Вячеслав Иванов: Ханон Барабанер, начало истории

Известному учёному-экономисту, общественному деятелю, почётному гражданину города Таллинна профессору Ханону Зеликовичу Барабанеру 30 июля 2023 года исполнилось бы 90 лет. В этот день в Таллинне, по адресу ул. Кивила, 18, состоялась торжественная церемония установки памятной таблички на доме, где он жил, а на следующий день, в помещении Еврейской общины Эстонии, — презентация книги «Ханон Барабанер. Книга памяти».

В названиях обоих артефактов употреблено слово «память» — безусловно, ключевое в данной ситуации. Говорят, что человек живёт до тех пор, пока жива память о нём. Конечно, речь не о материальном, физическом существовании, но в духовном отношении мы и после их кончины продолжаем мысленное общение с дорогими нам людьми — будь то родственники, друзья, просто добрые знакомые или наши знаменитые современники. Иногда так совпадает, что и те, и другие, и даже третьи-четвёртые — в одном лице.

Безо всяких скидок и поблажек

«Книга памяти», вышедшая в свет чаяниями Русского академического общества Эстонии и издательства KPD, как раз и собрала под одной обложкой несколько десятков таких авторов — родных и близких, учёных и литераторов, журналистов и художников, политиков и бизнесменов, которые с готовностью согласились поделиться с читателем своими воспоминаниями об этом незаурядном человеке.

У каждого из них — свой Ханон Барабанер, каждый рассказывает о той грани характера и личности своего друга и коллеги, которые им — авторам — кажутся наиболее интересными и важными. Но и взятые все вместе, эти штрихи не исчерпывают всей цельности рисуемого ими портрета. На мысленном полотне остаётся достаточно пространства, которое можно заполнять сколь угодно долго (и, надо полагать, оно ещё продолжит заполняться).

Обложка книги. Изображение: KPD

 

Без всякого преувеличения, в Эстонии, особенно на северо-востоке, сыщется не одна сотня или даже тысяча объектов, достойных того, чтобы и на них были размещены памятные знаки с именем Ханона Барабанера.

Перечисление одних только отраслей, в развитие которых он внёс свою существенную лепту, уже заслуживает глубокого уважения. Сланцевая энергетика и химия, строительство и сельское хозяйство, экологические проекты и высшее образование — причём безо всяких поблажек и скидок на частный характер вуза и «нетитульный» язык преподавания: созданный и возглавляемый им в течение двадцати лет Институт экономики и управления ECOMEN выдавал своим выпускникам государственные дипломы.

На экономическом форуме в Астане. Фото из архива Х. Барабанера

 

Не дотянув до круглой даты…

В «Записных книжках» Сергея Довлатова есть такие строчки: «Все интересуются, что будет после смерти? После смерти — начинается история». Он писал это про и для себя. Но и как будто — про Ханона Барабанера. Таково свойство афоризмов: они определяют суть вопроса вообще, универсально.

Я даже не уверен, что они были знакомы при жизни, хотя не исключено, что и пересекались в каких-то компаниях. Но в их биографиях немало рифмующихся событий. Оба — ленинградцы. И оба — с большой степенью случайности (которая на самом деле есть одно из проявлений закономерности) — оказались в Эстонии…

Оба оставили здесь заметный памятный след. Правда, Ханон Барабанер прожил в Эстонии шестьдесят пять лет, тогда как Довлатов — всего неполных четыре года. Но голая статистика в абсолютных цифрах здесь не играет особой роли…

И, к слову, оба совсем немного не дожили до своих знаменательных дат: Довлатов скончался за десять дней до своего 49-летия; Ханон Барабанер — через пятьдесят три дня после 89-го дня рождения.

С женой Людмилой, фото последнего дня рождения. Из архива Х. Барабанера

 

Сергей Довлатов восхищался не только древней архитектурой Таллинна и умением здешних такелажников пить ликёр из рюмочек-напёрстков, но и теми свободами, пусть не полными, но всё-таки весьма отличавшими здешнюю журналистику и искусство от той мертвечины, которая царила в Питере и Москве.

Ханон Барабанер одним из первых представителей русскоязычной интеллигенции присоединился к русскому крылу Народного фронта Эстонии, приняв активное участие в формировании на этой базе Русского демократического движения Эстонии…

Я не пытаюсь «натянуть фрачную пару на осьминога». Я только хочу, пусть бегло, подчеркнуть, что восстановление государственного суверенитета произошло не только благодаря непрерывно действовавшему стремлению эстонского народа к свободе и демократии (что, конечно, сыграло решающую роль), но и той поддержке, которую это стремление встречало и встречает в душе каждого нормально мыслящего человека. И даже не обязательно напрямую связанного с Эстонией. Хотя среди таковых — в первую очередь…

Читайте по теме:

На доме, где жил Ханон Барабанер, установлена мемориальная доска с его именем

ДовлатовпамятьТаллиннтопХанон БарабанерЭстония