикации.
Читайте по теме:
Mayeri/Flora: полтора века эстонской бытовой химии и косметики — от истоков до 1917 года
Mayeri/Flora: полтора века эстонской бытовой химии и косметики — II: от краха 1920-х к НПО 1964 года
Mayeri/Flora: полтора века эстонской бытовой химии и косметики — III: эра советского НПО (1964-1991)
Mayeri/Flora: полтора века эстонской бытовой химии и косметики — IV: от развала СССР до 2020-х