После того, как Ревель (историческое название Таллинна — Ред.) в 1857 году был выведен из числа городов-крепостей Российской империи, местные меценаты начали активно вкладываться в промышленность. Одним из ярких примеров удачного развития на протяжении почти целого века стал завод «Вольта».
История акционерного общества «Вольта» (AS Volta) началась 15 апреля 1899 года. Именно в этот день был утверждён устав компании с капиталом в два миллиона рублей. Большую часть средств внесли Карл и Кристиан Лютеры, но в числе акционеров были и другие вкладчики, в частности, Кристиан-Бертольд Роттерманн, а также бывший в частичном владении немецкой компании AEG Рижский коммерческий банк.
В честь одного из основоположников учения об электричестве
Вскоре компания приобрела участок и начала строительство завода, который был назван в честь итальянского физика Алессандро Вольта, считающегося одним из основоположников практического применения электричества. Днём начала строительства является 5 января 1900 года, а первую продукцию предприятие дало к 1 мая 1901 года.
Вдоль улицы, которая в те годы называлась Болотной, а теперь — Промышленной (эст. яз. — Tööstuse), почти на 340 метров протянулась стена завода «Вольта». За ней располагалось главное здание завода. На первом его этаже были склады материалов и готовой продукции, на втором — конторские помещения, а также один из лучших чертёжных залов того времени в городе. Всего же территория предприятия первично занимала более 10 гектаров. Позднее, когда был приобретён участок вдоль железнодорожной ветки, ранее принадлежавший винокуренному заводу «Розен и Ко», на нём в 1914 году был введён в эксплуатацию литейный цех.
За несколько лет завод «Вольта» под руководством швейцарского инженера Конрада Шиндлера был оснащён самым современным оборудованием того времени в числе которого, например, был первый в Эстонии электрический молот. При этом как электродвигатели, так и генераторы, производимые на нём, изготавливались из российского сырья, реализуясь также в основном внутри Российской империи. Железо поступало с Путиловского, Южно-Русского и уральских заводов, трубы — с Петербургского и Варшавского трубопрокатных заводов, а стальное литьё — с Брянского завода.
Электрификация домов, улиц и оснащение субмарин
Диапазон мощности генераторов постоянного и переменного тока, производившихся на заводе в то время, составлял от одной до 330 лошадиных сил. В 1909 году именно здесь были созданы три паровых турбины мощностью 250 лошадиных сил и генератор переменного тока на три киловатта для первой городской электростанции Ревеля, которая позволила начать централизованную электрификацию улиц и домов главного города Эстляндии.
Предприятие развивалось настолько успешно, что в 1910 году часть акций решили приобрести два банка столицы империи — Санкт-Петербургский Дисконтный банк и Кредитный банк. Это привело к тому, что на предприятие стали поступать крупные заказы: как от железных дорог России, так и от военного ведомства империи. В частности, в 1913 году, когда неподалёку на берегу залива начала работать верфь А.С. Ноблесснера, всё электрооборудование для создаваемых здесь подводных лодок было решено заказывать именно на заводе «Вольта».
По некоторым данным, после того как директором завода стал его первый русский акционер Михаил Плотников, именно он стал инициатором строительства по соседству с «Вольта» судостроительного завода АО «Ноблесснер». Путём взаимного обмена акциями произошло фактическое объединение предприятий и «Вольта». Возможно, именно так удалось получить львиную долю заказов на строительство подводных лодок, все работы по электрооборудованию которых были поручены заводу «Вольта».
Номенклатура продукции росла с каждым годом, что позволяло быстро увеличивать также и общий объём производимого здесь оборудования. К 1916 году оборот предприятия вырос до 5,5 миллионов рублей. К тому времени на заводе «Вольта» работало уже 860 человек, а, помимо таллиннской заводской администрации, появилась и штаб-квартира в Санкт-Петербурге.
Первая мировая война, которая первично дала возможность получить новые заказы от военного ведомства, затем приблизилась к Эстляндии и заставила свернуть производство. Возможно, этот процесс ускорила также революционная активность рабочих, заставившая фабрикантов искать варианты спасения своих вложений. Летом 1917 года прошла эвакуация предприятия подальше от фронта. Электроустановки и станки вместе с частью персонала оказались в Перми, а другие вагоны с оборудованием завода «Вольта» в силу непростой ситуации в стране задержались в Москве или добрались до Харькова. Через некоторое время предприятие с использованием эвакуированного из Эстонии персонала и оборудования было открыто в уральском посёлке Баранчинский (ныне — ЗАО «Баранчинский электромеханический завод имени Калинина»).
Первые годы независимости — трудные времена «Вольты»
В независимой же Эстонии помещения завода по своему основному назначению долгое время не использовались. За почти шесть лет полного простоя здесь был и госпиталь, и казармы для немецких войск, и различные мелкие артели. Из постоянных работников экс-завода «Вольта» оставались только сторожа…
Лишь в 1925 году власти Эстонской Республики всерьёз обратили внимание на останки завода «Вольта», предоставив кредит на развитие производства. Однако выйти на прежние объёмы не удалось. Главное проблемой стало отсутствие связи с российским рынком и очень малый объём заказов, которые завод получал от внутреннего рынка Эстонии. Из-за этого часть помещений были сданы в аренду таким компаниям, как парфюмерная фабрика Feival или шоколадная фабрика Kawe.
По состоянию на конец 1939 года на предприятии работало 244 человека, что стало максимальным показателем периода Первой Эстонской Республики. Серийного производства здесь в те годы не было, а электродвигатели, трансформаторы, насосы, вентиляторы, тепловые узлы и другое оборудование изготавливалось лишь по разовым заказам.
После вступления Эстонии в состав СССР завод был национализирован. В ноябре 1940 года он перешёл в подчинение Наркомата электростанций и электропромышленности СССР. Уже к весне 1941 года в цехах было установлено новое оборудование, которое позволило начать производство по государственным заказам. План первого квартала 1941 года по серийному выпуску электромоторов промышленного типа мощностью 7,5 и 10 килоВатт с комплектующей аппаратурой был выполнен на 90,6%. Во втором квартале были выпущено рекордные 500 электромоторов, но с началом Великой Отечественной войны работники перешли на более рекордные темпы. Токари завода в июле 1941 года выполняли нормы на 130%, а обмотчики — на 150%.
Завод не простаивал и при немцах
В августе, когда немецко-фашистские войска уже подходили к территории Эстонии, началась эвакуация оборудования. Всего с завода было вывезено материальных ценностей на 1 миллион 400 тысяч рублей, но большая их часть погибла в финском заливе вместе с кораблями в ходе эвакуации от бомбардировок и атак немецких подводных лодок.
Стоит отметить, что период фашистской оккупации не стал временем простоя для завода. Уже к концу 1941 года была предпринята попытка переоборудования его для выпуска автомобильных газогенераторов, но после завоза оборудования и набора персонала (как из бывших работников, так и из военнопленных) было принято другое решение. В 1943 году завод был передан фирме «Ханса-Верке», которая имела головной офис в Гамбурге. Под названием «Ханса моторендфабрик Верк Вольта» он был переоборудован под производство моторных генераторов для немецкого флота. Практически всё привозилось из Германии, а на месте производилась лишь сборка машин.
В ходе отступления в сентябре 1944 года фашистские войска сделали попытку уничтожить завод, но действия советских подпольщиков и рабочих завода, оказавших вооружённое сопротивление, сорвали эти планы, сохранив возможность для быстрого восстановления предприятия.
О том, как завод «Вольта» стал одним из крупнейших электротехнических предприятий советского Таллинна, мы расскажем во второй части статьи.