Игорь Круглов: Вольдемар Пансо и его герой, противостоявший аналогу COVID-19

Он сыграл совсем немного ролей в театре и в кино. Но даже они позволяют сделать вывод, что это был художник большого творческого потенциала и таланта. Пожалуй, самая яркая из них — датский профессор Тансен в двухсерийном политическом памфлете режиссёра Саввы Кулиша «Комитет 19-ти» (авторы сценария — Сергей Михалков и Александр Шлепянов при участии Саввы Кулиша, 1971).

Это был весьма непривычный для СССР игровой кинопроект. С необычной фабулой и ещё более необычными, весьма завидными для коллег по киноцеху съёмочными локациями: Москва, Париж, Африка. Получить разрешение на выезд в капиталистические государства и страны третьего мира тогда удавалось совсем немногим и полностью благонадёжным, с точки зрения системы, кинематографистам. Вероятнее всего, сие стало возможным для группы Кулиша благодаря трём факторам.

Во-первых, «Комитет 19-ти» делался по горячим следам триумфального шествия по экранам первой полнометражной его ленты — «Мёртвый сезон».

Во-вторых, присутствие среди сценаристов главы Союза писателей РСФСР, лауреата Ленинской премии и автора гимна Советского Союза Сергея Михалкова тоже служило своеобразной гарантией того, что съёмочная группа является политически благонадёжной и «выездной».

И, в-третьих, несомненно, помогла «крыша» Комитета госбезопасности СССР, который прежде курировал «Мёртвый сезон», поскольку в нём речь шла о советских разведчиках, и теперь никак не мог пройти мимо новой картины Кулиша и сценариста «Мёртвого сезона» Александра Шлепянова, развивающей тему, затронутую в предыдущем проекте.

Напомним, что в «Мёртвом сезоне» речь идёт о разоблачении советской разведкой деятельности американских спецслужб в сфере разработки бактериологического и химического оружия массового поражения, которой занимается гитлеровский преступник доктор Хасс, скрываемый ими от правосудия. В «Комитете 19-ти» снова рассматривается данная тема, только уже на примере бесчеловечных опытов неонацистских изуверов в одной из африканских стран ( впрочем, в картине даётся вполне прозрачный намёк, что подразумевается Южно-Африканская Республика). По сюжету, одна из постоянных рабочих комиссий ООН по здравоохранению и экологии (тот самый Комитет 19-ти), которая перманентно ведёт всякие малополезные для человечества дебаты, решает отправить свою миссию в составе шести человек в Африку. Цель поездки — изучить причины возникновения неизвестной эпидемии, поразившей местных жителей и не поддающейся лечению привычными лекарственными средствами и вакцинами.

Изображение: kinopoisk.ru

 

Возглавляет экспедицию советский учёный Смоленцев (Николай Засухин). Именно он — а в его лице и всё Советское государство — решил положить конец бесплодным дискуссиям в Комитете и предложил заняться реальным вопросом, решение которого смогло бы пролить свет на тайны возникновения ужасной хвори и найти против неё противоядие.

Интересно, что этот фильм во многом оказался созвучным нашему времени. Например, дебаты, в которых представитель Малайзии то и дело сокрушается по поводу загрязнения почвы продуктами цивилизации, весьма напоминают заявления юной шведской экологической активистки Греты Тунберг в 2019 году о якобы неизбежном экзистенциальном кризисе для человечества в связи с изменением климата. Притом что на Земле уже созрела новая опасность в виде явно рукотворного COVID-19. Но, как мы помним, внимание многих высоких инстанций тогда было отвлечено от него и от тех, кто его создал, демаршами Греты на форумах разных уровней, вплоть до самых высоких.

Совершенно аналогичная ситуация происходит и в «Комитете 19-ти». Некоторые его члены то и дело уныло ноют про загрязнения почвы и растительности, стараясь не замечать угрозы, появившейся на африканском континенте. Но профессору Смоленцеву удаётся убедить нескольких маститых коллег, и они отправляются вместе с ним в крайне небезопасное путешествие.

«Комитет 19-ти», кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

 

Комитет 19-ти состоит из многих уважаемых людей. Среди них — несколько лауреатов Нобелевской премии. Однако не все с готовностью откликаются на инициативу Смоленцева. В частности, представитель США и его западногерманские клевреты оспаривают её и пытаются заблокировать. В беседе Смоленцева с американцем выясняется крайне циничная точка зрения последнего на бактериологическое и химическое оружие, которое, по мнению штатовца, является «гуманным», поскольку бережёт жизни американских солдат.

Тем не менее другие члены Комитета соглашаются на поездку под руководством Смоленцева, несмотря на сложившиеся у них конфронтационные стереотипы в отношении к коммунистическому государству. Хотя они все и очень разные люди, но совесть и долг учёного требуют от них разобраться в причинах загадочного штамма, способного развиться в смертельную мировую пандемию.

Вольдемар Пансо (родился 30 ноября 1920 года в Томске) играет в фильме Тансена — всемирно признанного датского профессора, но вместе с тем одинокого, неухоженного, пьющего человека. Зритель не знает его предыстории, биографии и причин замкнутости, отрешённости и алкоголизма. Однако о них можно догадываться: Пансо крайне лаконичными, но весьма впечатляющими актёрскими штрихами передаёт внутренний мир своего персонажа. Вероятнее всего, как понимает зритель, наблюдая за его неухоженным видом, всклокоченной прической, тоскующим и унылым взглядом, в коем нет ни проблеска надежды, — уныние профессора связано с его глобальным мировосприятием. Вскоре сам герой доказывает это чтением вслух одному из своих коллег рассказа Эдгара По «Маска Красной смерти», где речь идёт о том, как некий средневековый принц и его царедворцы пытаются спрятаться от бушующей в стране чумы за стенами своего замка. Они там пируют, развратничают и веселятся, но ужасный конец всё равно настигает их. Видимо, сей пир во время чумы олицетворяет для Тансена обречённость западной цивилизации. В поведении учёного явно прочитываются его страх и бессилие противостоять мировому злу, которые он заливает алкоголем.

Вольдемар Пансо в 1938 году. Фото: Eesti Rahvusringhäälingu kogu

 

Впрочем, в итоге Тансену удаётся преодолеть себя и совершить своеобразное духовное восхождение. Это происходит, когда учёные, попавшие в плен к неонацистам, узнают, что причиной эпидемии стали лабораторные эксперименты в закрытом бактериологическом центре. Датчанин категорически отказывается пойти на поводу у изуверов и подписать фальшивое заключение о безопасности производимых теми опытов. Так же, как и все его товарищи, возглавляемые Смоленцевым и презревшие неминуемую смерть. В конце картины мы видим глаза Тансена во взлетающем заминированном самолёте. В них мужество, спокойная радость от победы над страхом и выполнения собственного долга. Все эти движения души переданы артистом лаконично, но очень трогательно.

Среди других актерских работ Пансо — Вожак («Оптимистическая трагедия», 1957), Боби («Июньские дни», 1957), Победоносиков («Баня», 1958), доктор («Незваные гости», 1959), часовщик («Озорные повороты», 1959), главврач больницы («Безумие», 1968), министр Финляндии («Посол Советского Союза», 1969), приятель Марека («Риск», 1970) и пр.

Вольдемар Пансо в фильме «Озорные повороты» (1959). Фото: Oti Vasemaa (Filmiarhiivi kogu)

 

Вольдемар Пансо в фильме «Безумие» (1968). Фото: Filmiarhiivi kogu

 

Гораздо больше Пансо был известен как искусствовед, театральный режиссёр и руководитель. Он окончил в 1941 году драматическую школу при Таллиннской консерватории (сейчас — Эстонская академия музыки и театра), а в 1955-м — режиссёрский факультет ГИТИСа в Москве. В 1965 году получил учёную степень кандидата искусствоведения. Долгие годы, с небольшими перерывами, служил как актёр и постановщик в Эстонском драматическом театре, а с 1970 по 1976 годы был его главным режиссёром. Поставил спектакли «Семеро братьев» (1956), «Филумена Мартурано» (1957), «Гамлет» (1966), «Мать» (1967), «Ричард III» (1975) и др. Был инициатором создания, главным режиссёром и худруком Молодёжного театра Эстонии ( ныне Таллиннский городской театр). Работал также в тартуском театре «Ванемуйне», Эстонском театре оперы и балета, на республиканском ТВ и радио.

Лидер отряда анархистов — Вольдемар Пансо. «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского. Драматический театр, 1957 г. Фото: Eesti Teatri- ja Muusikamuuseum

 

Конечно, можно посожалеть, что его актёрское мастерство осталось в тени сделанного им в других сферах искусства. Хотя в своё время заслуги этого талантливого артиста, режиссёра, учёного и театрального организатора были высоко оценены. Вольдемару Пансо были присвоены звания народного артиста Эстонской ССР (1968) и народного артиста СССР (1977).

Умер Вольдемар Хансович Пансо 27 декабря 1977 года в возрасте 57 лет.

Читайте по теме:

Игорь Круглов: Рудольф Нууде — пионер послевоенного эстонского кино

Игорь Круглов: Иван Рассомахин — таллиннско-петербургский кузнец знаменитостей

Игорь Круглов: Прийт Пыльдроос — первый сценический Ленин Эстонии

Вольдемар ПансокиноСССРтеатртоп